Общие черты экономических реформ Хрущева и Брежнева


Никита Сергеевич Хрущев и Леонид Ильич Брежнев в истории нашей страны занимают видное место. При всей внешней несхожести их многое объединяет. Оба были выходцами из рабочей среды и с малолетства познали бедность и лишения. Уделом их отрочества стал тяжелый физический труд, на опыте которого они реально познавали психологию рабочих и крестьян. Ни тот, ни другой не могли похвастать хорошим образованием, но обладали энергией, позволившей им сделать блистательную партийно-политическую карьеру.

Окрыляющее начало и плачевный итог

Сравнивая экономическую политику Хрущева и Брежнева можно отметить существенные общие черты. Оба вначале своей деятельности добились высоких результатов в экономическом развитии страны, а затем происходил спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства. Под занавес своего правления оба оставили продовольственную проблему и предкризисное состояние в промышленности.

Единство фундаментальных контрастов

 Сравнение особенностей экономической политики во времена руководства Советским Союзом Хрущева и Брежнева занимательно и поучительно. На первый взгляд экономические принципы обоих советских лидеров основательно разнятся. Хрущевские мероприятия были сосредоточены на:

  1. Кардинальной трансформации сталинской экономической модели социализма, через ее выход из мобилизационного состояния.

  2. Жестком проведении административно-кадровой революции во всей системе управления народным хозяйством.

  3. Подведении видоизмененной идеологической базы под социально-экономические преобразования.

В то время как в Леонид Брежнев, приняв систему после ее трансформации, основные усилия сосредоточил на:

  1. Стабилизации социально-экономической ситуации.

  2. Создание особо льготного режима для номенклатуры, вместо административного давления на нее и изгнание из истеблишмента носителей ценностей проектов прежней эпохи.

  3. Догматизация идеологии в совокупности с введением экономических стимулов и развитии методов централизованного планирования.

При всём том было много чего общего, что объединяло их в стремлении преобразовать советскую экономику, испытывавшую в послевоенные десятилетия серьезные потрясения.

Общие черты экономической политики

Проблемы экономического развития 50 – 80-х годов прошлого века были следствием особой, мобилизационной модели советского социалистического хозяйства, успешно решавшей военно-политические задачи СССР на международной арене. Неоспорима заслуга советской экономики в деле победы над фашистской Германией и милитаристской Японией, а также в создании ядерного щита и мощного военного потенциала СССР.

С другой стороны, мобилизация требовала полного напряжения всех сил и отказа от самых простых и обыденных удобств и относительного материального достатка. Хрущев и Брежнев во главу угла своей экономической политики, конечно же, как и предшественники ставили стратегические интересы государства на первое место, но и старались не забывать о насущных нуждах простого человека.

Однако сонм накопившихся проблем требовал немедленного разрешения. Поэтому экономические преобразования, проводимые этими лидерами Советского Союза, зачастую были непродуманными и скороспелыми. В большинстве своем они не достигали желаемого результата, многие проекты сворачивались на самых разных стадиях. Необходимость реформ была вызвана тем, что:

  • Во-первых, как Хрущев, так и Брежнев ставили перед экономикой задачу – «догнать и перегнать» Соединенный Штаты Америки.

  • Во-вторых, оба руководителя советского государства были подвержены гигантомании. Грандиозные начинания в экономике, по их мнению, должны были вывести СССР на лидирующие позиции во всем мире по важнейшим социально-экономическим показателям.

  • В-третьих, острая проблема продовольственного обеспечения населения заставляли усиленно стимулировать сельскохозяйственное производство, что привело к серьезным перекосам в уровне жизни сельского населения разных регионов страны.

Методы воплощения в жизнь реформаторских идей были по-прежнему основаны на идеологических установках. Командно-административная система и плановая экономика показывали неспособность устранить перекосы, и плодило одно за другим неудачные решения экономических проблем.

Блестящие отчеты на фоне тусклой действительности

В оба периода сложилась общая ситуация, когда ни работники, ни даже руководители предприятий, не были заинтересованы в повышении эффективности производства. Первые были больше озабочены добычей дефицита и пополнении своего бюджета, а карьерная судьба и материальное положение вторых зависела от отчетов, а не реального положения дел. Особенно ярко схожесть проявилась в том, что:

  1. Несмотря на мощные вложения в сельское хозяйство, колхозно-совхозная система не смогла покрыть дефицит продуктов.

  2. У предприятий не было заинтересованности во внедрении новых технологий, повышающих производительность труда, они не приводили к росту зарплат, а к снижению расценок на производство единицы продукции.

  3. Безнаказанность номенклатуры приводила к валу приписок.

  4. В условиях плановой экономики не было заинтересованности в улучшении качества продукции.

  5. Неэффективно использовалась рабочая сила.

  6. Неуклонно росла численность бюрократического аппарата.

  7. Военные расходы забирали существенную часть ВВП.

4/5 - (2 голоса)


: 11 комментариев
  1. Любаша

    Симфония Власти и Церкви состоит в том, что Церковь благословляет начинания власти и указывает ей на ее духовные просчеты. А просчеты сейчас, как и до революции, исключительно духовные. Если общество нравственно и старается исполнять евангельские заповеди, то и экономических проблем в нем не будет.

    1. Егорка

      Религия это конечно зашибись, но святым духом сыт не будешь, ваши проповеди идут от расслабленного ума и сытого желудка, и ЛЮБОЙ рабочий на предложение ПОЧИТАТЬ БИБЛИЮ пошлёт вас, если не будет иметь достойную жизнь.

  2. Марина

    Проблема нашего государства в том, что серьезные решения принимаются далеко не всегда компетентными людьми. Как было отмечено в статье, часто такие решения являются скороспелыми, непродуманными. Таким образом, даже благие намерения не приводят к желаемым результатам. Экономика -серьезная наука. Те страны, которые опираются на профессионалов в этой области не только благополучно живут в настоящем, но и имеют хорошие перспективы в будущем.

  3. Лера

    Мне кажется, усугубляло ситуацию то, что после революции страна стала изолированной. Руководство пыталось выстроить новую модель экономики. Каждый из правителей считал, что именно его модель будет самой лучшей, жизнеспособной. В то же время уже в прошлом веке появились крепкие экономики, ставшие твердой основой для существования и развития стран. Было у кого поучиться.

  4. Олег

    Как-то сложновато написана часть «Единство фундаментальных контрастов». Школьники вряд ли это поймут. Как-то по-научному. Наверное, так писали раньше в учебниках по истории партии.

  5. Лариса

    Хочется больше конкретных примеров из жизни, а не сухих научных терминов.

  6. Леся

    Забирать «существенную часть ВВП» стало традицией в нашей стране. Хотелось бы не удовлетворения имперских амбиций, а потребностей простых людей. Уже не одно поколение в нашей стране живет надеждой на светлое будущее.

    1. Артем

      Простите, а что значит «имперские амбиции,» о которых я лично слышу из уст либералов каждодневно. Космос, ВПК?! НУ мы развалили это в 90-е. Лучше стало с пенсиями, зарплатами?! Да началась утечка мозгов плюс пропасть в технологическом отставании с Западом!

  7. Денего Валера

    Если брать общие характеристики направленности реформ обоих лидеров, то следует отметить мелкобуржуазно-троцкистский уклон Хрущева и социально-политический оппортунизм Брежнева.

    1. Астроном

      А в чем мелкобуржуазность Хрущева? Наоборот, он ввел массу дополнительных «рогаток» на пути мелкотоварного сельскохозяйственного производства!

  8. Тёма

    Так или иначе, а мы все живем именно за счет той экономики. Да была нефтяная игла и крайне несовершенная экономика. А откуда взялся КАМАЗ, ВАЗ, заводы-гиганты. Игла существует и поныне, а где глобальные капиталовложения в промышленность, образование?!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *