- 1 Становление российской архитектуры
- 2 Главные события в русской архитектуре XVI века
- 3 Значение народной деревянной архитектуры для формирования монументального зодчества
- 4 Строительство Кремля и создание московского архитектурного стиля
- 5 Архитектура оборонительного строительства и развивающихся городов
- 6 Храмовое строительство в XVI веке
- 7 Знаменитые сооружения русского государства в XVI веке
Становление российской архитектуры
В XVI веке, в разросшемся российском государстве, массово начали строить города и крепости. Яркая примета в церковной архитектуре – остроконечные шатровые храмы. Одновременно со строительством набирались мастерства русские зодчие, начиная выделяться собственным стилем.
Главные события в русской архитектуре XVI века
Для российского зодчества 1500-е гг. – эпоха расцвета. Архитектура отмечена оригинальностью и разнообразием каменных храмов, строительством кремлей — крепостей.
Отличительные признаки в архитектуре XVI века:
- деревянное строительство сменяется постройкой гражданских зданий из камня;
- к белому камню добавился красный кирпич, деревянные крепления заменяют металлическими, для подъёма грузов используют подъёмные механизмы;
- перестраивается Московский Кремль: добавляются соборы, выше поднимаются стены;
- развивается крепостное строительство;
- храмы стали строить без подпорок, по шатровому типу – с единым пространством внутри;
- продолжали строить 5-пятиглавые крестово-купольные храмы;
- 1584 г. – создание приказа по каменным делам, для руководства строительными работами с организацией кирпичного производства.
Приказ по каменным делам ведал кирпичными делами: отвечал за материалы, рабочих и выпуск продукции. Наряду с контролем действовали и поощрительные меры. Частному лицу разрешали брать крупную ссуду для строительства завода по выпуску кирпичей.
Значение народной деревянной архитектуры для формирования монументального зодчества
Главным строительным материалом, по причине обилия, доступности и лёгкости обработки, на Руси всегда было дерево. Преобладало оно и в XVI веке, хотя много построек делали уже из камня. Деревянные строения ценились не за декоративное убранство, а за сложные композиционные объёмы и лаконичные формы.
Из дерева, больше из сосны, ели и лиственницы, строили жилые дома и хозяйственные постройки в городах и сельских поселениях, а также церкви и колокольни. Деревом мостили улицы, и выкладывали ограду вокруг крепостей.
Впоследствии, благодаря приёмам, используемым в деревянной архитектуре, сформировалось каменное зодчество. Главная особенность в строительстве из дерева – начинать постройку с возведения сруба.
Сруб – обработанные брёвна, уложенные венцами друг на друга. Различают прямоугольные срубы, 6 или 8-угольные и пятистенки с одной внутренней перегородкой. Прямоугольный 1 или 2-этажный сруб 5х6 м – основа народного жилья. Княжеские «хоромы» состояли из нескольких причудливых срубов, между которыми ставили холодные переходы — сени.
Крупное достижение русского деревянного зодчества в XVI веке – создание шатрового стиля, уникального направления русской архитектуры, которого нет в других странах.
Шатровые постройки XVI в.:
- 1501 г. – построено здание церкви, с. Уна, Архангельская область (не сохранилась);
- 1552 г. – строительство церкви Собора Богородицы в с. Холм, Костромской область;
- 1565 г – построены 3-этажные хоромы купцов Строгановых, простоявшие 235 лет;
- 1587 г. — церковь Успения в вологодском Александро — Куштском монастыре.
Много деревянных композиционных форм и ансамблевых приёмов воплощено и развито в русском каменном монументальном зодчестве, давшем начало национальной русской архитектуре.
Строительство Кремля и создание московского архитектурного стиля
С ростом могущества Русского государства значимее становится и Москва. В столицу приглашают знаменитых зодчих, русских и итальянских архитекторов. В разрастающемся городе традиционные деревянные строения заменяются сложными каменными зданиями храмов и монастырей. Продолжает перестраиваться московский Кремль, используя в строительстве только камень.
За 3 года, с 1505 по 1508 г, построен Архангельский собор. Идёт укрепление стен, которые стали толщиной до 5 м и высотой 8-17 м. Добавились 2 новых башни: Кутафья и Царская, остальные отреставрированы. В 1516 г. построен второй ряд оборонительных стен. Самой высокой постройкой Кремля называют дозорную башню – колокольню Ивана Великого. Признанный шедевр русской архитектуры строился на протяжение века (строительство начато в 1505 г.).
Именно в XVI веке, с появлением вокруг Кремля ремесленных и торговых посадов, боярских и купеческих усадьб, Москва стала отличаться характерной радиальной застройкой. На месте современного Бульварного кольца стояли застройки Белого города, на месте Садового – Земляного. Слободу защищали стены Китай-города.
Надёжно укреплённое сооружение – Кремль, это крепость и символ великого государства. Относится к национальной гордости русской архитектуры.
Архитектура оборонительного строительства и развивающихся городов
В России XVI век знаменателен существенным подъёмом архитектурного искусства. Для руководства массовым строительством, создан Приказ по каменным делам. Первая большая работа, которую провел Приказ – в 1953 г. построены каменные укрепления (Бульварное кольцо в Москве). Руководил строительством русский архитектор Фёдор Конь, которого, при Борисе Годунове, называли «государевым мастером».
Наряду со строительством новых городов на востоке и юге, продолжалось укрепление Твери, Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы. До середины века Нижний Новгород, Тула, Зарайск и Коломна отмечены строительством крепостных сооружений. Оригинальный образец русского деревянного градостроительства – Свияжск. В 1551 г. оборонительные строения собрали в городе Углич, затем разобрали, и сплавили до Казани по Волге. Так перед городом появилось оборонительное укрепление.
Крепостные сооружения русского государства в XVI веке:
Год строительства | Постройка | Где построен | Архитектор или кто строил |
---|---|---|---|
1514 | Кремль | Тула | Предположительно итальянские мастера |
1515 | Кремль | Нижний Новгород | Пётр Фрязин |
1525 | Кремль | Коломна | Итальянские архитекторы |
1531 | Кремль | Зарайск | Предположительно Алевиз Фрязин |
1538 | Китайгородская стена | Москва | Петрок Малый |
1551 | Крепость | Свияжск | Иван Григорьевич Выродков |
1560 | Кремль | Серпухов | Местные мастера |
1562 | Кремль | Казань | Барма и Ширяй, мастера из Пскова |
1595 | Кремль | Смоленск | Ф.С. Конь |
Петрока Малого прозвали Фрязиным, потому что так называли иностранцев из Италии. Архитектор русских крепостных оборонных сооружений с 1530 по 1540 гг.
В XVI веке набирает силу псковская школа архитектуры. Для перестройки укрепительных и оборонительных сооружений местные мастера использовали исключительно камень.
Храмовое строительство в XVI веке
Падение Византии повлияло на строительство русских православных храмов. Повсюду появлялись новые церкви, большие монументальные соборы (Успенский в Троице — Сергиевом монастыре, 1585 г.) и стройные изящные, как собор в Донском монастыре (1593 г.). Появились 5-главые храмовые постройки, наподобие Успенского Собора в московском Кремле. Это Смоленский храм, (Новодевичий монастырь) и Преображенский в Вязёмах.
Окна церквей украшаются рельефными наличниками, стены – каменной резкой и разноцветными изразцами. Образец русского храмового строительства того времени – церковь Усекновения Иоанна Предтечи, с. Дьяково близ Коломны (1554 г.).
Во второй половине XVI века начали строить каменные храмы по шатровому типу, взяв за образец русское деревянное зодчество. Прежние, крестово-купольные здания, строились со столбами. Новые постройки создавались с единым внутренним пространством без расчленения опорами. Снаружи строение венчалось вытянутым кверху 4-х или 8-гранным шатром.
Переход от деревянного строительства к каменному затруднил возведение подобных крыш. Благодаря появившемуся мастерству, русским зодчим такая задача оказалась по силам. Первую шатровую церковь построили в 1532 г. в Коломне. Это Церковь Вознесения Господня по проекту итальянского архитектора Петра Франческо Ганнибала. Её высота 60 м.
Русская архитектура XVI в. представлена больше церковными строениями. Причина в том, что религию признавали больше, чем государственную власть.
Знаменитые сооружения русского государства в XVI веке
Появление в России архитектурных шедевров связано с именами итальянских архитекторов Алевизом Новым, Марко Руффо, Аристотелем Фиораванти, Пьетро Солари. Интересны произведения Ермолина, Фёдора Коня и других мастеров. В строительстве больше использовали приёмы владимиро-суздальских зодчих и итальянских мастеров.
Первое место по красоте принадлежит храму Василий Блаженный, построенному в 1555 г. Ранее назывался Покровским собором, строился 6 лет. Проект принадлежит псковскому зодчему Постнику Яковлеву. Для постамента, фундамента и декора использовался классический белый камень. Стены выложены новым в строительстве материалом – красным кирпичом. По задумке автора вокруг центрального шатра собраны красочные отдельные главки в количестве 8 куполов, символизирующие объединённые русские земли вокруг столицы.
Второе место отдано знаменитому Архангельскому собору (Московский Кремль). Год постройки пятиглавого шестистолпного храма – 1509. Автор – итальянец Алевиз Новый, но проект выдержан в русских традициях с архитектурными элементами Венеции на торжественных фасадах. Вход в собор украшают растительные орнаменты. Полукруглые завершения стен Алевиз украсил белокаменными раковинами – новшеством того времени, которые затем применялись в других постройках. Позже собор стали использовать как усыпальницу для знатных лиц государства.
Итальянского архитектора Алевизе Ламберти ди Монтаньяно больше знают как Алевиза Нового или Алевиза Фрязина. Работал в Москве с 1494 г. Строил каменные церкви и соборы, стены и башни московского Кремля. Ему принадлежит авторство проекта великокняжеского дворца. Скончался в 1532 г.
Ещё одно знаменательное сооружение построено в честь Святого Георгия после победы в битве на Куликовом поле. Речь идёт о двухъярусной маленькой, цилиндрического вида, колокольне Вознесенского собора. Центричные, вертикально устремлённые формы соответствуют стремительности линий храма.
Значение особенностей века для развития русского зодчества
Русскую архитектуру XVI в. по праву называют главным этапом в развитии этого вида искусства. Формируются новые зодческие традиции, и переосмысляются более древние. Большое значение, при этом, имеет создание единого государства из разрозненных ранее княжеств.
Используемая литература и дополнительные материалы по теме:
- История русской архитектуры. Учебник для вузов. Авторы: Пилявский В.И., А.А., Ушаков Ю.С. Редакторы Ушаков Ю.С., Славина Т.А. Стройиздат. С.-Петербург (ред.). 1994 г..
- «Самые знаменитые храмы Москвы. История столицы России в ее святынях», автор М.А. Анашкевич, С.Н. Рыбакова, редактор Л.А. Чуткова и Анашкевич. Изд-во: АСТ, 2010 г.
- «Храм Василия Блаженного в Москве», Н.И. Брунов. Искусство, 1988 г.
- Учебник по истории России для 10 класса Сахарова, год издания
- Учебник по истории России, 7 класс. Авторы: Арсентьев, Данилов. Просвещение, 2016 г.