Нестяжатели – последователи религиозно-философского течения в Средневековой Руси. Основателем идеологии был Нил Сорский. Его учение продолжили Артемий Троицкий, Максим Грек и Вассиан Косой. Движение существовало с середины XV до середины XVI в. Своё название получили, так как проповедовали идеи «нестяжания». Основатели учения предлагали монастырям отказаться от любого вида имущества, включая земельные угодья. Они призывали к превращению монастырей в заведения, исповедующие сугубо духовную жизнь.
Суть идеологии движения
Суть экономических взглядов нестяжателей сводилась к следующему:
Основные изменения происходят в душе, а не во внешнем мире. Жизнь духа – истинная, только она соответствует человеческой природе.
Духовное развитие человека требует от него свободы от внешнего мира, включая материальные блага и ценности. При этом нестяжатели не призывали к другой крайности – отшельничеству, считая его излишним.
Важное условие – внешний мир не должен мешать внутреннему духовному развитию человека.
По мнению идеологов учения, церковь и монастыри не должны приобретать имущество и земельные наделы. Это противоречит идеалам православной религиозной морали и подрывает авторитет Церкви.
К церковной литературе нестяжатели относились критически. В письмах они неоднократно называли лживыми монастырские книги.
История развития
Идея нестяжательства родилась и сформировалась в Кирилло-Белозерском монастыре. Первые разногласия возникли при игумене Трифоне. Они касались приобретения монастырских вотчин.
В дальнейшем монастырь отказался от приобретения земель и от приёма дарственных. В 1482 игумен Серапион принял в дар земли от Ивана III. В 1483 году 15 иноков покинули монастырь в знак протеста. После вмешательства князя Белозерского игумен Серапион был отстранён, старцы вернулись в обитель.
Идейными противниками нестяжателей стали иосифляне – сторонники взглядов Иосифа Волоцкого.
Краткая биографическая справка:
Иосиф Волоцкий (1439–1515) – игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Известный церковный деятель, философ и писатель. Сын волоколамского боярина, в юные годы принял постриг. Вёл подвижнический образ жизни. В своём монастыре утвердил строгий устав. Выступал апологетом государственной власти и церковных догм, боролся с ересью. Идеалом монашеской жизни считал активную общественную деятельность и помощь людям. Возглавлял течение иосифлян и вступил в идеологическую борьбу с нестяжателями. В 1579 г канонизирован, причислен к лику преподобных.
Собор 1503 г
В 1503 году был созван Собор Русской Православной Церкви. В ходе заседаний возник спор о монастырском имуществе. Вероятнее всего, вопрос был поднят Иваном III. Великий князь был заинтересован в отчуждении монастырских угодий. Взгляды заволжских монахов способствовали его целям. С идеей ограничения церковных земель выступил Нил Сорский.
Оппонентами выступили архиепископ Новгородский и игумен Серапион. В споре победили церковные иерархи, на некоторое время вопрос был отложен.
Духовные вожди
Имя | Годы жизни | Краткая биография |
---|---|---|
Преподобный Нил Сорский | 1433–1508 | В юности принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. |
Вассиан Патрикеев (в миру В. П. Патрикеев) | 1470–1545 | Князь из рода Гедиминов. Состоял на государственной службе, был воеводой. Обвинён в государственной измене, принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Стал последователем учения Нила Сорского. Выступал с резкой критикой идей Иосифа Волоцкого. |
Максим Грек (Михаил Триволис) | 1470–1556 | Родом из знатной греческой семьи. Получил блестящее образование в Европе. В 1518 году прибыл в Москву. Познакомился с Вассианом Паатрикеевым. Разделял и активно проповедовал его взгляды. |
Мнение о ереси
В конце XV века в Новгороде стала активно действовать рационалистическая секта Жидовствующих. Её учение хотя и считалось еретическим, вызвало интерес даже в правящих кругах и среди высших духовных особ.
Ересь – отклонение от религиозных норм и догматов.
В 1504 году церковным Собором принято решение о сожжении еретиков. Это вызвало волнение в обществе, так как для Православной церкви такие меры были нехарактерны. Ученики Нила Сорского были против радикальных мер. Они предлагали бороться с ересью словом и убеждением. В итоге победа осталась за сторонниками Иосифа Волоцкого.
Мнение о монастырской собственности
Один из главных вопросов, вызывавших разногласия среди монахов – церковное и монастырское имущество.
Мнение сторонников Нила Сорского сводилось к следующему:
Земные блага – препятствие для развития души.
Иноки не могут уделять достаточно времени молитве, если заняты возделыванием земли, зарабатыванием денег и другими мирскими вопросами.
Монах должен самостоятельно добывать себе пищу и кров, предав себя воле Бога и духовному подвигу.
Иосифляне были убеждены, что миссия монаха – в помощи простым людям. Монастырская собственность давала возможность помогать нищим, строить больницы, приюты для детей, заниматься просвещением.
Нестяжатели и государство
Идеология нестяжателей распространилась и на отношение к светской власти. Любой правитель рассматривался как воплощение человеческих пороков.
В своём сочинении Максим Грек сетует на отсутствие «царей благоверномудренных». Современные ему правители заботятся только о своих земных интересах. В стремлении расширить свои владения они идут войной друг на друга и проливают кровь.
Признавая земную власть порочной, нестяжатели объявили своим единственным царём Иисуса Христа, а государством – Царствие небесное.
Победа иосифлян
В ходе Собора иосифлянам удалось отстоять права церковного землевладения. Они руководствовались юридическими документами и историческими случаями, начиная со времён византийского императора Константина.
Борьба учений то и дело усиливалась и затрагивала разные стороны церковной и политической жизни. За свои резкие высказывания Вассиан и Максим Грек были преданы и попали в заточение.
Поскольку учение иосифлян, было удобным и выгодным для светских властей, оно получило активную поддержку от правителей.
«Вторая волна»
Возобновление философского и политического спора приходится на 40–50-е годы XVI века:
Государственная власть была заинтересована в отчуждении монастырских земель и вновь попыталась найти поддержку среди нестяжателей.
Во многом политическое противостояние было связано с реформами митрополита Макария.
Идеи нестяжателей поддержали протопоп Сильвестр и Алексей Адашев.
В это время нестяжатели были выдвинуты на высшие церковные посты. Однако в 1554 году многие из них предстали перед соборным судом по обвинению в ереси.
Историческое значение
Политические и философские взгляды нестяжателей касались не только имущественных вопросов. Последователи этого учения открыто высказывали своё отношение к миссии монаха, церковной и светской власти, а также вопросам веры.
На начальных этапах развития учение заинтересовало светских правителей и нашло у них поддержку. В дальнейшем государству оказались ближе взгляды оппонентов нестяжателей – иосифлян. Это привело к фактическому уничтожению нестяжательства как политического течения.
Использованная литература:
- Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. – М.: –2003 г.
- Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М.: — 2002 г.
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. М.: — 2009г.