Иррегулярные легкоконные воинские подразделения существовали у многих народов. Но только в России казачество оформилось в отдельное сословие наравне с крестьянами, мещанами, дворянами и духовенством. Русское казачество играло важную роль в истории страны во все периоды ее истории. В иностранные языки слово «казак» вошло наравне со словами «спутник», «самовар» и «балалайка» как символ чего-то исконно русского и не нуждающегося в переводе.
Происхождение слова «казак»
Слово «казак» присутствует почти во всех языках народов, проживавших на юго-востоке от Руси. Его происхождение относят к касогам, казахам (кайсакам), хазарам. Первая запись слова «казак» («qāzāq») встречается в 1245 году в мамлюкско-арабском словаре, который составлен, вероятно, в Египте. Переводится она как «бродяга». В 1303 году в Крыму был создан Кодекс Куманикус (Codex Cumanicus), словарь куманского (половецкого) языка с переводом на латынь и немецкий. В нем «казак» переводится как «свободный», а «хасал касак» как «стража». Есть версии перевода «скиталец», «одинокий», «изгнанник». В переводе с монгольского получаем «ко» — «броня», «защита» и «зах» — «рубеж».
Возникновение
В XII-XIII упоминание о казаках в Северном Причерноморье появляется в летописях. Сугдейский синаксар, рукописная книга религиозного содержания на греческом языке, сообщает в 1308 году:
«В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками»
Казаки в привычном для нас понимании не возникли на пустом месте. Северное Причерноморье, степи в нижнем течении Днепра и Дона служили ареной постоянных схваток между кочевыми племенами. Сильные либо поглощали, либо выдавливали из Степи слабых. Ушли в небытие хазары и печенеги. Но крушении Хазарского каганата не означало исчезновения всех его жителей. Хазарские воины служили в войске Мстислава Владимировича Тмутараканского вместе с аланами, касогами, славянами. Эта дружина могла бы послужить первым прообразом казачьей ватаги. Так, из осколков племен формировалось то, что впоследствии назовут казачеством.
Бродники – славянская теория
По одной из версий первыми казаками-славянами Дикого поля были бродники. В отличие от хазар, печенегов, половцев они не были племенным объединением либо народностью. Это была этнически смешанная группа людей, объединенная только местом проживания и образом жизни. Славяне, чьи земли непосредственно граничили с Диким полем, смешались с кочевниками-тюрками. В это новообразование вливались остатки разрозненных булгар, хазар, огузов. Возможно, в состав бродников входили проживающие на этих землях готы и аланы. Населяли они степи от Дуная до Дона.
В XII веке византийский историк Никита Хониат писал о бродниках как о потомках тавроскифов. Тавроскифами византийцы называли славян.
Свое название они получили либо от кочевого образа жизни («бродить»), либо от того, что жили у рек и «сидели на бродах». Русские летописи упоминают их как союзников русских князей в походах против половцев, так и участников княжеских междоусобиц. Самое же известное упоминание сохранилось в Никоновской летописи. Это описание битвы на Калке — первой битвы между русскими князьями и монголами, участие в которой бродники принимали на стороне последних.
«Ту же и Бродници быша старые и воевода их Плоскыня. И тъи окоянный целовав край ны князю Мстиславу и обеща князема яко не избити и пустити их на искупе и сългав окаянный, предаст их.»
То есть православный воевода бродников Плоскыня целовал крест (клялся) Мстиславу в том, что его не убьют, а отпустят за выкуп. Но либо сам был обманут монголами, либо нарушил клятву: пленных князей казнили.
После монгольского нашествия бродники не упоминаются в исторических памятниках. Вероятнее всего, они, постоянно пополняясь беглыми из русских земель, в конце концов и стали теми казаками, которые накануне Куликовской битвы поклонились Дмитрию Донскому Донской иконой Божьей Матери
Косвенным подтверждением происхождения казаков от бродников является то, что именно они первыми начали носить лампасы на своих штанах. Эта деталь сохранилась в одежде казаков до сих пор.
Черные клобуки – тюркская теория
В конце XI века в Поросье начинают селиться черные клобуки. Река Рось в это время была рубежом обороны от Дикого поля. Поросская оборонная линия представляла собой цепочку крепостей, призванных защитить киевские земли от набегов степняков.
Черные клобуки – общее название племенного объединения торков, берендеев (печенегов), ковуев и прочих. Очевидно, это этническое объединение было в вассальной зависимости у киевских князей. Фактически это союз кочевых племен, поселенный на русской земле в качестве пограничной стражи. Один из городов-крепостей Пороссской линии, Торческ (Торцьскъ) стал столицей земель, заселенных черными клобуками.
Ипатьевская летопись впервые упоминает клобуков в 1146 году. А в Московском летописном своде в сообщении от 1152 года указывается:
«Все Чёрные Клобуки еже зовутся Черкасы».
Позднее слово «черкасы» начинает обозначать казаков, живших по Днепру. Черкасы стали предшественниками Запорожской Сечи, а позднее Черноморского казачьего войска и Кубанских казаков.
В иностранных источниках черные клобуки упоминаются персидским историком Рашид-ад-дином в 1240 году в контексте завоевания Руси монголами.
«Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан».
Манкеркан (Манкерман) в дословном переводе с тюркского значит «хвалимый город», под ним подразумевается Киев. После установления монгольского правления черные клобуки включаются в состав улуса Джучи. Какая-то их часть откочевывает в Молдавию и на Волгу, остальные смешиваются с уличскими племенами, проживавшими по Днепру.
Суть и значение формирующегося казачества
Таким образом, изначальное казачество нельзя объективно обозначить по национальному признаку. Скорее это общность людей, объединенная территорией проживания и схожими условиями жизни. Это был своеобразный «плавильный котел», который притягивал тех, кто не смог ужиться на земле предков и бежал оттуда в поисках лучшей жизни.
Первым русским казаком считается святорусский богатырь Илья Муромец. Жил он в XII веке. Былины рисуют его как идеал защитника государства и веры. Он с дружиной противостоит силам зла, наваливающимся на Русь из Дикого поля. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых.
Помимо вольных казаков появляются городовые. Первыми в летописях упомянуты рязанские казаки. Эта категория, в отличие от степной вольницы, которая не брезговала и набегами (походами за зипунами), была служилыми людьми. Именно они, в основном, составляли гарнизоны и дозоры городов-крепостей засечной черты.
Так, из множества племен и народностей разного вероисповедания и традиций выкристаллизовывается особое этническое образование – казаки. Им было суждено на протяжении веков хранить рубежи русских украин, независимо от того, где они находились, будь то Дон, Терек, Яик или Амур.
Использованная литература:
Гордеев А.А. История казаков. М., 1991-1993. Т.1-4.
Еще, к сожалению, казачество совершенно лишено гибкости и сегодня продолжает хранить традиции в прежнем виде, то есть, беспрекословно подчиняется уже изжившей себя власти (отсутствие критического восприятия) и стремится насаждать и укоренять «духовные скрепы», что уже вредно для общества, тем более, что и способы достижения целей остались прежними. Это попросту вызывает неприязнь и отторжение к этому сословию со стороны способного к анализу населения, особенно молодёжи.
Впрочем, это сугубо личное мнение либерально настроенного критика. Могут быть и другие.