Двадцатый век — время весьма бурных событий для России. За этот век на её территории сменились три государства — Российская империя, СССР и современная Российская Федерация. Страна испытала существенный экономический подъём, прошла две мировые войны, пережила репрессии своих «вождей, первой в мире освоила космос… Естественно, все эти процессы отразились на российской и советской культуре, особенно литературе.
При этом единой литературной жизни в России в ХХ веке не было. Существовали несколько независимых литературных традиций. Так, советская официальная литература ничего общего не имела с Серебряным веком в идейном и эстетическом плане. Особняком стоит литература эмигрантской общественности — писатели и поэты, покинувшие Россию в связи с установлением в ней советской власти.
Серебряный век
«Серебряный век» — условное наименование периода русской культуры (в первую очередь поэзии) конца XIX — начала ХХ века, появившееся по аналогии с «золотым веком» русской поэзии (начало XIX века, пушкинская эпоха). Точный автор термина пока не установлен; им считают то Бердяева, то Маяковского, то Оцупа.
В советской науке для обозначения этого культурного периода был принят пропагандистский термин «русский декаданс». Такое название объясняли и тем, что в ту эпоху пришла в упадок традиционная русская дворянская культура и её ценности, и тем, что писателями и обществом в целом овладевали чувства безысходности, пессимизма, потери смысла жизни.
Писатель | Характеристика | Произведения |
---|---|---|
Николай Гумилёв 1886 — 1921 | Русский поэт, создатель акмеизма — одного из течений поэзии серебряного века. Творчество Гумилёва посвящено разнообразным темам — любовь, искусство, философия, жизнь, смерть и др. Особенно выделяются его стихотворения на тему дальних стран, в том числе африканских. В отличие от большинства русских поэтов того времени, Гумилёв практически не писал произведений на политическую тематику. В 1921 году против Гумилёва большевики сфабриковали дело о его якобы участии в антибольшевистском заговоре Таганцева. По этому делу поэт был расстрелян. Окончательная его реабилитация состоялась только в 1992 году. | «Дон Жуан в Египте», «Игра», «Актеон», «Дитя Аллаха»; «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Чужое небо», «Шатёр». |
Александр Блок 1880 — 1921 | Представитель младшего поколения символистов. Творчество проникнуто философией, мистикой, неясными предчувствиями. При этом в произведениях причудливо сочетаются возвышенные и «низменные», мистические и повседневные мотивы. До революции блоковская лирика была в большей степени проникнута «высокими материями», чем околдовывала публику, уводя от тяжёлой и серой реальности. В новой, послереволюционной России Блок погрузился в «кабацкий» мир, произведения стали более отчаянными и пронзительными. С восторгом принявший Октябрьскую революцию, поэт очень скоро в ней разочаровался. Неожиданная для Блока революционная поэма «Двенадцать» оказалась ироническим произведением, но горькую насмешку поэта в те годы почти никто не заметил. | «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Балаганчик», «Двенадцать», «Нечаянная радость», «Земля в снегу». |
Владимир Маяковский 1893 — 1930 | Самый известный русский футурист. Маяковский — один из крупнейших и наиболее значимых российских поэтов ХХ века. Ранние стихи Маяковского очень экспрессивны, в них много метафор. При этом энергия политического митинга в них сочеталась с необыкновенной лиричностью. Маяковский торжествующе описывал реалии нового времени, воспевал автомобили, самолёты, научно-технический прогресс в целом; одновременно он бичевал пороки старого мира, издевался над дворянским и «буржуйским» образом жизни. Для этого периода особенно характерно сильное богоборчество. После Октябрьской революции Маяковский стал создавать более сложные и глубокие произведения, его личность в это время была противоречивой. Часть стихов — явно «заказного» характера, но другая часть — то, что не укладывалось в официальную идеологию и пропаганду. Некоторые считают, что его постоянные заграничные поездки в эти годы были попыткой как бы убежать от себя. Кроме поэзии, Маяковский проявил себя и как художник, в том числе автор рекламных плакатов, и как режиссёр театра и кино, и как актёр. | «Нате!», «А вы могли бы?», «Облако в штанах», «Баня», «Мистерия-Буфф». |
Велимир Хлебников 1885 — 1922 | Один из родоначальников русского футуризма. Много экспериментировал со словотворчеством и «заумью» (творчески оформленной бессмысленной речью). Поэзия Хлебникова сложна для восприятия. Поскольку наполнена неожиданными сравнениями, аналогиями, «пророчествами». Хлебников основал кружок «будетлян» — особое общество футуристов. Также он занимался изучением «законов времени», пытался найти закономерности в исторических событиях. Развил утопическую идею о построении нового государства, где «вместо дворян» будут «творяне», а вместо «приобретателей» — «изобретатели». | «Кузнечик», «Заклятие смехом», «Журавль», «Госпожа Ленин», «Ладомир», «Лесная тоска». |
Сергей Есенин 1895 — 1925 | Один из наиболее значимых российских поэтов ХХ столетия, творивший в разных литературных направлениях. Вначале Есенин, будучи уроженцем деревни, был близок к «новокрестьянским» поэтам, позднее перешёл в имажинизм. В ранней, «крестьянской» лирике Есенин затрагивал темы природы, народного быта, широко пользовался народным языком. После революции окунулся в богемный, «кабацкий» мир, а также написал ряд произведений на революционную и политическую тему. Однако эта сторона есенинского наследия долгое время понималась слишком однобоко: так, горькую иронию и осуждение слепого бунта маргинальных слоёв народа в поэме «Анна Снегина» почти никто не замечал, и произведение казалось читателям и критикам революционным. | «Берёза», «Поёт зима — аукает…», «Кузнец», «Чёрный человек», «Москва кабацкая», «Анна Снегина». |
Валерий Брюсов 1873 — 1924 | Русский писатель и поэт, критик, литературовед. Основатель русского символизма, его главный идеолог. Брюсов вдохновлялся самыми разными темами и идеями: историей и историческими деятелями, современной ему городской жизнью, философскими мотивами и др. Произведения Брюсова то излучают оптимизм и торжественность, то передают пессимизм и отчаяние. При этом Валерий Брюсов, в отличие от младших символистов, не увлекался мистическими концепциями; для него символизм — это прежде всего эстетическая программа. Брюсов известен как мастер стихотворной формы; он экспериментировал с разными размерами и видами рифмы, внедрял верлибр. Но время от времени он отходил от модернизма и возвращался к проверенным классическим формам, стараясь, однако, придать этим формам новый дух. | «Каменщик», «Me eum esse», «Tertia vigilia», «Urbi et orbi»; исторические романы «Алтарь победы», «Огненный ангел» и др. |
Русские и советские писатели первой половины XX века
В первой половине ХХ века развитие русской литературы было бурным, сложным и противоречивым. Установление Советской власти диктовало творческим людям новые правила, которые одни из них принимали добровольно, другие вынужденно, а третьи предпочли отправиться в эмиграцию.
Впрочем, до конца двадцатых годов в советской литературе не было жёсткого идеологического давления, благодаря чему культурная жизнь в стране продолжалась, как и раньше. Но популярность у публики и поддержку государства получали те авторы, которые выступали с «левых» позиций.
Писатель | Характеристика | Произведения |
---|---|---|
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) 1868 — 1936 | Русский писатель-классик конца XIX — первой половины ХХ века. На раннем этапе писал романтические новеллы и повести, пронизанные духом свободы и саморазвития. Позднее Горький заинтересовался революционным движением и коммунистическим учением, что стало отражаться в его «пролетарских» произведениях. Однако сближение Горького с большевиками происходило постепенно и не без разногласий. Так, в начале своего «пролетарского» пути писатель был увлечён идеями «богостроительства», совмещавшими марксистское учение и религиозную веру. Впоследствии Горький принял советскую власть, окончательно переселился в СССР, где проявил себя и как общественный деятель. В последние годы Максим Горький был откровенным сталинистом, за что был раскритикован другими деятелями русской культуры. | «Детство», «В людях», «Мои университеты»; «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Макар Чудра». |
Алексей Толстой 1883 — 1945 | Русский и советский писатель, представитель древнего дворянского рода Толстых. Создавал произведения разных жанров, среди них сказки, научно-фантастические романы, исторические романы. Будучи представителем знатного дворянства (хотя некоторыми исследователями и современниками оно оспаривалось), Алексей Толстой сумел не только освоиться в советской стране, но сразу стал любимцем Сталина. Писатель удостоился различных наград, ряда государственных постов и, конечно же, «элитарного» уровня жизни, мало отличавшегося от дореволюционного дворянского. | «Хождение по мукам», «Пётр I», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита», «Золотой ключик, или приключения Буратино». |
Михаил Булгаков 1891 — 1940 | Русский и советский писатель. Ряд его произведений причудливо совмещает реализм, фантастику и мистику. Несмотря на то, что его произведения не совпадали с «генеральной линией партии», Булгаков всё равно жил, работал и публиковался в СССР, его творчество даже нравилось Сталину. Особенности многих произведений Булгакова объясняются его биографией: по образованию он был врачом, а его отцом был известный в дореволюционное время православный богослов. | «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Мастер и Маргарита«; «Дни Турбиных», «Иван Васильевич». |
Иван Бунин 1870 — 1953 | Русский писатель, один из первых русских лауреатов Нобелевской премии (1933 г.). До революции живописал русскую деревню, создавал лиричные картины провинциальной дворянской жизни. Другие его произведения — рассказы и повести о любви, которые отчасти носили автобиографический характер. Одним из самых глубоких его предреволюционных произведений стал рассказ «Господин из Сан-Франциско», затрагивающий темы социального неравенства и беспомощности людей перед лицом смерти. После революции эмигрировал и жил во Франции, став деятельным участником русской эмиграции. | «Деревня», «Тёмные аллеи», «Митина любовь», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». |
Борис Пастернак 1890 — 1960 | Один из крупнейших русских поэтов и писателей ХХ века. Был лауреатом Нобелевской премии, но вынужден был от неё отказаться, поскольку испытал на себе травлю советского правительства и официозных советских литераторов. В своём творчестве Пастернак разрывался между традициями мировой литературы, в том числе наследием Серебряного века, и официальной советской идеологией. В конце концов поэт был отстранён от отечественной литературной жизни. | «Доктор Живаго», «На ранних поездах», «Поверх барьеров», «Второе рождение». |
Александр Беляев 1884 — 1942 | Русский и советский писатель-фантаст. Первый советский писатель, целиком сосредоточившийся на фантастике. В его произведениях, выдержанных в жанре классической «жёсткой» фантастики, поднимались актуальные для того времени проблемы науки: создание «человека-амфибии», возможность пересадки головы и жизни мозга вне тела, анабиоз и его последствия для человека, генная инженерия и т. д. В своём последнем романе «Ариэль» он создал образ героя, который покорил воздушное пространство и научился летать без каких-либо приспособлений. Александр Беляев предсказал многие технологические открытия: подводную видеосъёмку, подводные фермы и поселения, буксировочные ранцы для пловцов, покорение космоса и высадку на Луну. В то же время Беляев старался создавать свои произведения «идеологически выдержанными», из-за чего в них имеются пропагандистские штампы (безжалостность и паразитизм капиталистов, тяжёлые испытания положительных персонажей и др.). Это несколько снизило значимость писателя в последующие годы. | «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Хойти-Тойти», «Человек, который не спит», «Ариэль». |
Евгений Замятин 1884 — 1937 | Русский и советский писатель. Создатель одной из самых первых в мире антиутопий — романа «Мы». В этой книге, написанной в 1920 году, писатель предвосхитил ужасы тоталитарного государства, которое в скором времени и было построено в СССР. Менее известны другие произведения Замятина, которые, однако, оказали значительное влияние на советских литераторов. | «Мы», «Бич божий». |
Михаил Пришвин 1873 — 1954 | Один из самых известных советских писателей-«натуралистов». В его произведениях затрагивались темы природы и взаимоотношения с ней человека. С 1920-х годов Пришвин серьёзно занимался фотографированием, поскольку считал, что фотографии позволяют лучше передать смысл и красоту его произведений. | «Кладовая солнца», «Мирская чаша», «Жень-шень». |
Михаил Шолохов 1905 — 1984 | Советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Является автором романов-эпопей, рассказывающих о судьбе донского казачества в период установления Советской власти. Также писал произведения, посвящённые Великой Отечественной войне. | «Тихий Дон«, «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти». |
Александр Твардовский 1910 — 1971 | Русский советский писатель. Больше всего известен своими поэмами, написанными в «народном» духе, с использованием фольклорных элементов. Вместе с тем произведения Твардовского отличаются твёрдой идеологической направленностью, которая менялась в зависимости от того, кто сидел на посту Генерального секретаря. Так, в поэме «За далью — даль», написанной в хрущёвскую эпоху, поэт предаётся осуждению И. В. Сталина, хотя до этого писал целые хвалебные поэмы в честь «вождя народов» (который раскулачил и репрессировал его семью). Наибольшую известность Твардовскеому принесла эпическая поэма «Василий Тёркин», наполненная задорным солдатским юмором, бодрым духом, уверенностью в победе Красной Армии и скором окончании войны. | «Василий Тёркин», «За далью — даль», «Дом у дороги», «Путь к социализму», «Страна Муравия». |
Советские и российские писатели второй половины ХХ века
В истории советской литературы вторая половина ХХ века — период особенный. В стране сложилось вполне развитое «индустриальное» общество, состоящее из образованных городских жителей. Разными путями в страну проникала культура из «капиталистического мира», а коммунистическая идеология и пропаганда переживала всё больший кризис. На вторую половину ХХ века приходится расцвет «самиздата» и диссидентского движения.
Одна из особенностей советской (как во многом и мировой) литературы этого периода — повышенный интерес массовой публике к фантастике. Это объясняется и началом космической эры, и развитием научного и технического прогресса, и определёнными явлениями в социальной и политической жизни.
Писатель | Характеристика | Произведения |
---|---|---|
Аркадий (1925 — 1991) и Борис (1933 — 2012) Стругацкие | Одни из крупнейших советских писателей-фантастов. Создали собственную «вселенную» — утопический Мир Полудня. Таким они видели светлое коммунистическое будущее, в которое наивно верили до определённого момента. Начиная с семидесятых годов, однако, Стругацкие разочаровались в коммунистическом учении. Их книги этого периода написаны в мрачных и отчаянных тонах, в них коммунистическое государство предстаёт в виде хтонического ужаса, а существование человека в нём описано как абсурдное и бессмысленное. | «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Полдень, XXII век», «Хищные вещи века», «Гадкие лебеди», «Парень из преисподней». |
Александр Солженицын 1918 — 2008 | Советский писатель и общественный деятель. Значительную часть времени посвятил борьбе против коммунистического режима. И значительную часть времени провёл в ГУЛАГе как политзаключённый. Часть своих произведений написал в заключении. Публиковаться впервые начал во время хрущёвской «оттепели», однако затем снова был запрещён к печати. В своих произведениях пытался следовать «классическим русским» традициям, в том числе в плане нравственного посыла, при этом описывал в них реалии современного ему мира. Солженицын является автором как рассказов и повестей, так и огромных романов-эпопей. | «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор». |
Андрей Вознесенский 1933 — 2010 | Один из самых известных советских поэтов-«шестидесятников». В своих стихах отражал реалии современного мира, часто в ироническом духе. Экспериментировал с различными формами современной поэзии, в том числе был одним из представителей советского и российского постмодернизма. Также известен как автор текстов к популярным песням. | «Юнона и Авось», «Мастера», «Оза», «Лонжюмо». |
Чингиз Айтматов 1928 — 2008 | Самый популярный киргизский писатель. Кроме литературы, занимался государственной деятельностью — был послом СССР, а затем Киргизии в европейских странах. В своём творчестве совмещал реализм (в том числе «социалистический») и мифологические мотивы, вставлял в повествование мифы, легенды, притчи. Из-за этого его произведения пронизаны глубокой философией, иногда даже мистикой. Его перу принадлежит и фантастический роман «Тавро Кассандры», посвящённый проблеме создания искусственного человека. | «Джамиля», «И дольше века длится день», «Прощай, Гульсары!», «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Тавро Кассандры». |
Владимир Войнович 1932 — 2018 | Советский и российский писатель и либеральный общественный деятель, диссидент. В 1980 году был лишён советского гражданства, поэтому жил в Германии. Его произведения, чаще всего сатирические, были посвящены критике советской действительности и коммунистического режима. Но есть среди них и более аполитичные — например, роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Также Войнович — один из авторов уникального коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся» (кроме него, в написании участвовали ещё восемь писателей). В сатирической антиутопии «Москва 2042», написанной в 1986 году, Войнович очень точно, на грани пророчества, предсказал события путинской России, начиная с 2012 года. | «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042», «Смеётся тот, кто смеётся» (в соавторстве), «Степень доверия». |
СпасиБог, благодарю.
Прочитала этот основательный материал с удовольствием, вспомнила хрестоматию. Чёткие таблицы, объективные характеристики писателей. Конечно, это узкий список, — но именно то, что нужно.
Ссылка сохранена.
Будет полезно в нашей домашней школе — в трёхъязычной семье.
Привет и молитвы из северной Англии.
Отличная информация и подборка, все коротко и ясно.