Русские писатели XX века



Двадцатый век — время весьма бурных событий для России. За этот век на её территории сменились три государства — Российская империя, СССР и современная Российская Федерация. Страна испытала существенный экономический подъём, прошла две мировые войны, пережила репрессии своих «вождей, первой в мире освоила космос… Естественно, все эти процессы отразились на российской и советской культуре, особенно литературе.

При этом единой литературной жизни в России в ХХ веке не было. Существовали несколько независимых литературных традиций. Так, советская официальная литература ничего общего не имела с Серебряным веком в идейном и эстетическом плане. Особняком стоит литература эмигрантской общественности — писатели и поэты, покинувшие Россию в связи с установлением в ней советской власти.

Серебряный век

«Серебряный век» — условное наименование периода русской культуры (в первую очередь поэзии) конца XIX — начала ХХ века, появившееся по аналогии с «золотым веком» русской поэзии (начало XIX века, пушкинская эпоха). Точный автор термина пока не установлен; им считают то Бердяева, то Маяковского, то Оцупа.

В советской науке для обозначения этого культурного периода был принят пропагандистский термин «русский декаданс». Такое название объясняли и тем, что в ту эпоху пришла в упадок традиционная русская дворянская культура и её ценности, и тем, что писателями и обществом в целом овладевали чувства безысходности, пессимизма, потери смысла жизни.

Писатель

Характеристика

Произведения

Николай Гумилёв

1886 — 1921

Русский поэт, создатель акмеизма — одного из течений поэзии серебряного века. Творчество Гумилёва посвящено разнообразным темам — любовь, искусство, философия, жизнь, смерть и др.

Особенно выделяются его стихотворения на тему дальних стран, в том числе африканских. В отличие от большинства русских поэтов того времени, Гумилёв практически не писал произведений на политическую тематику.

В 1921 году против Гумилёва большевики сфабриковали дело о его якобы участии в антибольшевистском заговоре Таганцева. По этому делу поэт был расстрелян. Окончательная его реабилитация состоялась только в 1992 году.

«Дон Жуан в Египте», «Игра», «Актеон», «Дитя Аллаха»; «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Чужое небо», «Шатёр».

Александр Блок

1880 — 1921

Представитель младшего поколения символистов. Творчество проникнуто философией, мистикой, неясными предчувствиями. При этом в произведениях причудливо сочетаются возвышенные и «низменные», мистические и повседневные мотивы.

До революции блоковская лирика была в большей степени проникнута «высокими материями», чем околдовывала публику, уводя от тяжёлой и серой реальности. В новой, послереволюционной России Блок погрузился в «кабацкий» мир, произведения стали более отчаянными и пронзительными.

С восторгом принявший Октябрьскую революцию, поэт очень скоро в ней разочаровался. Неожиданная для Блока революционная поэма «Двенадцать» оказалась ироническим произведением, но горькую насмешку поэта в те годы почти никто не заметил.

«Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Балаганчик», «Двенадцать», «Нечаянная радость», «Земля в снегу».

Владимир Маяковский

1893 — 1930

Самый известный русский футурист. Маяковский — один из крупнейших и наиболее значимых российских поэтов ХХ века.

Ранние стихи Маяковского очень экспрессивны, в них много метафор. При этом энергия политического митинга в них сочеталась с необыкновенной лиричностью.

Маяковский торжествующе описывал реалии нового времени, воспевал автомобили, самолёты, научно-технический прогресс в целом; одновременно он бичевал пороки старого мира, издевался над дворянским и «буржуйским» образом жизни. Для этого периода особенно характерно сильное богоборчество.

После Октябрьской революции Маяковский стал создавать более сложные и глубокие произведения, его личность в это время была противоречивой. Часть стихов — явно «заказного» характера, но другая часть — то, что не укладывалось в официальную идеологию и пропаганду. Некоторые считают, что его постоянные заграничные поездки в эти годы были попыткой как бы убежать от себя.

Кроме поэзии, Маяковский проявил себя и как художник, в том числе автор рекламных плакатов, и как режиссёр театра и кино, и как актёр.

«Нате!», «А вы могли бы?», «Облако в штанах», «Баня», «Мистерия-Буфф».

Велимир Хлебников

1885 — 1922

Один из родоначальников русского футуризма. Много экспериментировал со словотворчеством и «заумью» (творчески оформленной бессмысленной речью). Поэзия Хлебникова сложна для восприятия. Поскольку наполнена неожиданными сравнениями, аналогиями, «пророчествами».

Хлебников основал кружок «будетлян» — особое общество футуристов. Также он занимался изучением «законов времени», пытался найти закономерности в исторических событиях. Развил утопическую идею о построении нового государства, где «вместо дворян» будут «творяне», а вместо «приобретателей» — «изобретатели».

«Кузнечик», «Заклятие смехом», «Журавль», «Госпожа Ленин», «Ладомир», «Лесная тоска».

Сергей Есенин

1895 — 1925

Один из наиболее значимых российских поэтов ХХ столетия, творивший в разных литературных направлениях. Вначале Есенин, будучи уроженцем деревни, был близок к «новокрестьянским» поэтам, позднее перешёл в имажинизм.

В ранней, «крестьянской» лирике Есенин затрагивал темы природы, народного быта, широко пользовался народным языком. После революции окунулся в богемный, «кабацкий» мир, а также написал ряд произведений на революционную и политическую тему.

Однако эта сторона есенинского наследия долгое время понималась слишком однобоко: так, горькую иронию и осуждение слепого бунта маргинальных слоёв народа в поэме «Анна Снегина» почти никто не замечал, и произведение казалось читателям и критикам революционным.

«Берёза», «Поёт зима — аукает…», «Кузнец», «Чёрный человек», «Москва кабацкая», «Анна Снегина».

Валерий Брюсов

1873 — 1924

Русский писатель и поэт, критик, литературовед. Основатель русского символизма, его главный идеолог.

Брюсов вдохновлялся самыми разными темами и идеями: историей и историческими деятелями, современной ему городской жизнью, философскими мотивами и др. Произведения Брюсова то излучают оптимизм и торжественность, то передают пессимизм и отчаяние.

При этом Валерий Брюсов, в отличие от младших символистов, не увлекался мистическими концепциями; для него символизм — это прежде всего эстетическая программа.

Брюсов известен как мастер стихотворной формы; он экспериментировал с разными размерами и видами рифмы, внедрял верлибр. Но время от времени он отходил от модернизма и возвращался к проверенным классическим формам, стараясь, однако, придать этим формам новый дух.

«Каменщик», «Me eum esse», «Tertia vigilia», «Urbi et orbi»; исторические романы «Алтарь победы», «Огненный ангел» и др.

Русские и советские писатели первой половины XX века

В первой половине ХХ века развитие русской литературы было бурным, сложным и противоречивым. Установление Советской власти диктовало творческим людям новые правила, которые одни из них принимали добровольно, другие вынужденно, а третьи предпочли отправиться в эмиграцию.

Впрочем, до конца двадцатых годов в советской литературе не было жёсткого идеологического давления, благодаря чему культурная жизнь в стране продолжалась, как и раньше. Но популярность у публики и поддержку государства получали те авторы, которые выступали с «левых» позиций.

Писатель

Характеристика

Произведения

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

1868 — 1936

Русский писатель-классик конца XIX — первой половины ХХ века.

На раннем этапе писал романтические новеллы и повести, пронизанные духом свободы и саморазвития. Позднее Горький заинтересовался революционным движением и коммунистическим учением, что стало отражаться в его «пролетарских» произведениях.

Однако сближение Горького с большевиками происходило постепенно и не без разногласий. Так, в начале своего «пролетарского» пути писатель был увлечён идеями «богостроительства», совмещавшими марксистское учение и религиозную веру. Впоследствии Горький принял советскую власть, окончательно переселился в СССР, где проявил себя и как общественный деятель.

В последние годы Максим Горький был откровенным сталинистом, за что был раскритикован другими деятелями русской культуры.

«Детство», «В людях», «Мои университеты»; «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Макар Чудра».

Алексей Толстой

1883 — 1945

Русский и советский писатель, представитель древнего дворянского рода Толстых. Создавал произведения разных жанров, среди них сказки, научно-фантастические романы, исторические романы.

Будучи представителем знатного дворянства (хотя некоторыми исследователями и современниками оно оспаривалось), Алексей Толстой сумел не только освоиться в советской стране, но сразу стал любимцем Сталина. Писатель удостоился различных наград, ряда государственных постов и, конечно же, «элитарного» уровня жизни, мало отличавшегося от дореволюционного дворянского.

«Хождение по мукам», «Пётр I», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита», «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Михаил Булгаков

1891 — 1940

Русский и советский писатель. Ряд его произведений причудливо совмещает реализм, фантастику и мистику.

Несмотря на то, что его произведения не совпадали с «генеральной линией партии», Булгаков всё равно жил, работал и публиковался в СССР, его творчество даже нравилось Сталину.

Особенности многих произведений Булгакова объясняются его биографией: по образованию он был врачом, а его отцом был известный в дореволюционное время православный богослов.

«Белая гвардия», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Мастер и Маргарита«; «Дни Турбиных», «Иван Васильевич».

Иван Бунин

1870 — 1953

Русский писатель, один из первых русских лауреатов Нобелевской премии (1933 г.). До революции живописал русскую деревню, создавал лиричные картины провинциальной дворянской жизни. Другие его произведения — рассказы и повести о любви, которые отчасти носили автобиографический характер. Одним из самых глубоких его предреволюционных произведений стал рассказ «Господин из Сан-Франциско», затрагивающий темы социального неравенства и беспомощности людей перед лицом смерти.

После революции эмигрировал и жил во Франции, став деятельным участником русской эмиграции.

«Деревня», «Тёмные аллеи», «Митина любовь», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско».

Борис Пастернак

1890 — 1960

Один из крупнейших русских поэтов и писателей ХХ века. Был лауреатом Нобелевской премии, но вынужден был от неё отказаться, поскольку испытал на себе травлю советского правительства и официозных советских литераторов.

В своём творчестве Пастернак разрывался между традициями мировой литературы, в том числе наследием Серебряного века, и официальной советской идеологией. В конце концов поэт был отстранён от отечественной литературной жизни.

«Доктор Живаго», «На ранних поездах», «Поверх барьеров», «Второе рождение».

Александр Беляев

1884 — 1942

Русский и советский писатель-фантаст. Первый советский писатель, целиком сосредоточившийся на фантастике.

В его произведениях, выдержанных в жанре классической «жёсткой» фантастики, поднимались актуальные для того времени проблемы науки: создание «человека-амфибии», возможность пересадки головы и жизни мозга вне тела, анабиоз и его последствия для человека, генная инженерия и т. д.

В своём последнем романе «Ариэль» он создал образ героя, который покорил воздушное пространство и научился летать без каких-либо приспособлений.

Александр Беляев предсказал многие технологические открытия: подводную видеосъёмку, подводные фермы и поселения, буксировочные ранцы для пловцов, покорение космоса и высадку на Луну.

В то же время Беляев старался создавать свои произведения «идеологически выдержанными», из-за чего в них имеются пропагандистские штампы (безжалостность и паразитизм капиталистов, тяжёлые испытания положительных персонажей и др.). Это несколько снизило значимость писателя в последующие годы.

«Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Хойти-Тойти», «Человек, который не спит», «Ариэль».

Евгений Замятин

1884 — 1937

Русский и советский писатель. Создатель одной из самых первых в мире антиутопий — романа «Мы». В этой книге, написанной в 1920 году, писатель предвосхитил ужасы тоталитарного государства, которое в скором времени и было построено в СССР.

Менее известны другие произведения Замятина, которые, однако, оказали значительное влияние на советских литераторов.

«Мы», «Бич божий».

Михаил Пришвин

1873 — 1954

Один из самых известных советских писателей-«натуралистов». В его произведениях затрагивались темы природы и взаимоотношения с ней человека.

С 1920-х годов Пришвин серьёзно занимался фотографированием, поскольку считал, что фотографии позволяют лучше передать смысл и красоту его произведений.

«Кладовая солнца», «Мирская чаша», «Жень-шень».

Михаил Шолохов

1905 — 1984

Советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Является автором романов-эпопей, рассказывающих о судьбе донского казачества в период установления Советской власти. Также писал произведения, посвящённые Великой Отечественной войне.

«Тихий Дон«, «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти».

Александр Твардовский

1910 — 1971

Русский советский писатель. Больше всего известен своими поэмами, написанными в «народном» духе, с использованием фольклорных элементов. Вместе с тем произведения Твардовского отличаются твёрдой идеологической направленностью, которая менялась в зависимости от того, кто сидел на посту Генерального секретаря.

Так, в поэме «За далью — даль», написанной в хрущёвскую эпоху, поэт предаётся осуждению И. В. Сталина, хотя до этого писал целые хвалебные поэмы в честь «вождя народов» (который раскулачил и репрессировал его семью).

Наибольшую известность Твардовскеому принесла эпическая поэма «Василий Тёркин», наполненная задорным солдатским юмором, бодрым духом, уверенностью в победе Красной Армии и скором окончании войны.

«Василий Тёркин», «За далью — даль», «Дом у дороги», «Путь к социализму», «Страна Муравия».

Советские и российские писатели второй половины ХХ века

В истории советской литературы вторая половина ХХ века — период особенный. В стране сложилось вполне развитое «индустриальное» общество, состоящее из образованных городских жителей. Разными путями в страну проникала культура из «капиталистического мира», а коммунистическая идеология и пропаганда переживала всё больший кризис. На вторую половину ХХ века приходится расцвет «самиздата» и диссидентского движения.

Одна из особенностей советской (как во многом и мировой) литературы этого периода — повышенный интерес массовой публике к фантастике. Это объясняется и началом космической эры, и развитием научного и технического прогресса, и определёнными явлениями в социальной и политической жизни.

Писатель

Характеристика

Произведения

Аркадий (1925 — 1991) и Борис (1933 — 2012) Стругацкие

Одни из крупнейших советских писателей-фантастов. Создали собственную «вселенную» — утопический Мир Полудня. Таким они видели светлое коммунистическое будущее, в которое наивно верили до определённого момента.

Начиная с семидесятых годов, однако, Стругацкие разочаровались в коммунистическом учении. Их книги этого периода написаны в мрачных и отчаянных тонах, в них коммунистическое государство предстаёт в виде хтонического ужаса, а существование человека в нём описано как абсурдное и бессмысленное.

«Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Полдень, XXII век», «Хищные вещи века», «Гадкие лебеди», «Парень из преисподней».

Александр Солженицын

1918 — 2008

Советский писатель и общественный деятель. Значительную часть времени посвятил борьбе против коммунистического режима. И значительную часть времени провёл в ГУЛАГе как политзаключённый.

Часть своих произведений написал в заключении. Публиковаться впервые начал во время хрущёвской «оттепели», однако затем снова был запрещён к печати.

В своих произведениях пытался следовать «классическим русским» традициям, в том числе в плане нравственного посыла, при этом описывал в них реалии современного ему мира. Солженицын является автором как рассказов и повестей, так и огромных романов-эпопей.

«Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор».

Андрей Вознесенский

1933 — 2010

Один из самых известных советских поэтов-«шестидесятников». В своих стихах отражал реалии современного мира, часто в ироническом духе. Экспериментировал с различными формами современной поэзии, в том числе был одним из представителей советского и российского постмодернизма.

Также известен как автор текстов к популярным песням.

«Юнона и Авось», «Мастера», «Оза», «Лонжюмо».

Чингиз Айтматов

1928 — 2008

Самый популярный киргизский писатель. Кроме литературы, занимался государственной деятельностью — был послом СССР, а затем Киргизии в европейских странах.

В своём творчестве совмещал реализм (в том числе «социалистический») и мифологические мотивы, вставлял в повествование мифы, легенды, притчи. Из-за этого его произведения пронизаны глубокой философией, иногда даже мистикой. Его перу принадлежит и фантастический роман «Тавро Кассандры», посвящённый проблеме создания искусственного человека.

«Джамиля», «И дольше века длится день», «Прощай, Гульсары!», «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Тавро Кассандры».

Владимир Войнович

1932 — 2018

Советский и российский писатель и либеральный общественный деятель, диссидент. В 1980 году был лишён советского гражданства, поэтому жил в Германии.

Его произведения, чаще всего сатирические, были посвящены критике советской действительности и коммунистического режима. Но есть среди них и более аполитичные — например, роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».

Также Войнович — один из авторов уникального коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся» (кроме него, в написании участвовали ещё восемь писателей).

В сатирической антиутопии «Москва 2042», написанной в 1986 году, Войнович очень точно, на грани пророчества, предсказал события путинской России, начиная с 2012 года.

«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042», «Смеётся тот, кто смеётся» (в соавторстве), «Степень доверия».

5/5 - (3 голоса)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.