XIX век считают золотым веком русской культуры. Появляются новые направления и стили. Русская культура возрождается и развивается, испытывая сильнейшее влияние запада, но, не забывая о сохранности собственных традиций, впитывая в себя только лучшее.
Особенности культурного развития в первой половине XIX века
В начале XIX века в русской культуре наблюдается не просто подъём, а активное сближение её с культурой запада, растёт национальное самосознание, возникают различные оппозиционные течения в обществе. Это время появления литературных кружков, увеличения количества учебных заведений, период значительных научных открытий, появления величайших художников, архитекторов и скульпторов.
Архитектура и скульптура — основные стили и направления
В архитектуре преобладает поздний классицизм. Особенность его — масштабность, грандиозность и чёткость. Прежде всего, это проявилось в строительстве некоторых зданий в Петербурге, отличающихся единством и гармонией. Над их созданием трудятся такие архитекторы, как:
- Захаров А. Д.;
- Т. де Томон;
- Воронихин А. Н.;
- Монферран А. А.;
- Росси К. И.
После пожара 1812 г. в Москве также начинаются строительные работы. Классицизм преобладает и здесь. Главные здания города строятся под руководством:
- Бове О. И.;
- Жилярди Д. И.
В 30-е гг. на смену классицизму в архитектуре постепенно приходит русско-византийский стиль. Тон К.А. возводит Большой Кремлёвский дворец и Оружейную палату. В 1839 г. закладывают фундамент храма Христа Спасителя.
В провинции трудятся не менее известные архитекторы: Попов Я. Н. Стасов В. П. (Никольский казачий собор в Омске), Мельников А. И. (ансамбль Приморского бульвара в Одессе).
В конце XVIII – начале XIX вв. активно начинает развиваться скульптура. В Москве появляется памятник Минину и Пожарскому, созданный И. П. Мартосом. На Дворцовой площади возводят колонну, высотой в 47 метров, в честь Александра I и победы над французами. В Петербурге появляются памятники Кутузову и Барклаю де Толли авторства Б. И. Орловского. На Аничковом мосту устанавливают четыре конные скульптуры и статую Николая I, также на коне, П. К. Клодта. Ф. П. Толстой создаёт серию медалей и барельефов.
Изобразительное искусство
В русской живописи начала XIX в. преобладают реализм и романтизм, но официально творили все же в духе классицизма, поскольку существовавшая в то время Академия художеств была крайне закрытым и консервативным заведением. От художников требовали придерживаться канонов классицизма, поощрялось написание картин в основном на библейские или мифологические сюжеты. Молодые художники следовать указаниям не желали, поэтому в это время всё чаще появляются портреты. К примеру, Кипренский О. А. пишет портрет молодого, находящегося в пике своей славы Пушкина. Этот портрет является ярким примером романтического направления в живописи.
Реализм проявляется в картинах Тропинина В. А. «Кружевница», «Портрет сына». Пушкин у Тропинина умудрён жизненным опытом и не очень счастлив, именно к этим выводам можно прийти, внимательно изучая созданную художником картину.
Выдающимся художником своего времени становится К. Брюллов. В его картине «Последний день Помпеи» отражено ожидание перемен, которые должны наступить вместе с новым веком. Брюллову вторит Иванов А.А. Его «Явление Христа народу» также пронизано ожиданием.
Помимо портретов создаются картины на бытовую тему – «бытовой сюжет». Пишутся настоящие живописные шедевры «На пашне», «Утро помещицы», «Захарка» Венецианова А.Г. и «Сватовство майора», «Свежий кавалер» Федотова П.А.
Начало и первая половина XIX в. – время, когда на смену старым течениям и сюжетам приходят новые. Классицизм ещё преобладает в архитектуре, но живопись становится более романтичной, а иногда и реалистичной. Художники больше не желают писать нечто им неведомое, древнее, они готовы показать мир, который находится вокруг них – простых людей, различные бытовые ситуации, от обычного завтрака помещика, до покоса.
Культура России во второй половине XIX века
Вторая половина XIX в. – это период реформ, отразившийся, прежде всего, в искусстве, но проявилось более всего в живописи.
Так, в 1863, когда Академия художеств объявила очередной конкурс на получение Большой золотой медали, все выдающиеся художники отказались в нём участвовать, поскольку не желали больше писать исключительно в духе классицизма. Они вышли из Академии и организовали Артель художников, возглавил которую Крамский И. Н.
Авторитет Академии пошатнулся, первое место среди популярных учебных заведений заняло Училище живописи, ваяния и зодчества. Его выпускниками стали такие известные художники, как:
- Саврасов А. К.;
- Перов В. Г.;
- Шишкин И. И.
Все они творили в духе реализма. Это уже не только портрет, но также пейзаж (Шишкин) и сцены баталий. Художники-реалисты стремятся максимально точно передать на холсте действительность – события, чувства. Ярче всего это проявляется в полотнах Верещагина. В 70–80-её гг. появляются первые полотна Репина и Сурикова, Левитана.
В отличие от живописи, скульптура переживает упадок. Это связанно с наметившимся в 50–60-её гг. упадком в архитектуре. Развивается исключительно станковая скульптура. Ряды выдающихся скульпторов пополняют:
- Антокольский М. М.;
- Микешин М. О.;
- Опекушин А. М.
В рассматриваемый период в архитектуре преобладает эклектизм – смешивание стилей. Ансамблевое строительство уходит в прошлое, на первый план выдвигается польза, низкая стоимость постройки и её качество. Владельцы только что приобретённых участков более не следят за тем, чтобы выстроенное на них здание по стилю совпадало с окружающими постройками. Востребованы в это время строения общественного назначения – вокзалы, торговые помещения, многоквартирные дома. Возникают новые технологии и материалы. В 60-е гг. основной архитектурный стиль – «ретроспективное стилизаторство», подразумевавшее копирование стилей прошлого. Выдающимися архитекторами считаются:
- Штакеншнейдер А. И.;
- Быковский К. М.
В 70-е гг. начинается выработка собственного русского стиля (Исторический музей, Верхние торговые ряды, Московская Городская дума), который в конце века сменяется модерном.
В XIX в., вдохновлённые сначала победой русского оружия, а затем и реформами, художники, скульпторы и архитекторы стремились к созданию или внедрению новых стилей и направлений. Классицизм сменяется реализмом и романтизмом, в архитектуре появляются русский стиль, а затем и модерн, завершивший золотой век русской культуры.
Спасибо большое! Отличный сайт, выручили!!!
Все высшие сословия в российской империи должны были уметь танцевать. И один из самых интересных танцев — это котильон. Он стал популярен в России в 19 веке. Самое интересное в нем — его длительность. Он продолжался целых два часа! При этом, партнеры в танце постоянно сменяли один другого. Не менее интересными были и способы, которыми выбирались партнеры по танцу. Одним из них был выбор карты: кому выпадали одинаковые масти — танцевали вместе.
В начале XIX века был интересный драматург В.А. Озеров. Его драма «Дмитрий Донской» очень хорошо была принята публикой во время войн с Наполеоном в 1805-1807 и, особенно, в 1812 году. Истории в ней, конечно, мало, но почитать было любопытно.
По-своему уникальный синтез искусств в России полноправно зовется в истории «Золотым веком» русской культуры, он обозначил поворот к истокам народной культуры.
В сравнении с литературой «Золотого века», современная ей живопись и скульптура заметно проигрывали в оставленных потомкам художественно ценных произведениях, более впечатляющие успехи были достигнуты в области архитектуры.
Золотой век на то и золотой век. Но изобразительное искусство 19 века — это шедевральные произведения. Брюллов и Федотов, Венецианов — вот то, что запоминается навсегда, потому что жизненно, остро и вне времени.
Почему-то обидно становится, когда при упоминании русской литературы сразу имя Пушкина. Да, великий был поэт, но не он один. В статье примеров масса.
В XIX веке была основана независимая организация художников-передвижников, отказавшихся от догм академизма. Одним из ее основоположников был Иван Николаевич Крамской – выдающийся русский портретист. Его картина «Христос в пустыне» была высоко оценена Академией художеств, которая даже хотела присудить художнику звание академика. Но И.Н. Крамской отказался, не желая отступать от своих принципов. Впоследствии полотно было куплено П. Третьяковым.
Говоря о театральном искусстве XIX века, нельзя обойти вниманием встречу Станиславского и Немировича-Данченко в Славянском базаре, и последующее возникновение великого МХАТа.