Иосифляне – представители течения в церковно-политической среде Русского государства конца XV – середины XVI века. Являлись прямыми последователями преподобного Иосифа Волоцкого, чем и объясняется их название.
Признаки
Основные признаки церковно-политических взглядов иосифлян:
- Позиция отстаивания монастырских земель, которые по их мнению, являлись важным инструментом для проповеднической деятельности;
- Теократическая теория должна лежат в основе государства;
- Требование смертной казни в отношении жидовствующих и нераскаявшихся еретиков;
- Царь – это прямой ставленник Бога.
Исторический период
Исторический период, в котором действовали иосифляне, относится к началу и середине XVI века.
Впервые иосифляне выходят из тени в 1503 году, когда они выступили с резким осуждением нестяжателей.
Последним отголоском теоретической позиции иосифлян стала политика патриарха Никона в XVII веке. Которая впоследствии привела к конфликту с царём Алексеем Михайловичем Романовым.
Кем и когда был введён термин
Впервые термин появляется во второй половине XVI века в письмах беглого князя Андрея Курбского. В этих писаниях он называет «осифлянских мнихов» «вселукавыми» и «презрелыми».
В официальных работах впервые обозначение течения появляется в середине XIX века во втором издании «Сказанiя князя Курбского».
Даты, причины и последствия возникновения
1479 г. – основание Иосифом Волоцким собственного Иосифо-Волоколамского монастыря. В свою обитель настоятель принимал монахов других монастырей. Также принимал голодающих, давая им хлеб. Этот же монастырь был отправной точкой для будущих иосифлян.
Причинами возникновения церковно-политического течения иосифлян являются два основных фактора:
- Возникновение в 1470 г. в Новгороде ереси жидовствующих;
- Стремление царя Ивана III ограничить или вовсе ликвидировать церковное землевладение.
Последствием борьбы иосифлян с еретиками (жидовствующими) явился созыв Собора в 1504 годы, где они были преданы проклятию (анафеме).
В том же 1504 году на Соборе Иван III Васильевич изменил свою точку зрения и поддержал иосифлян.
Деятельность иосифлян
Деятельность последователей преподобного Иосифа осуществлялась в нескольких направлениях. Главными направлениями являлись следующие:
- Как игумены они несли службу в обители монастыря преподобного Иосифа;
- Были настоятелями в ряде крупных российских монастырей;
- Трудились на архиерейских кафедрах.
Внутренний распорядок Иосифо-Волоколамского монастыря был направлен на порядок и сплочение в среде монахов. Всё это, наряду с высокими стандартами учения, а также с корпоративной солидарностью, способствовало тому, что выходцы из этого монастыря, занявшие высокие духовные посты, активно продвигали выпускников Иосифо-Волоколамского монастыря.
Во второй половине XVI века монастырь занял 19 место по степени влияния на Руси, согласно «Лествице духовных властей». Игумены-иосифляне играли важную роль в церковных и земских соборах.
Примеры:
1566 г. – подписание, в числе других духовных лиц, игуменом Лаврентием соборного приговора о продолжении Ливонской войны;
1587 г. – игумен Левкий, в числе прочих, подписал грамоту о восхождении на трон Бориса Годунова;
1613 г. – игумен Арсений, в числе прочих, подписал грамоту о восхождении на трон Михаила Фёдоровича Романова.
Преподобные монастырской обители были частыми гостями в резиденции царя, а также Иоанна IV Васильевича во время его военных походов.
Согласно грамоте 1522 года Василия III Иоанновича, дела, связанные с Иосифо-Волоколамским монастырём, мог судить исключительно великий князь. Это постановление было отменено Стоглавом в 1551 году.
Грамота 1556 года указывает, что подсудно теперь волоколамская братия принадлежит Московскому митрополиту святейшему Макарию. В 1563 году к Новгородскому архиепископу. В 1578 году к царскому суду.
В течение всего XVI века государственная власть и церковь стремилась сделать обучение в Иосифо-Волоколамском монастыре обязательной ступенькой карьеры к сану игумена и архимандрита во многих русских монастырях.
Наивысшей точкой влияния иосифляне достигли в период с 1542 г. по 1563 г. В это время должность митрополита занимал Макарий, который почитал преподобного Иосифа Волоцкого.
К 1551 году, когда был созван Стоглавый собор, выходцы из Иосифо-Волоколамского монастыря занимали 5 из 10 постов архиерейских кафедр.
Иосифляне и нестяжатели
Иосифляне вели непримиримую войну с, так называемыми, нестяжателями. Возглавлял их движение Нил Сорский. Позиция нестяжателей заключалась в возврате к периоду первоначального христианства, которое выражалось в позиции коллективизма и аскетизма. Это вело за собой отказ от монастырского имущества.
Изначально царь Иван III Васильевич выступил с поддержкой нестяжателей, однако в 1504 году изменил свою позицию. Собор 1504 года вынес постановление об осуждении жидовствующих и предал их анафеме.
Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий, настоящее имя Иван Санин. Родился в 1440 году в дворянской семье.
В возрасте 20 лет принял монашество и направился в обитель Пафнутия Боровского. Обитель отличалась большими богатствами. Пробыл там 18 лет.
После смерти Пафнутия в 1477 году был назначен игуменом. Однако быстро снялся с этого поста из-за серьёзных разногласий с духовной братией.
В 1479 году основал собственный Иосифо-Волоколамский монастырь, который с первых дней был под протекторатом удельного князя Бориса Волоцкого.
Иосиф Волоцкий был активным сторонником владения землёй монастырями, необходимости украшения церквей росписями, а также богатыми иконостасами и образами. Являлся непримиримым врагом жидовствующим, требовал их смертной казни.
В конце XV – начале XVI вв. авторитет Иосифо-Волоколамского монастыря достиг такого значения, что из его обители выходили знаменитые миссионеры, проповедники, публицисты и церковные иерархи. В середине XVI века представителей и выходцев из монастыря стали именовать «иосифляне».
Многим не нравились взгляды преподобного Иосифа. Его критиковали с позиции милосердия и нестяжательства. Самого старца именовали как «учитель беззакония», «законопреступник», «антихрист».
Скончался преподобный Иосиф 9 сентября 1515 года после длительной тяжёлой болезни.
Период угасания деятельности иосифлян
В последней четверти XVI века выходцы из Иосифо-Волоколамского монастыря стали редко возводиться в ранг епископов различных всероссийских кафедр. Конфликт с царём случился в годы опричнины, когда преподобный Герман отказался от митрополичьей должности и резко осудил деятельность царя в этот период. Вскоре он был убит.
Вследствие этого царь Иоанн IV Васильевич перестал посещать обитель. Влияние монастыря значительно уменьшилось.
Практика крупного владения церковью землёй и политика неотчуждаемости имущества церкви вошли в глубокий резонанс с идеологией формирования самодержавной власти.
Окончательно Иосифо-Волоколамский монастырь утратил своё влияние, как церковно-административный центр, после Смутного времени.
Последним и единственным иерархом в период после 1613 года стал в 1685 году архимандрит Александр. Он был возведён в сан епископа Великоустюжского.
Оценка деятельности иосифлян в историографии
В разные периоды истории церковно-политическое влияние на Русь иосифлянами оценивалось неоднозначно.
В период власти СССР деятельность иосифлян оценивалась с классовой точки зрения, считая их по сути подконтрольными власти великого князя. Считалось, что позиция иосифлян была пронизана феодальными интересами.
Русские писатели за рубежом считали победу иосифлян над нестяжателями, как глубокую трагедию во всей духовной жизни Руси. Они считали, что иосифляне были далеки от состояния духовной свободы и не мыслили категориями мистической жизни.
В иностранной литературе деятельность иосифлян оценивалась в качестве катализатора зарождения теократического абсолютизма.
Вывод
Иосифляне оставили глубокий след в истории Руси, значение их церковно-политической деятельности оказало серьёзное влияние на историю России. Все судьбоносные решения на протяжении половины XVI века проходили в тесном сотрудничестве с иосифлянами. Однако естественный ход истории со временем оставил последователей Иосифа Волоцкого на задворках.