Предпосылки появления христианства на Руси


Официальной датой Крещения Руси принято считать 988 год, когда князь киевский Владимир Красно Солнышко решил обратить в православную веру все подконтрольные ему на тот момент земли. Однако считать этот же год точкой отсчета появление христианства на Руси было бы неверным.

Первые крещения

Середина IX века — начало объединения Руси, централизации земель восточных славян вокруг Киева. Этот процесс начался с приходом на княжеский престол Олега, вошедшего в летописи под именем Вещего. После долгих лет правления он передал власть Игорю, продолжившему укрепление Руси. Начало его правления совпало с женитьбой князя на Ольге. Покоряя соседние племена, Игорь присоединял земли к набиравшему силу Киевскому княжеству, объединяя славян и формируя новое единое и сильное государство.

После смерти Игоря киевское княжество унаследовал его сын, Святослав, регентом при котором по причине малолетства стала княгиня Ольга. Главным делом княгини стало устройство внутреннего порядка в молодом государстве. Передав правление Святославу, княгиня Ольга отправилась в Византию, в Константинополь, где и приняла христианство. С возвращением ее в Киев православие стало постепенно распространяться среди высшей знати, в том числе и в рядах княжеской дружины. Крещение Ольги и стало первым значимым примером появления христианства на Руси.

Социальные предпосылки

После смерти Игоря княжество было разделено между его сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром — на три неравные части. В результате вспыхнувшей междоусобицы Олег и Ярополк погибают, на престол киевского княжества восходит Владимир.

Новое объединенное княжество нуждалось не только в единой власти, но и в единой вере, способной стать стимулом для объединения народа. Владимир предпринял первую попытку такого объединения. Всех языческих богов, которым поклонялись разные славянские племена – Даждьбога, Велеса, Стрибога, Макошь и прочих, — князь собрал в единый пантеон, поставив во главе Перуна. В Киеве было сооружено огромное капище, где возвышались идолы всех значимых персонажей славянского язычества. Жертвоприношения, поклонения, обряды – все это было решено проводить на одном месте. Однако эта попытка превращения языческих верований в монотеизм потерпела неудачу – отдельные племена по-прежнему ставили во главу только «своего» бога-покровителя.

Политические предпосылки

Конец X века стал временем усиления культурных и политических связей Руси с Византийской империей. Крепкие торговые связи объяснялись удачным географическим положением Киевского княжества – через земли его проходил путь «из варяг в греки», вся торговля с молодыми европейскими государствами осуществлялась через славянские земли. Укреплению взаимоотношений Киева и Константинополя способствовали и многочисленные договоры – от торговых до политических, заключаемые на высших уровнях.

Одним из таких документов стал договор о взаимопомощи, инициатором заключения которого выступила Византия. Император Василий II попросил у князя Владимира военной помощи для борьбы с мятежниками, пытавшимися захватить власть в Константинополе. Как свидетельствуют хроники, князь обязался предоставить в распоряжение императора большой отряд дружинников. Взамен же Василий II должен был отдать князю в жены свою сестру Анну, однако непременным условием брака было принятие Владимиром христианства.

Подобный союз послужил бы не только средством для расширения и укрепления экономических связей двух государств. Главным следствие этого брака стала бы надежная поддержка русского княжества со стороны древней империи на мировой политической арене, усиление роли славянского государства в международных политических играх. Потому и условие принятия новой веры не стало для князя серьезным препятствием в подписании договора.

Общественные предпосылки

Феодализация общественного строя требовала не только экономических перемен, но и общественно-культурных. Разрозненность и раздробленность славянских племен VII-VIII веков, доходившая до разделения не просто на семейные хозяйства, но даже на отдельные подворья, постепенно сменялась обратным процессом – централизацией. Соединяя вновь когда-то раздробленные хозяйства в единое целое – поселения, города, а затем и княжества, централизация привела к появлению сильных государств. Однако залогом стабильности подобных объединений является не только территориальная, но и духовная целостность.

Существовавшие верования – язычество – отражали раннюю раздробленность славянского народа. У каждого племени был свой верховный бог, оказывавший покровительство только своему народу и требовавший соответствующих обрядов. Политеизм – многобожие – усугублял раздор между славянами и тормозил процесс централизации.

Новому государству, объединившему в единое целое несколько десятков племен, требовалась единая религия, которая смогла бы стать теми «духовными скрепами», превращающими племена в народ. Эту решающую роль в единении славян суждено было сыграть христианству.

«Выбор среди вер»

Как свидетельствуют исторические хроники, предпочтение христианства, а точнее, его православной ветви, был в определенной части взвешенным, осознанным выбором князя Владимира. Однако существует легенда, рассказывающая, как именно правитель определял, какую веру принять. Разослав послов по окрестным землям – к хазарам, исповедавшим иудаизм, в земли халифата, где был распространен ислам, в Византию и в Европу, где верили в Христа, — Владимир потребовал от них подробного отчета об особенностях вер.

Иудаизм сразу же не вызвал особого воодушевления у князя, католицизм был отметен по причине сложности обрядов – служба в ряде европейских стран велась исключительно на латыни. Оставался ислам, привлекавший князя какой-то истовой яростью и прозрачностью традиций, и православие, отличавшееся душевностью и красотой богослужения. В результате было выбрано именно православие, оказавшее на Владимира наибольшее впечатление.

5/5 - (2 голоса)


: 6 комментариев
  1. Polina

    Стоит еще отметить крещение одного из первых правителей Киева – еще до объединения северной и южной Руси – Аскольда. Считается, что он был первым крещеным правителем. Также считается, что он делал попытки крестить Русь. Возможно, ему удалось бы это.

  2. belonog-2016

    Говорят, на Владимира самое лучшее впечатление оказало христианство во время прибывания в Византии. На то время это был один из самых процветающих империй и князь хотел, чтобы его государство во многом походило на Византийскую империю.

  3. Юлия Носова

    Интересно, как сложилась бы наша история, если бы Владимир выбрал буддизм или индуизм. Я думаю, что с индуизмом наша жизнь была бы менее развита, зато сам народ был бы более человечен. А с буддизмом…По началу это была не самая мирная религия. Какие есть идеи?

  4. вячеслав

    Юлия индуизм это такое же язычество, как и славянское многобожие. Существенных изменений Индуизм бы не принес. Мировоззрение язычников восприняло бы Индуизм как приход новых богов. Часть богов, наверное, влилась в славянский пантеон и то, только если бы у них были функции и атрибуты, отсутствующие у славянских богов. Гораздо более интересно, что за сто лет до крещения Руси согласно исследованием историков и археологов в Киеве уже была значительная христианская община. Причем большое количество христиан исповедовали Арианство (последователи епископа Ария, которые отделились от тогдашнего христианства как впоследствии католики от православных). Ариане отличаются от остальных христиан в вопросах веры своими взглядами на св. Троицу и природу Христа считая его сыном Бога, но Иисус не един с Богом и сотворен им. Такая трактовка св. Троицы кардинально противоречит остальным христианским догматам. Именно Арианство привело к вселенскому собору в Никее и закреплению символов веры.

  5. Летописец

    Почему это вы, Юлия, решили, что индуизм человечнее христианства? Если вы понимаете, что буддизм не самая мирная религия, то надо еще понять, что в основе индуизма лежит буддизм, плюс добавлены языческие божества и народные праздники. А во-вторых, вы почитайте новости по индии на тему религии. Постоянно идут сообщения о преследованиях христиан. Вплоть до убийства. Вы слышали, чтобы у нас кто-нибудь индуистов или буддистов преследовал?

  6. Андрей

    Я считаю, что предпосылки для крещения Руси были только на уровне власти, христианство делает народ удобным для управления. Люди привыкли делать подношения богам, не думаю, что основным «камнем преткновения» была именно десятина. Если бы язычество на самом деле изжило себя, сейчас не осталось бы столько пережитков. Даже христианские святые стали своеобразной заменой языческих богов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *