Нестяжатели


Нестяжатели – последователи религиозно-философского течения в Средневековой Руси. Основателем идеологии был Нил Сорский. Его учение продолжили Артемий Троицкий, Максим Грек и Вассиан Косой. Движение существовало с середины XV до середины XVI в. Своё название получили, так как проповедовали идеи «нестяжания». Основатели учения предлагали монастырям отказаться от любого вида имущества, включая земельные угодья.  Они призывали к превращению монастырей в заведения, исповедующие сугубо духовную жизнь.

Суть идеологии движения

Суть экономических взглядов нестяжателей сводилась к следующему:

  1. Основные изменения происходят в душе, а не во внешнем мире. Жизнь духа – истинная, только она соответствует человеческой природе.

  2. Духовное развитие человека требует от него свободы от внешнего мира, включая материальные блага и ценности. При этом нестяжатели не призывали к другой крайности – отшельничеству, считая его излишним.

  3. Важное условие – внешний мир не должен мешать внутреннему духовному развитию человека.

  4. По мнению идеологов учения, церковь и монастыри не должны приобретать имущество и земельные наделы. Это противоречит идеалам православной религиозной морали и подрывает авторитет Церкви.

  5. К церковной литературе нестяжатели относились критически. В письмах они неоднократно называли лживыми монастырские книги.

История развития

Идея нестяжательства родилась и сформировалась в Кирилло-Белозерском монастыре. Первые разногласия возникли при игумене Трифоне. Они касались приобретения монастырских вотчин.

В дальнейшем монастырь отказался от приобретения земель и от приёма дарственных. В 1482 игумен Серапион принял в дар земли от Ивана III. В 1483 году 15 иноков покинули монастырь в знак протеста. После вмешательства князя Белозерского игумен Серапион был отстранён, старцы вернулись в обитель.

Идейными противниками нестяжателей стали иосифляне – сторонники взглядов Иосифа Волоцкого.

Краткая биографическая справка:

Иосиф Волоцкий (1439–1515) – игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Известный церковный деятель, философ и писатель. Сын волоколамского боярина, в юные годы принял постриг. Вёл подвижнический образ жизни. В своём монастыре утвердил строгий устав. Выступал апологетом государственной власти и церковных догм, боролся с ересью. Идеалом монашеской жизни считал активную общественную деятельность и помощь людям. Возглавлял течение иосифлян и вступил в идеологическую борьбу с нестяжателями. В 1579 г канонизирован, причислен к лику преподобных.

Собор 1503 г

В 1503 году был созван Собор Русской Православной Церкви. В ходе заседаний возник спор о монастырском имуществе. Вероятнее всего, вопрос был поднят Иваном III. Великий князь был заинтересован в отчуждении монастырских угодий. Взгляды заволжских монахов способствовали его целям. С идеей ограничения церковных земель выступил Нил Сорский.

Оппонентами выступили архиепископ Новгородский и игумен Серапион. В споре победили церковные иерархи, на некоторое время вопрос был отложен.

Духовные вожди 

Имя

Годы жизни

Краткая биография

Преподобный Нил Сорский

1433–1508

В юности принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре.
Много путешествовал, жил в Афонском монастыре. По возвращении стал отшельником, основал Нилову пустынь.
Много выступал с идеями нестяжательства устно и письменно.

Вассиан Патрикеев (в миру В. П. Патрикеев)

1470–1545

Князь из рода Гедиминов. Состоял на государственной службе, был воеводой. Обвинён в государственной измене, принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Стал последователем учения Нила Сорского. Выступал с резкой критикой идей Иосифа Волоцкого.

Максим Грек (Михаил Триволис)

1470–1556

Родом из знатной греческой семьи. Получил блестящее образование в Европе. В 1518 году прибыл в Москву. Познакомился с Вассианом Паатрикеевым. Разделял и активно проповедовал его взгляды.

Мнение о ереси

В конце XV века в Новгороде стала активно действовать рационалистическая секта Жидовствующих. Её учение хотя и считалось еретическим, вызвало интерес даже в правящих кругах и среди высших духовных особ.

Ересь – отклонение от религиозных норм и догматов.

В 1504 году церковным Собором принято решение о сожжении еретиков. Это вызвало волнение в обществе, так как для Православной церкви такие меры были нехарактерны. Ученики Нила Сорского были против радикальных мер. Они предлагали бороться с ересью словом и убеждением.  В итоге победа осталась за сторонниками Иосифа Волоцкого.

Мнение о монастырской собственности

Один из главных вопросов, вызывавших разногласия среди монахов – церковное и монастырское имущество.

Мнение сторонников Нила Сорского сводилось к следующему:

  1. Земные блага – препятствие для развития души.

  2. Иноки не могут уделять достаточно времени молитве, если заняты возделыванием земли, зарабатыванием денег и другими мирскими вопросами.

  3. Монах должен самостоятельно добывать себе пищу и кров, предав себя воле Бога и духовному подвигу.

Иосифляне были убеждены, что миссия монаха – в помощи простым людям. Монастырская собственность давала возможность помогать нищим, строить больницы, приюты для детей, заниматься просвещением.

Нестяжатели и государство

Идеология нестяжателей распространилась и на отношение к светской власти. Любой правитель рассматривался как воплощение человеческих пороков.

В своём сочинении Максим Грек сетует на отсутствие «царей благоверномудренных». Современные ему правители заботятся только о своих земных интересах. В стремлении расширить свои владения они идут войной друг на друга и проливают кровь.

Признавая земную власть порочной, нестяжатели объявили своим единственным царём Иисуса Христа, а государством – Царствие небесное.

Победа иосифлян

В ходе Собора иосифлянам удалось отстоять права церковного землевладения. Они руководствовались юридическими документами и историческими случаями, начиная со времён византийского императора Константина.

Борьба учений то и дело усиливалась и затрагивала разные стороны церковной и политической жизни. За свои резкие высказывания Вассиан и Максим Грек были преданы и попали в заточение.

Поскольку учение иосифлян, было удобным и выгодным для светских властей, оно получило активную поддержку от правителей.

«Вторая волна»

Возобновление философского и политического спора приходится на 40–50-е годы XVI века:

  1. Государственная власть была заинтересована в отчуждении монастырских земель и вновь попыталась найти поддержку среди нестяжателей.

  2. Во многом политическое противостояние было связано с реформами митрополита Макария.

  3. Идеи нестяжателей поддержали протопоп Сильвестр и Алексей Адашев.

В это время нестяжатели были выдвинуты на высшие церковные посты. Однако в 1554 году многие из них предстали перед соборным судом по обвинению в ереси.

Историческое значение

Политические и философские взгляды нестяжателей касались не только имущественных вопросов. Последователи этого учения открыто высказывали своё отношение к миссии монаха, церковной и светской власти, а также вопросам веры.

На начальных этапах развития учение заинтересовало светских правителей и нашло у них поддержку.  В дальнейшем государству оказались ближе взгляды оппонентов нестяжателей – иосифлян. Это привело к фактическому уничтожению нестяжательства как политического течения.


Использованная литература:

  1. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. – М.: –2003 г.
  2. Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М.: — 2002 г.
  3. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. М.: — 2009г.
Оцените статью!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *