Русские писатели и поэты XVIII века



Русская литература XVIII века была довольно обширной, однако по своему развитию находилась ещё в начальном, ученическом состоянии. Развиваясь преимущественно в рамках европейского классицизма (а в последние годы столетия — сентиментализма), она характеризовалась сильным подражательством. Вместе с тем были попытки найти свой собственный, национальный путь развития литературы.

Русские писатели XVIII века во всём были новаторами. Ведь национальные литературы других стран того времени были закономерным продолжением литературных традиций предшествующих лет. В России же светская культура как таковая только появилась, так что никакой предшествующей «базы» у неё не существовало.

Писатель

Характеристика

Произведения

Антиох Кантемир

1708 – 1744 гг.

Русский поэт-сатирик, представитель старого силлабического стихосложения. Известен в основном своими сатирами. Кроме того, перевёл книгу Фонтенеля «Разговор о множестве миров», которая наделала в тогдашней России много шума, поскольку противоречила религиозному учению. Помимо литературной деятельности, занимался дипломатией. Кантемир — представитель молдавской княжеской династии, его отец в своё время стал сподвижником Петра I.

«На хулящих учение» («I сатира») и ещё восемь сатир; «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов российских» (Харитон Макентин — псевдоним-анаграмма Антиоха Кантемира).

Феофан Прокопович

1681 — 1736 гг.

Один из первых русских просветителей. Был крупным поэтом и одним из первых русских драматургов. Кроме того, заслужил известность как философ, математик, переводчик и публицист. Будучи епископом Русской православной церкви, он сделал крупный вклад в светскую российскую культуру и во многом заложил её основы.

Был покровителем и учителем Кантемира, Тредиаковского, Татищева. Предвосхитил многие идеи классицизма — в частности, ещё до Ломоносова предлагал выделять три «штиля» поэзии.

Вместе с тем Феофан Прокопович был основателем российского политического сыска. Он написал инструкцию для следователей, где, помимо прочего, были сформулированы правила проведения пыток.

Трагикомедия «Владимир», «Правда воли монаршей».

Василий Тредиаковский

1703 — 1768 гг.

Реформатор русского стихосложения; первым ввёл силлабо-тонический принцип в русскую поэзию. Много путешествовал по Европе, благодаря чему набирался мирового опыта в литературной деятельности. Один из самых популярных одописцев XVIII столетия. Перевёл роман Таллемана «Езда в остров любви», ставший первым любовным романом на русском языке.

Писал научные статьи о русской филологии. Первым описал «народную этимологию» — и в то же время сам был её приверженцем, отыскивая «славянские корни» в иноязычных словах. Будучи сыном известного священника, Тредиаковский зарекомендовал себя как «безбожника» и весьма радикально продвигал в России идеи Просвещения, что вызвало гнев даже такого учёного мужа, как Ломоносов.

«Езда в остров любви» (перевод), «Телемахида» (стихотворный перевод прозаического оригинала), «Житие канцлера Франциска Бакона», «Эпистола от российской поэзии к Аполлину».

Михаил Ломоносов

1711 — 1765 гг.

Первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, специалист в ряде наук. Также был крупным писателем и поэтом своего столетия.

В литературе установил принцип «трёх штилей», ставший основой всего русского классицизма. Окончательно разработал теорию русского силлабо-тонического стиха. Первый в русской поэзии автор торжественных и философских од, последние посвящены науке, тайнам природы, строению космического пространства и т. д.

«Вечернее размышление о божием величестве…», «Гимн бороде»,

Александр Сумароков

1717 — 1777 гг.

Один из крупнейших русских литераторов XVIII века, первый профессиональный русский писатель. Сумароков писал в разных жанрах, использовал разные стихотворные размеры, виды рифмы, экспериментировал со стилями. Также Сумароков был крупнейшим русским драматургом того времени; он создавал трагедии и комедии, несмотря на то, что в канонах классицизма драматурги должны были специализироваться только на одном жанре.

Литературное творчество Сумароков понимал со своеобразных политических позиций. По его мнению, литература должна «обучать» и «просвещать», при этом публика, изначально «неграмотная», должна быть благодарна автору и относиться к нему с почтением.

«Хорев», «Димитрий Самозванец», «Тресотиниус» (сатирическая комедия, в которой Сумароков осмеял своего главного врага — поэта Тредиаковского), «Чудовищи», «Пустая ссора».

Михаил Херасков

1733 — 1807 гг.

Представитель румынского боярского рода Хереску. Служил при Московском университете, где основал университетский пансион и Вольное российское собрание — кружок любителей науки и искусства. Также Херасков был основателем первых московских театров.

Михаил Херасков издавал огромные по объёму произведения, в том числе первую русскую эпическую поэму «Россиада». Однако годы его активности пришлись на постепенный закат классицизма; при этом даже в рамках этого направления большие и тяжеловесные произведения Хераскова были неудобны для массового читателя, казались скучными. Неудивительно поэтому, что уже в начале XIX века писатель был почти окончательно забыт.

«Россиада», «Венецианская монахиня».

Гавриил Державин

1743 — 1816 гг.

Выдающийся русский поэт эпохи Просвещения. Был видным государственным деятелем, сенатором, лично участвовал в подавлении восстания Пугачёва.

В первую очередь известен как автор торжественных од. В них Державин выступил новатором: смешивал «высокий» и «низкий» штили, вводил в оду сатиру и юмор, автобиографические фрагменты. Во многих стихотворениях отражены красоты природы, которые переплетаются с философскими рассуждениями; за это его поэзию современники называли «говорящей живописью».

«Фелица» (ода, посвящённая Екатерине II), «Водопад», «Снигирь», «Бог», «РУИНА ЧТИ» (незаконченное стихотворение-акростих), «Гром победы, раздавайся!» (неофициальный гимн Российской империи).

Николай Новиков

1744 — 1818 гг.

Новиков был в первую очередь журналистом и просветителем, а также предпринимателем-книготорговцем. Также являлся одним из самых известных русских масонов XVIII века — состоял в ордене Розенкрейцеров.

Николай Новиков издавал ряд журналов, получивших широкую — и вместе с тем скандальную известность. Среди них не только сатирические («Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелёк»), но и первый русский философский журнал «Утренний свет», а также первый в России женский журнал — «Модное ежемесячное издание».

«Древняя российская вивлиофика» (многотомное собрание древнерусских литературных памятников); «Герметическая библиотека» (сборник русских алхимических текстов).

Александр Радищев

1749 — 1802 гг.

Радищев — русский писатель и государственный деятель. Сотрудничал с журналами Новикова, переводил произведения французских просветителей. Широкую известность получила его повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он обстоятельно критиковал российскую действительность, в том числе крепостное право. За эту повесть Радищев навлёк на себя лютый гнев Екатерины, которая назвала его «бунтовщиком хуже Пугачёва» и едва не предала смертной казни.

«Путешествие из Петербурга в Москву», «Дневник одной недели», «Офицерские упражнения».

Денис Фонвизин

1745 — 1792

Русский писатель времён Екатерины II, род которого происходит от немецкого барона, взятого в плен Иваном Грозным во время Ливонской войны.

Фонвизин — родоначальник русской бытовой комедии. Как и большинство русских писателей того времени, активно занимался переводами, только был увлечён не столько французской, сколько немецкой литературой.

Встречался с Бенджамином Франклином, который, по некоторым предположениям, явился прообразом Стародума — положительного персонажа комедии Фонвизина «Недоросль».

«Недоросль», «Гувернёр», «Рассуждение о непременных государственных законах».

Николай Карамзин

1766 — 1826 гг.

Русский писатель и историк, представитель русского сентиментализма. Выработал новый литературный стиль русского языка, знаменовавший собой отход от канонов классицизма. В рамках своей языковой реформы Карамзин ввёл новые слова, многие из которых были кальками с французского («занимательный», «трогательный» и др.). Карамзин считается изобретателем буквы Ё, которую он впервые использовал в повести «Бедная Лиза».

Одно из главных творений Карамзина — многотомная «История государства Российского», которую он составил, будучи на должности государственного историка. Эта книга была первым в России историческим трудом, предназначенным для массового читателя; в то же время «История» критиковалась современниками за её строгую провластную позицию, защиту самодержавия и недоверие к демократии и либерализму.

«История государства Российского», «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника», «Кладбище».

5/5 - (2 голоса)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.