Роман-эпопея «Тихий Дон» посвящён драматическим событиям начала XX века – войне 1914 – 1918 гг., революционным событиям в России и Гражданской войне. Герои романа – донские казаки. Автор романа – М.А. Шолохов, произведение создано в 1928 – 1940 гг.
Первоначальный замысел романа
В 1925 году Шолохов, автор нескольких рассказов, решил создать остросюжетный роман, посвящённый донским казакам, участникам Петроградского похода. Однако молодой писатель вскоре отказался от плана, потому что понял, что замысел неудачен.
По словам Михаила Александровича, читатели вряд ли могли понять, почему казаки помогали Корнилову и другим предводителям Белого движения. Затем писатель решил создать повесть «Донщина», однако поздней осенью 1926 года понял, что и этот замысел не годится, и решительно отложил рукопись в сторону. Набросков к первоначальной версии «Тихого Дона» не осталось.
Создание первых двух томов
Работа над романом «Тихий Дон» начинается с ноября 1926 года. Создавая первые три части произведения, Шолохов искал информацию в библиотеках и архивах, встречался с теми, кто участвовал в мировой войне, Гражданской войне, особенно в боях на Дону, изучал воспоминания руководителей Белого движения (генералов А.И. Деникина и П.Н. Краснова) и историю донских казаков. К началу 1928 года первые два тома были опубликованы.
Третий и четвёртый тома: почему затянулась публикация
Работа над третьим томом «Тихого Дона» закончилась к 1929 году, но начались серьёзные проблемы с публикацией. Виновником этого оказался новый главный редактор – Фадеев, заменивший заболевшего Серафимовича. Редактор заявил, что третий том романа-эпопеи нужно серьёзно переделать, убрав оттуда «всё антисоветское».
Например, Фадеев требовал, чтобы главный герой, Григорий Мелехов, сразу стал сторонником большевиков. Шолохов категорически отказывался делать это, сохранив метания Мелехова между белыми и красными – потому что придерживался исторической достоверности.
Также главный редактор хотел, чтобы из романа было убрано описание такого события, как Вёшенское восстание против большевиков. Писатель был против такой правки, исповедуя принцип «Платон мне друг, но истина дороже».
Шолохов подчёркивал, что все усилия Краснова, Шкуро и других «патриотов» втянуть простых людей в борьбу с большевиками были бы напрасными, если бы не «загибщики», пропагандировавшие социализм нехорошими способами вроде продразвёрсток (а потому такие «красные» были ничем не лучше «белых»).
Чтобы добиться публикации и в то же время избежать ненужных правок, Шолохов был вынужден идти на своеобразную уступку, написав заказной роман «Поднятая целина». Это произведение посвящено коллективизации. Выполнив литературный заказ, писатель не решил искать поддержку у власть имущих.
Он встретился с А.М. Горьким, признанным авторитетом советской литератур. Горький помог Шолохову встретиться с самим Сталиным. Вождь дал добро на публикацию, и третий том был наконец-то напечатан.
После этого Шолохов задумал продолжить работу над романом-эпопеей, и начал писать четвёртый том. Создание завершающего тома эпопеи продлилась долгих восемь лет, завершившись лишь в 1940 году.
Шолохов объяснял такую медлительность недостатком времени. Писателю приходилось постоянно отвлекаться на организационные проблемы, участвовать в съездах, работе Верховного совета. В 1940 году работа над романом была наконец-то завершена.
Краткий сюжет
Действие романа начинается в 1912 году, в станице донских казаков. До начала мировой войны – совсем немного времени. Главный герой романа, молодой казак Григорий Мелехов, полюбил красивую женщину по имени Аксинья, но это была безнадежная любовь – ведь Аксинья замужем. Суровая родня требует, чтобы Григорий образумился и женился на хорошей девушке.
Он берет в жены красивую, добрую, но нелюбимую Наталью. Между тем любовь к Аксинье не утихает, и семейная жизнь Григория складывается драматично.
Тем временем наступают грозные события, и мирная жизнь сменяется чередой войн и революций. Григорий Мелехов сражается на фронтах мировой войны, получает ранение. Наступает 1917 год — Февраль и Октябрь, Брестский мир.
После революции разгорается Гражданская война. Большевики, особенно Свердлов, затеяли политику расказачивания (устранения как реальных врагов Советской власти, так и мало-мальски подозрительных людей). Мелехов столкнулся с этой ужасной политикой и был вынужден покинуть родной хутор. Оставаться в стороне невозможно – нужно выбрать чью-то сторону. И героя ждёт долгий и тяжёлый поиск истины. Григорий поначалу решает, что лучше быть с белыми, но потом, разочаровавшись в их идеях, переходит на сторону красных.
Вдобавок Мелехов мечется между женой и возлюбленной, между долгом и любовью. Героя ждут несчастья – близкие ему люди погибают. Умирает Наталья, гибнет от пули Аксинья. Финал суров: братоубийственная война кончилась, а Григорий Мелехов возвращается в разоренную станицу, где у него остался лишь маленький сын. Он должен воспитывать его в одиночку
По мотивам каких произведений был создан «Тихий Дон»
Главными «предшественниками» романа-эпопеи были материалы, посвящённые донскому казачеству: исторические очерки, публицистическая литература. Теоретически возможны влияния произведений Виктора Севского и Ф. Крюкова (хотя это спорная теория).
Кое-что досталось «Тихому Дону» «в наследство» от прозаических произведений Бунина, а именно так называемая избыточная образность.
Наконец, легко заметить своеобразный «разговор» Шолохова с великим классиком Л. Толстым: в «Тихом Доне» заметна перекличка с «Войной и Миром» (например, взгляд автора на Гражданскую войну с разных сторон), и в какой-то степени с «Анной Карениной». Кстати, по мнению П. Вайля и А. Гениса, любое произведение о войне, написанное русским писателем, так или иначе создавалось под влиянием «Войны и Мира».
Высказывание критиков о романе
Сразу после публикации начались горячие споры. Участники дискуссий ломали копья вокруг темы авторства, появлялись обвинения в плагиате. Среди причин сомнений в авторстве Шолохова – его молодой возраст в момент публикации первых частей романа, раздробленность текста, а также вовлечённость автора в политику (например, Шолохов ставил подпись к коллективным письмам, направленным против таких «писателей», как Солженицын).
Так получилось, что почти все сторонники версии о плагиате были халтурщиками вроде Ляписа-Трубецкого, способными создавать лишь блеклые копии с оригиналов. Например, участник организации РАПП Панфёров создал многотомник «Бруски», посвящённый модной теме строительства социализма, однако об этом творении вскоре забыли – оно написано скучным, казённым языком. А мнимый защитник Шолохова, Фадеев, вскоре перешедший на сторону сторонников теории «Тихий Дон – плагиат», к 1930-м годам стал типичным «чиновником от литературы».
Сторонники версии о плагиате также высказывали нелепые теории о том, что Шолохов якобы выполнил заказ кулака, потому что «в романе затушёвана классовая борьба в дореволюционной деревне». По их мнению, из-за этого «Тихий Дон» был по вкусу «белогвардейцам» – в те годы так называли эмигрантов. Правда, творение Шолохова понравилось далеко не всем эмигрантам. Например, В. Набоков высказался о «Тихом Доне» с сарказмом.
С 1967 года среди сторонников версии о плагиате главным авторитетом, на коего часто ссылались, стал Солженицын. Автор разоблачительных романов (кстати, все книги Солженицына написаны типично чиновничьим, канцелярским языком) категорически утверждал, что «Тихий Дон» мог написать Ф. Крюков, но никак не Шолохов. А некоторые критики приписывали авторство Виктору Севскому. Солженицын написал предисловие к «научному труду» Медведевой-Томашевской «Стремя Тихого Дона», он был вдохновителем этого опуса.
Сторонники версии, что автор романа «Тихий Дон» — именно Шолохов, вместо голословных домыслов предпочитали внимательно изучать черновики романа, беловой текст, сверять его с другими произведениями писателя, а также с творчеством Крюкова и Севского. Так сделал знаменитый писатель-фронтовик К. Симонов, и после сверки версии об авторстве Крюкова и Севского были опровергнуты.