Славяне и хазары: 7-9 век


Хазарская проблема до сих пор не решена в научных кругах, занимающихся историей русской степи конца 7-10 веков. Если русские и украинские историки признают принятие иудаизма лишь верхушкой каганата (и то «неправильного»), то израильские исследователи настаивают на том, что всё население империи было народом с едиными еврейскими традициями. Однако последнее утверждение не получило доказательств. Остаются загадочными отношения с аланами. С полянами и северянами (первой Русью).

Биография Хазарского каганата

Хазары – изначально потомки «эфталитов» или «акациров» (это греческие термины, под которыми подразумевались гунны, проникнувшие в Пакистан, южную часть Средней Азии и в Восточный Иран). За 300 лет оккупанты полностью растворились в «арьяна- хионитах». Термином «хьяона» среднеазиатские арийские народы именовали родичей-кочевников, в то время как «вайши» обозначал касту земледельцев. Фактически из «хьяона» когда-то давно вышли киммерийцы, скифо-сако-массагетский субстрат и савроматы. А та его часть, которая продолжала обитать на родине, как раз смешалась с первыми проникнувшими сюда гуннами (эфталитами). Тогда термина «хазар» не было.

Рождение собственно хазаров

Поток протобулгаров (утригуры, оногондуры, барсилы, баланджары и кутригуры), более известный нам как «первые авары», двинулся в 6 веке в Европу. Пройдя через Среднюю Азию, он подхватил с собой наиболее воинственных хьяона («вар-хьяона» или «вар-хиониты» переводится как «воюющие хьяона»). Этот контингент внутри аварской орды прославился как самый профессионально вооружённый и опытный в военном деле. Ведь эфталитам в своё время пришлось много воевать с последними волнами гуннов. Во время распада Аварского каганата на Западный Тюркский и Восточный Тюркский эта воюющая каста спасалась от одного из протобулгарских военных союзов. Ее приютила Византия в память о союзничестве 602-628 годов в войне с Сасанидским Ираном. А на рубеже 7-8 веков она отделяется и от воюющей в Европе Аварской орды. Идет в степной Дагестан. Современники часто называли вар-хьяона одним из аланских племен (также как и переселённых во время Византийско-Иранской войны в Карачаево-Черкесию кутригуров). Но в тогдашних аланах никогда не текла тюркская кровь – только сарматская и адыгская.

От слияния вар-хьяона с аланами, которое произошло в Дагестанской степи, появилась военная лига «Каз Арья» («независимые или кочующие арии»). Соседи называли их «козар», «аль-хасар», «казари», «казир», «хазири», а евреи – «куз арим». Начиная с рубежа 7-8 веков, Каз Арья (под историческим именем «Хазария») разрастается. На запад (где спорит с Византией). На север (где подчиняет вятичей, но воюет с «киевским» альянсом северян и полян). На юг (откуда её выталкивают арабы, прогоняя до Нижнего Поволжья). И на северо-восток (где она подходит к границам Сувара). Сувары (савиры, сибиры) имели родственную хазарам гунно-савроматскую кровь, но отличались третьим генетическим элементом – финно-угорским. Ведь они с 5 века проживали с племенным союзом мокша. Савиры отклоняют предложение хазаров о переходе в статус вассала. Экспансия на север прекращается. Но распространяется на восток – в зону проживания разрозненных тюрков.

Но и с ними не всё было гладко. Вождь оногондуров Аспарух отказывается платить дань династии Ашина, предавшей общетюркскую веру. Бек (хазарский воевода) приказывает преследовать небольшое восставшее племя. В итоге оно оказывается в современной Болгарии, став для тамошних славян тем, чем для нас стала дружина Рюрика…

Границы Хазарского каганата

Таким образом, в начале VIII столетия рубежи нового каганата были довольно «рыхлыми», а на юге и юго-западе вообще стирались (Хазария не могла противостоять ни Византии, ни Арабскому халифату). Да и побеждённые племена не всегда спешили платить дань, оставаясь в составе новой империи лишь номинально. Что касается отношений с аланами (до 9 века не объединенными в империю), то они были тоже крайне непонятными. Хазар часто называли аланским народом, признавая тем самым более уважительное отношение именно ко вторым. Уважения к хазарским границам не было.

Византия соблюдала их только из-за союзничества в борьбе с арабами. Изучение письменных источников, легенд, верований и фольклора позволяет утверждать, что каждая «хазарская» нация осталась при своей культуре. В ходу были все виды язычества (в том числе солнцепоклонничество), зороастризм и даже православие (на византийском приграничье). Перед тем как хазары ушли из Кумыкской степи и от стен Дербента, часть их даже приняла ислам и осела среди исламизированных горцев Кавказской Албании. Так, собственно, и появились кумыки (обогащённые позже генами более поздних тюрков)…

Есть ли этнические следы хазар?

Нечёткие признаки хазарской «нации» или даже имперских границ ставят многих исследователей в тупик. Был ли вообще Хазарский каганат? Или Аль-Хасар существовал только на арабских картах да в легендах соседних с этой политической зоной национальностей. Лишь верхушка правительства (правящая династия и чиновники), а также разбросанные по крупным торговым городам купцы и ростовщики приняли иудаизм. Чтобы хоть как-то обозначить особые «традиции» государственного образования. Еврейская религия стала чем-то вроде корпоративного этикета, а её таинства служили для того, чтобы определить «сорт» хазарского населения. Не знаешь Тору – простолюдин (кара-хасар – «черный, дикий хазарин»). Когда Крым снова стал византийским, от Хазарии тут остались лишь караимы. А они, кстати, не признают себя иудеями. Официально заявляют, что у них своя, особая конфессия. Салтово-Маяцкая археологическая культура (совпадающая с границами феномена «Хазария») по своему материалу не дает никаких отличий от слоев конца 7 века (периода распада Аварии на враждующие друг с другом Тюркские каганаты). Речь о раритетах, связанных с воинами.

Социальное устройство в Аль-Хасаре и его федераты

Таким образом, Каз Арья базировалась на трёх кастах. Иудейских по вере аристократах (каганская династия Ашина, чиновники и купцы-ростовщики), которых называли калис-хазарами. Воинах (по сути, те остались аварами – различий в традициях или одежде так и не появилось). И «кара-хазарах» (прислуге, крестьянах, ремесленниках, пастухах-охотниках и рабах). Стоит заметить, что последние принадлежали всем распространённым тогда религиям и разнились по национальному составу. Что касается управляющего социального слоя, то его верхушкой с иудейских времен стал не выборный каган (как у хьяона и прочих племен, сделавшихся «аварами»), а наследственный. При этом военная («аварская») каста управлялась «беком» – «боевым вождем». Она всё ещё поклонялась Тэнгри – тюркскому духу Неба. Каган же мог управлять сугубо мирным населением – знатными иудеями и простолюдинами. При этом последние не принимали бога Йахве. Мало того, те из бедняков, которые жили на окраинах, даже не знали имён правителей. Ни бека, ни кагана. И против наместника, по словам арабских купцов, они восставали. Единственное, что объединяло людей в рамках шатких границ – хазарский диалект аварского языка (позже другая его ветвь станет казённым языком Волжского Булгара).

Часть племён (к примеру, вятичи, крымчаки и некоторые протобулгарские кланы) вообще была связана с каганатом лишь выплатой дани. Часто весьма символической – доказывающей номинальное признание власти. Савиры и той не предоставляли, ограничиваясь участием в совместных походах. При этом крымчаки все-таки приняли иудаизм. Воинская каста со временем растворилась в протобулгарских родах или ушла на службу в Сувар. Иудеи-купцы и ростовщики из крупных посадов после краха государства присоединились к европейским общинам своих единоверцев. Лишь караимы были теснее остальных связаны с каганом и правящей верхушкой. Их объединяли более ортодоксальные еврейские таинства. Хотя даже в высшей прослойке иудаизм не был раввинистическим – каждый человек сам себя «посвящал», изучая Микру («караим» буквально «чтец»). Однако все остальные атрибуты имелись – Тора, Талмуд и подсвечник.

Причина распада

Остается добавить, что за период существования рассматриваемого государственного образования его столица переезжала 2 раза. Первая была чуть к северу от Дербента. Вторая – на Нижней Волге (звалась Итиль – по тогдашнему имени самой реки). Третья обладала двумя наименованиями. Тюрки называли её Саркел. Русичи окрестили Белая Вежа. Сегодня её останки (уже исследованные) покоятся на дне Цимлянского водохранилища. С ней связана важная история. Дело в том, что Саркел возводили византийские строители. Это был знак дружбы ромейского базилевса с империей Казари, поддерживающей его политику на востоке. Варяги много раз пытались заменить собой хазаров на роли «главных византийских друзей». Но это не вышло. Союз был крепок.

Переезды каганской ставки намекают на нестабильность её власти в том или ином регионе. Увы, Хазария была страной храбрых воинов и активных купцов, но никогда не была богата мудрыми дипломатами, религиозными или политическими деятелями. А потому представляла собой не более чем конфедерацию земель, каждая из которых была недостаточно пронизана вертикалью власти. К тому же сама эта вертикаль неудачно опиралась на диархию – двоевластие иудейского верховного жреца-монарха из рода Ашина и верховного военачальника-бека. 3 социальные группы духовно чужды друг другу. Политическими итогами ситуации станет то, что Хазарию в X в. просто разорвёт между Булгаром, Аланской империей, Византией, Киевской Русью и Царством Буртасов.

Взаимоотношения каганата с ближайшими славянами

Вятичи

Вятичи – единственные восточные славяне, согласившиеся выплачивать дань описываемому государству даже без боя. И ходили с его воинами в разные походы. Разумеется, это объяснимо. На тот момент их земли были северо-восточным «буфером» древнерусской земли, далеко отстоящим на дальних пределах от остальных её фортов. «Хазаробойцы» Святослава (освободившего вятичей от дани) в 8 веке еще не было. Одним словом, безопаснее было стать частью более сильного политического конгломерата. Упомянутые славяне даже переняли часть костюма и украшений своих новых соседей.

Первая Киевская Русь

Поляне и северяне на первых порах тоже вынуждены были принимать хазарский сюзеренитет. В лучшие свои годы Хазария добиралась даже до радимичей. Всадники совершали слишком жестокие набеги, к тому же готовы были вытоптать весь будущий урожай. Вскоре Киев возглавил военный альянс северян и полян против «козари поганых». Таким образом и родилась первая Киевская Русь. Управлялась без варягов.

Торговля с хазарами

Все три пограничных хазарам славянских племенных союза активно торговали с метрополией. Потому что только через неё можно было выйти на «великий Восток». А путь Из Варяг В Греки, Волжский и Шелковый Путь были полностью захвачены новой страной. Аль-Хасар получал пошлину за пользование своими территориями.

Посредниками-караванщиками часто выступали арабские торговцы, а менялами – ростовщики-иудеи. На северных границах державы хазиров (на рубеже с Суваром) появлялись и савирские, и финно-угорские торговцы. А в 9 веке там нередко оказывалась и часть плавно смещающихся на запад манси (себя они назовут мадьярами, для славян станут уграми, а для Европы – хунгари, войдя в современные русские учебники под этнонимом «венгры»). До майданов и торговых посадов Куз Арима добирались купцы из империи уйгуров и даже из Поднебесной. Эмиссары византийского торгового мира всегда ждали хазаров в Крыму. Отсюда, пересаживаясь на корабли, «казари» (так называли их в Европе) плыли на Запад. На купцов (лишь на первых порах) нападали загадочные «с-л-виюн», занимавшиеся разбоем на землях, расположенных между славянами и каганатом.

Всё это сохранили в своих воспоминаниях вятичские, северянские и полянские купцы. К слову, именно на шумных хазарских торжищах арабы и смогли их впервые изучить. Как раз с этих времен в мемуарах этих восточных странников появится антропоним «Рус». До сих пор не понятно, какое из 3 восточнославянских племен он представлял.

Когда впервые появились евреи в Киеве?

Были ли в Киеве купцы и менялы еврейского вероисповедания? Разумеется. С библейских времён валютные операции считались национальным бизнесом евреев. Обратившись в их веру, любой знатный хазарин мог промышлять разменом монеты. Если до 8 века на месте Киева была лишь охотничья заимка (клов), а заодно пограничный пункт, то в аварскую эпоху, связанную с северными ветками Шелкового Пути, клов стал крепостью, окруженной торговым посадом. То есть городом Куявой. По словам некоторых филологов, «куй» – «кузнечный молот». А «куява» – «город кузнецов». Там где ремесленники и торговцы – появляется товар. Где товар – там деньги и менялы.

Официальное присутствие иудеев в означенном граде датируется летописью 986 года. Имел место их большой приток из-за краха каганата и оккупации его восточных градов. Кстати, Куява была уже пограничным пунктом Хазарской империи. Наложить «ясак» на славян, проживающих западнее, воинам-казари не удалось и на этапе её расцвета. Да и сам Киев в 860 году избавляется от хазарского гарнизона и некоторых евреев – власть в нём получают варяги Аскольд и Дир. Скандинавская династия смешается с местной. Часть иудеев, приняв введенные варягами законы, остается в купеческом посаде. 15 лет хазары и их федераты нападали на Куяву, пытаясь вернуть её себе. Аскольд и Дир потеряли многих своих людей, также как и славян. Ведь для «куз арим» Киев значил уже многое. Дело в том, что все остальные области, через которые реально было попасть на земли дружественной Византии, были на рубеже 9-10 веков попросту «отрезаны» от Хазарии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.