Культура Московской Руси XIV — XVII века


Монголо-татарское нашествие, борьба с Литвой и Речью Посполитой нанесли существенный урон древнерусской культуре. Были уничтожены многие памятники древнего зодчества, практически исчезла ремесленная культура. Ремесленники разучились делать драгоценные украшения, изделия из драгоценных металлов, была забыта техника изготовления перегородочной эмали. С начала XIII и вплоть до середины XIV века не было построено ни одного значительного каменного строения. В ущерб качеству, технология строительства из камня значительно упростилась. Отсутствие каменных строений негативным образом отразилось на развитии фресковой живописи.

Монгольский период в культуре (XIV-XV век)

Развивается зодчество. Центром его становятся Москва, Тверь, Псков и Новгород. В основном строят храмы и церкви. Формируется особый новгородский стиль, основанный на живописности, праздничности и народности. Лучшими строения, созданные в этом стиле церковь Федора Стратилата на Ручье и церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Московский архитектурный стиль начинает формироваться лишь во второй четверти XV века, окончательно складываясь лишь после освобождения от ига.

Развивается живопись. Пишут иконы. В иконографии присутствует византийский стиль. Создаются новгородские, псковские, московские, тверские, вологодские и ростовские школы живописи. Во второй половине XIV века из Византии приезжает иконописец Феофан Грек, автор фресковой росписи в Новгородской церкви Спаса на Ильине. Выдающимися московскими живописцами этого времени являются Андрей Рублев и Даниил Черный, расписавшие Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевском посаде и Спасский собор Андронникова кремля в Москве. Андрей Рублев автор иконы «Троица». Для своего произведения он использовал библейские мотивы, в частности, миф о триединстве Бога. Создание «Троицы» оказало колоссальное воздействие на дальнейшее развитие иконографии. Появились новые иконописцы, среди них, Дионисий. Основная тема русской иконографии этого периода — создание образа Богоматери. Насчитывается более 800 типов икон, связанных с данной тематикой.

Ближе к концу XV века появляются новые жанры в литературе, развивается общественная мысль. Монгольское иго всколыхнуло подъем патриотического настроения. Патриотизмом наполнены поэтические повести — «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Выдающимся мыслителем этого периода является Сергий Радонежский.

Расцвет культуры Московской Руси (XVI-XVII век)

Формирование русского национального самосознания происходит в эпоху расцвета Московского царства. Освобождение от ига стало толчком к формированию общерусской культуры. В начале XVI века появляются печатные книги. Первая печатная книга «Апостол» отпечатана Иваном Федоровым в 1564 году. В 1574 году издается первый русский букварь. За первое столетие работы книгопечатного станка в России отпечатано до 20 книг, в основном церковных.

В литературе этого периода подымается один из основополагающих вопросов существования государства — вопрос происхождения, места и роли в мире. Знаменитое «Сказание о князьях Владимирских» пытается объяснить происхождение русских князей от римского императора Августа и получение Владимиром Мономахом царских регалий из рук самого императора Константина. Псковский старец Филофей выдвигает идею о Москве, как о третьем Риме. Филофей полагал, что Рим, некогда бывший центром христианского мира, утратил свое положение, новым центром стал Константинополь, падение которого позволило стать центром всего православного христианства — Москве.

В XVI веке получает новое развитие общественная мысль. Возникают споры по поводу устройства государства, статуса церкви, положения отдельных общественных слоев. Возникает новый жанр в литературе — публицистика. Особый интерес представляет переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Уверенный в божественном происхождении царской власти, Иван Грозный пытается убедить своего оппонента в праве судить не только за дела, но и за мысли.
Общий культурный бум затронул и область архитектуры. Красивейшим архитектурным ансамблем этого периода является Московский Кремль, состоящий из трех великолепных храмов: пятиглавого Успенского собора (1475-1479), трехглавого Благовещенского собора (1484-1489), Архангельского собора (1505-1509).

Архитектором Успенского собора был Аристотель Фиораванти. Строение отличалось парадностью, строгостью и сдержанностью стиля. Благовещенский собор отличался изяществом и изысканностью, включал церковь Ризоположения, был соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входила Грановитая палата, выстроенная между 1487 и 1492 годом, архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солярио. При создании Архангельского собора использовались светские элементы. Строение использовалось в качестве усыпальницы великих князей.

Кремль был окружен кирпичными стенами, длиной свыше 2 километров. Также были выстроены 18 башней, представляющих собой не только защитные укрепления, но и настоящие произведение архитектурного зодчества. Новым веянием в архитектуре становится шатровый стиль, продолживший традиции русского деревянного зодчества. В шатровой стиле были выполнены церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) и Собор Василия Блаженного (1555-1561).

Западноевропейская культура оказывает воздействие на русскую живопись, художники отдают все большее предпочтение светским сюжетам. В начале XVII века на территории России действуют две школы живописи: Годуновская и Строгановская. Представители Годуновской школы придерживались традиций прошлого, ориентируясь на рублево-дионисиевскую манеру написания картин.

Строгановская школа ориентировалась на создание иконных миниатюр с тщательным мелким письмом, замысловатым рисунком и полихромным колоритом, включающим роспись серебром и золотом. Ярким представителем школы является Симон Ушаков, один из живописцев, принимавших участие в росписи Оружейной палаты.

В этот период продолжает развиваться фресковая живопись и даже появляются первые трактаты о живописи. Освободившись от внешнего воздействия, культура Московского государства вошла в новое русло. Живописцы, архитекторы и писатели получили большой простор для реализации творческой мысли, чем когда-либо до этого.

Традиционная культура Московского государства

Традиционализм – основа культурного развития Российского государства в XVI веке. Базовые понятия культурного развития – патриархальность, самодержавие, православие. Наследование традиций древности было характерно для России больше, чем для других стран Европы.

Стоит отметить, что традиционализм был выгоден и полезен для абсолютизма власти. Выделяется ряд особенностей развития традиционной культуры в России – он сложился позже, но оказался сильнее, чем в Западной Европе.

XVI век стал временем проникновения в Россию влияний Запада, что привело к формированию новых традиций, идей. Государство, которое длительное время находилось под татаро-монгольским игом, стало восприимчивым для новых веяний. Органическое развитие российской культуры дало трещину. Правители опасались, что новации могут пошатнуть основы государства. Таким образом, возникает реакция против попыток бороться с традиционализмом.

В европейских странах появился механизм, который позволял бороться с традиционализмом. В России, под влиянием церкви и абсолютизма, этот процесс усложнился.

4.2/5 - (5 голосов)


: 5 комментариев
  1. Ирина

    Традиционная православная культура действительно сдерживала развитие многих направлений, таких как театр, народное пение. Преследовались церковью скоморохи и бродячие артисты. В XVI в. церковь, когда-то бывшая средоточием духовности и центром распространения грамотности, начинает играть совершенно другую роль: роль ограничителя.

  2. Rjvbccfh

    Если говорить о зодчестве, то следует говорить о значительном вкладе итальянских мастеров. Аристотель Фиорованти руководил возведением Успенского собора московского кремля. Грановитую палату построили Марко Фрязин и Пьетро Солари, да и краснокаменный Кремль в современных очертаниях тоже их заслуга.

  3. Юлия Носова

    Еще одно доказательство, что Церковь лишь угнетает рост государства. Наука, искусство, все это загнивает и не получает развития. В результате получилось, что Россия позже других стран пришла к современным технологиям. А подчинение мужу полное вызывает ужас.

    1. Анна Прохорова

      Юлия, я не очень согласна с вашим мнением о том, что из-за того, что жизнь русского народа была подчинена церкви, Россия позже других стран пришла к высоким технологиям (в особенности, позже тех стран, которые в то время были под гнетом Святой инквизиции). Ни одна религия так не связана с нормами повседневной жизни, как ислам. Меж тем, трудно принизить роль научных достижений средневековых мусульман. Мне кажется, никакая церковь не остановит научную мысль, если она (эта мысль) вообще имеется в наличии.

  4. Юлия Носова

    Меня поражает, насколько красивое архитектурное величие могли создать в те времена. Ведь по-настоящему образованных было очень мало, сама культура тоже не была на высоте. Храм Василия Блаженного красивее многих современных сооружений, которые не делаются с такой душой.

  5. Александр Федотиков

    А кто был автором первых карт России? Я так понимаю, осваивалась Сибирь. Но кто все же это был? И даже в Китае. А помимо Китая, какие страны были описаны?

    1. Каллимах

      В 1667 году был составлен «Чертеж Сибирской земли». Автор неизвестен, но распоряжение отдал воевода Петр Годунов, и карта носит его имя. В 1672 году вышла улучшенная редакция. В 1701 году С.У. Ремезов составил атлас Сибири, после него еще одну карту региона составил пленный швед Страленберг. На одной из карт Ремезова можно видеть Корею и Японию, но их описаний нет. По-настоящему Сибирь нанесли на карты после Великой Северной экспедиции в XVIII веке.

  6. Аленушка

    Несомненно, что на культуру России, оказывали влияние, и другие народы. Итальянцы участвовали в создании многих храмов, но сама русская земля вдохнула именно ту духовность в архитектурные памятники, что они считаются исконно русскими.

  7. Анастасия

    Жаль, не так много говорится о самой культуре. Нужно упомянуть, что в это время была построена Соборная площадь, башни Московского Кремля, Троицкий собор, Храм Василия Блаженного, ну или второе его название Покрова на рву. Нельзя не затронуть иконопись Андрея Рублева, его Московские иконы, Феофана Грека – иконостас Благовещенского собора и миниатюристов.

  8. Анна Прохорова

    Для московской иконописи поворотной вехой является творчество Андрея Рублева. Собственно, он первый и начал отходить от византийских традиций, несмотря на то, что был учеником Феофана Грека. Его стиль отличает просветленность и спокойствие образов, очень контрастирующих с византийским драматизмом и экспрессией.

  9. Алина

    Архитектура того времени была просто поразительной, если сравнить с нашим временем, сейчас больше возможностей, проектов, архитекторов, но мне кажется никто не сможет повторить, то что создавали художники и творцы того времени. Они вкладывали всю душу в свои работы и они по истине славятся на протяжении многих веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *