Структура государственного управления
Глава государства – Император (он же – глава православной церкви). Ему были подчинены все государственные структуры, главными из которых являлись:
Государственный совет – совещательный орган при самодержце, имеющий право рассмотрения законодательных актов, вопросов внутренней политики (в особых обстоятельствах), администрации, а также финансовых вопросов.
Канцелярия Его Императорского Величества. Исполнительная служба при главе государства. Обеспечивает подготовка и исполнение указов и распоряжения императора, представление обращений и ходатайств к императору, объявление политики (монаршей воли) по тому или иному вопросу, контроль исполнения указов, вопросы структурирования государственной службы и поощрения лиц, которые находятся на государственной службе.
Святейший Правительственный Синод. Высшая административно-правовая система православной церкви в Российской империи. Определяла церковную и во многом общественную жизнь государства.
Сенат. Высший законодательный, исполнительный и судебный орган государства.
Комитет министров. Согласовательный орган, который решал межведомственные и второстепенные вопросы государственного управления.
Органы законодательной власти
Высшей властью (в том числе законодательной) обладал император. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Законотворчеством мог заниматься также Сенат, Государственный совет и Синод, однако их полномочия ограничивались рассмотрением, правкой и в отдельных случаях вынесением на усмотрение монарха профильных законопроектов. К обсуждению законопроектов могли подключаться также органы исполнительной власти, церковной администрации и органов местного самоуправления (земства). Исключительным правом подписания законов обладал монарх.
Органы исполнительной власти
В царской России существовал обширный бюрократический аппарат. Из-за недостаточно развитой инфраструктуры, учитывая огромную территорию государства, большинство аспектов экономической, политической и общественной жизни империи строго регламентировались. Контроль осуществлялся с помощью министерств и департаментов.
Основными министерствами до революции 1905 года были:
- Министерство внутренних дел.
- Министерство двора.
- Министерство финансов.
- Министерство иностранных дел.
- Военное министерство.
- Морское министерство.
- Министерство путей сообщения.
- Министерство юстиции.
- Министерство торговли и промышленности.
- Министерство государственных имуществ.
Также существовали другие административные структуры сходные по функциям с министерствами, но в силу исторических традиций носившие другие названия. Например, Главное управление почт и телеграфов, Государственная канцелярия, Горный департамент.
Наряду с общегосударственными структурами существовала территориальная вертикаль исполнительной власти, которая включала себя администрацию губерний и уездов, а также городское и земское самоуправление.
Судебная система
Российская монархия, как общественно политический строй, не предусматривала полностью независимых судов, поэтому вместо судебной власти в государстве существовала судебная система или система права.
Источниками права в Российской империи служили указы императора, манифесты, а также Высочайше утвержденные документы. Кроме того, если мнения Государственного совета получали Высочайшее утверждение, они также получали статус законов. Существовавшие, в силу длительных исторических традиций, правовые обычаи, также служили источниками права.
Отдельные территории государства, наряду с законами метрополии, пользовались местными законами. Это было обусловлено рядом исторических и географических особенностей окраин Российского государства.
- Великое княжество Финляндское (территория современной Финляндии) использовала часть законов Шведского королевства по уложению 1863 года.
- На остзейских землях (Прибалтика) действовали законы германского и римского права, а также шведские уложения местного самоуправления.
- Царство Польское (территория части нынешней Польши) применяла в судопроизводстве кодексы Наполеона
- Западные губернии пользовались частью законов времен Речи Посполитой.
- В Бессарабии (Молдавия) использовались сборники законов, основанных на римском праве и византийских законодательных актах.
Особенности государственного аппарата Российской империи
Ко времени революционных событий 1905 года Российская государственная машина была отягощена системной бюрократией, неповоротливостью механизмов власти, коррупцией и доминирующим положением императорской семьи в системе властной вертикали. Отсутствие представительных органов власти приводило к конфликту развивающейся буржуазии с аристократической элитой государства. Первая русская революция поставила перед империей проблему замораживания, либо модернизации существующих общественно-политических отношений.