Середина 6 века и все следующее столетие — это необычное время в истории Европы. Его называют «вторым периодом рождения варварских государств». От первого оно отличается тем, что частично охватывает Восточную Европу. В некоторых локациях названного региона, судя по готским и византийским хроникам, складываются протогосударственные объединения. А два таких центра сложились и на Русской равнине.
Кто такие сполы, галинды и фенны?
«Сполы» («споры»), «галинды» и «фены». Эти 3 этнонима постоянно упоминаются Иорданом, когда разговор касается балтийских военных кампаний различных германских племён. «Родичам» известного хрониста, успешно утверждающим свои королевства на Западе Европы, так и не покоряется северо-восточная часть континента. Ведь указанные народы постоянно оказывают сопротивление. Они имеют сильную национальную волю к борьбе.
И если готский хронист хотя бы разделяет эти 3 нации, его коллеги часто ошибочно признают их племенами одного народа. К примеру, когда-то римский историк Тацит называл их всех «германцами». Причём самой что ни на есть «варварской» их частью. Византийский писатель сирийского происхождения Прокопий Кесарийский величает 3 данных субстрата «венетами». Так уж было принято в Византии или «германском» Риме: любые малознакомые племена обозначались именем той древней народности, на которой они проживали. Даже труды XI века переполнены упоминаниями «скифов», «венетов», «антов» и «гуннов». Увы, к последним относили всех, кто имел монголоидную внешность.
Фенны
А что на самом деле? «Фенны» – неразделённые ещё финны и карелы. Это не самоназвание. Просто на очень древнем германском языке «фенн» обозначало «болото».
Галинды
«Галинды» (на русский манер «голядь») – ближайший к зоне расселения первых славян племенной союз балтов. Так именовали союз другие балты. А «гал» на балтском – «край».
Сполы
«Сполы» – слово, образованное от греческого «исполин». Византийцы называли так именно «украинских» славян. Во время разделения их на ветви. В отношении тех, кто пошёл на Балканы и вглубь Европы, использовались разные термины – «анты», «склавины» и все те же «венеты». Причём греки признавали родственную связь всех их.
Автохтонное население
Справедливости ради стоит кое-что отметить. В обозначенный период в лесной и лесостепной части Восточно-Европейской равнины, на Балтике и в Предкарпатье, проживало более древнее воинственное население. Оно не имело отношения ни к славянам, ни к балтам, ни к пришельцам-германцам. Ни даже к скифам, сарматам или гето-дакам.
Полочане
От белорусского Полесья до самого озера Ильмень (куда их заставили сдвинуться южане) жили так называемые «полочане» (этноним образован от города Полоцк, на месте которого было их «столичное» поселение). Они имели много общего и с балтами, и со славянами. Но при этом не являлись плодом их ассимиляции. Так как имели ещё и собственные традиции. А их культурный слой восходит ещё к «поздневенетским» временам. Они стали этнической основой будущих кривичей («криве» – «колдун», «чародей»).
Полабские и поморские «славяне»
На Балтике (конкретно на северном побережье нынешних Польши и восточной Германии) существовали племена рыбаков с очень странным языком, понятным одновременно и германцам, и славянам, и балтам. У них было святилище Аркона, дожившее до «развитого» средневековья. Их диалекты записывали польские этнографы.
Карпы
Наконец, в труднодоступных районах восточных Карпат затерялись остатки коренного фракийского населения. «Карпы» (в честь них в ранее средневековье и прозвали весь горный массив) последний раз упоминаются уже в 8 веке! Во времена Птолемея зафиксировано крохотное племя. А вот Пётр Магистр в 6 веке упоминает уже, что «карпы требовали дань с Константинополя». Конечно, вполне можно предположить, что этноним унаследовал один из бесстрашных кланов антов. Но ведь сами анты (в широком понятии) – военный союз, а не нация. Тем более археологи заметили родственную связь между культурными слоями. В будущем карпы вольются в состав славян – тиверцев и уличей. Смешавшись с остатками даков (побывавшими в королевстве гепидов) их общий субстрат станет населением первого Молдавского государства, противопоставлявшего себя влахам. Карпы зафиксированы в документах как участники абсолютно всех походов антов и готов.
Распад славянской общности
Теперь нетрудно представить в какой этнополитической обстановке развивались «сполы». С кем потихоньку смешивались, продолжая обживать славянскую прародину (это сегодняшняя «заднепровская» Украина, часть Беларуси, Приднестровская республика и Молдова). Также понятно, с кем они вступали в контакт, двигаясь севернее. Археологи, исследуя свои находки, чётко определили движение на север. Оно имело связь с натиском тюрков-авар, получивших в середине 6 века соизволение Константинополя «усмирять врагов Византии». Карта начала активно перекраиваться. Но это уже отдельная история…
Белгород Днестровский
В 6 веке у славян есть первый город – фактория торговли с Византией в устье Днестра. Вокруг него первоначально объединяются такие племена как тиверцы (дулебы) и уличи. Однако в трудные годы противостояния врагам (о нем ниже) он признается столицей и для всех остальных объединений – полян, северян, радимичей, древлян и дреговичей.
Причина образования западных и южных славян
Авары, придя в Европу в середине 6 столетия, берут в заложники детей лучших воинов и вождей некоторых славянских кланов. Принуждают их двигаться вместе с ними на германские королевства. Стоит отметить, что часть самых первых славян уходит на Балканы по собственному желанию – ослаблять мощь Константинополя, который пытается подчинить себе Белгород Днестровский. С 602 года зафиксирован более активный «разлет» в этих 2 направлениях (балканском и «польско-чехословацком»).
Северный исход и Ладога
Так как часть аваров начинает терроризировать некоторые славянские племена, не желающие сотрудничать, тем ничего не остается, как поэтапно уходить на север. Продвинувшись до самого озера Ильмень, северный поток не смог перемещаться дальше. Из-за преобладания здесь плотного массива финно-угров (древних эстов и вепсов). К западу от сегодняшней Новгородчины путь заграждала древняя Боруссия. То есть селища предков исторических пруссов (наследников традиции Самбийских Курганов). Самих же борусков с 7 века на западе «подпирали» германцы-кимвры и новые, «западные», славяне. Которые сражались в аварских полчищах против тех же кимвров, гепидов и других «врагов Константинополя». В результате восточные славяне, ушедшие дальше всех на север, получают в истории наименование ильмерцев. Сами себя они называли «словене». Они сделали «столицей» селище, которое раскопали под современным городом Старая Ладога.
Кривичи
Те, кого устроили надёжные болота «полочан», смешались с ними. «Родили» летописных кривичей. Причём полоцкие кривичи очень долго сохраняли традицию, отличную от всех остальных кривичских племен (контактных). А городов не имели.
Крайний восток ареала. Что было на месте Киева?
На востоке наши предки глубже внедряются в лесостепные и лесные земли по рубежам теперь уже «аварских» степей. К примеру, границей для полян и северян (самых восточных «сполов») становится Днепр. Часть славян далеко на западе вынужденно сражалась на стороне византийско-аварского альянса против «лоскутного» мира первых германских королевств. Другая (тиверцы, другувиты, бужане и уличи), наоборот, ушла громить византийские форпосты, дойдя на Балканах до Пелопонесса. Немощные ушли к полянам. Третья просто решила обезопасить себя, продвигаясь в дремучие леса и болота – на север Русской равнины. Остались северяне, поляне, радимичи, древляне и дреговичи.
Как раз эта, «коренная» группа, никуда не уходила. Дерзко отражала аварские набеги. Дело в том, что северяне имели в крови гены сарматов, а заодно унаследовали их воинские традиции. К примеру, была каста профессиональных охотников и «держателей» животных. Одно из их селищ стояло на месте современного Киева. Как и десятки других, оно именовалось Клов («к лову»). Но это – не имя собственное, а, скорее категория. Арабские купцы упоминают «страну без городов». Куяву. На этом месте. Куява охотно торговала с ними. В ней жили 2 племени. Стояли жертвенники. Намёк на полян и северян.
2 восточнославянских протогосударства
С 602 года Белгород Днестровский становится «базовой территорией» набегов на Балканы и Константинополь. То есть на долгие годы он становится частью южнославянского мира. А поэтому его судьбу не стоит рассматривать в связи эволюцией восточной ветви славян.
Доваряжская Киевская Русь
В «Хронике» Симеона Логофета (написанной в середине X века) излагается русское предание о князе-родоначальнике Росе. Оно передавалось, по словам самого Логофета, в 10 поколениях славян. То есть Рос жил где-то в 7 веке. В Днепр действительно впадает река Рось. Либо князь взял имя в её честь. Либо наоборот. Либо понятие «рос» – этноним по отношению к тем, кто жил на территории нынешней Киевской области. Скорее, именно Рос возглавил антиаварскую войну указанных племён. Причём сам был родом из полян. Поляне и северяне – его первое войско. Лесные племена старались не вступать в военные конфликты. Они и в русских (то есть поздних) летописях часто фигурируют «затворниками». Предают «своих» во времена хазар.
Видимо альянс полян и северян – есть основа доваряжской «Киевской» Руси. Хотя Киев основан только в 8 веке, благоприятном для росов. Тогдашней столицей упомянутого альянса был Чорни Град на территории Чорни Гая. Чернигов. Ведь он надёжней спрятан от возможного налёта кочевников. Никто из великих князей тогда не посмел бы поставить свою столицу на самом страшном рубеже военных столкновений – на Днепре. Там оставался клов – слобода северян-охотников. Скорее всего, кловов было несколько. Один из них археологи даже признали более древним, чем Чернигов. Но село есть село. Наверное, оно и было главным дозором. Северяне и поляне высматривали на горизонте сначала аваров. А позже хазар.
Ладожская земля
Вокруг будущей Ладоги происходит всё более плотная концентрация словен. Фиксируется их миграция в земли кривичей. И наоборот. Есть следы множественных столкновений с финно-угорскими племенами на севере. И балтийскими на западе. К слову, именно в те далёкие времена уходят корни разногласий в плане промысловых территорий. В эпоху Новгорода они и потребуют известного «призвания варягов».
Использованная литература:
- В. Седов. «Этногенез ранних славян»;
- С. Алексеев. «Великое расселение славян 672-679»;
- А. Горский. «От славянского расселения до Московского царства»;
- И. Фроянов. «История России от древнейших времён до начала XX в».
Первая мысль была — что статья о том, как славяне своих детей учили. Потом мысли кончились. Список источников впечатляет, но о чем статья — осталось загадкой.