Революционное движение в конце 60-х годов


Правительственный террор, однако, не мог парализовать, тем более надолго, революционное движение. Среди молодёжи продолжалось брожение и формирование нелегальных кружков. Именно в годы «белого террора» вступили на поприще революционной борьбы такие видные её деятели, как Герман Лопатин, Волховский и др. В конце 60-х годов, в связи с прогрессирующим разорением и голодовками в деревне, снова стало ocipee сказываться недовольство среди крестьянства. 1868—1869 годы ознаменовались возрождением открытого студенческого движения. В марте 1869 г. «беспорядки» вспыхнули в крупнейших высших школах Петербурга — Медико-хирургической академии, университете, Технологическом институте. В том же году происходили студенческие волнения в Москве.

Однако в теоретической области движение было слабо и не смогло осветить правильным идейным светом предстоящие пути развития. В 1868—1869 гг. в «Неделе» было опубликовано одно из основных теоретических произведений народничества — «Исторические письма» Миртова (П. Л. Лаврова). В 1869 г. в обновлённых «Отечественных записках» (журнал стал с 1868 г., с переходом в руки Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Елисеева, главным легальным органом демократии) появилась другая из работ, послуживших теоретическим обоснованием народничества,— «Что такое прогресс?» Н. К. Михайловского. В 1868 г. в Россию попал из-за границы и произвёл впечатление на известные круги народнической интеллигенции новый революционный журнал «Народное дело», тогда бывший органом М. А. Бакунина.

Таким образом, были положены основы ложной народнической теории, в непримиримую борьбу с которой в следую­щем периоде движения вступил революционный марксизм.

На эти же переходные годы приходятся те революционные попытки, которые связаны так или иначе с именем Нечаева. Нелегальная группа петербургских студентов во главе с приходским учителем и вольнослушателем университета С. Г. Нечаевым и журналистом П. Н. Ткачёвым попробовала тогда расширить рамки студенческих волнений и использовать их для быстрейшей реализации своих планов, не имевших опоры в реальной обстановке движения. В группе Нечаева зимой 1868/69 г. была выработана «Программа революционных действий», считавшая необходимым «создать возможно большее количество революционных типов» путём распространения листков, устройства собраний и «частных протестов», организации кружков и касс. Сначала деятельность «лучших людей» из молодёжи должна была протекать в Петербурге и Москве среди студенчества и столичной «голытьбы», затем работу предполагалось перенести в губернские и уездные города — в среду разночинцев, семинаристов и провинциальной «голытьбы», а с осени 1869 г.— в деревню, в среду крестьян. На октябрь намечался съезд для решения вопросов о характере организации, о форме «будущего устройства государства» и для определения «времени революции». Программа указывала на весну 1870 г., как на «самое удобное» время для восстания; при этом имелось в виду окончание девятилетнего срока, в течение которого бывшие помещичьи крестьяне не имели права отказываться от’ отведённых им земельных наделов.

Во время студенческих волнений в марте 1869 г. большинство участников нечаевской группы в Петербурге было арестовано. Сам Нечаев бежал перед началом «беспорядков» за границу, где вступил в близкие отношения с М. А. Бакуниным.

Ко времени появления за границей Нечаева Бакунин уже входил в I Интернационал и собирал силы вокруг своего тайного «Альянса» для прямой атаки против возглавленного К. Маркеом руководства Интернационала. Бакунин — ярый противник Маркса и революционного марксизма — сыграл крайне отрицательную роль в международном рабочем движении и веячески стремился сбить его с правильного пути. Бакунин решил использовать Нечаева в качестве своего агента в России. Они задумали организовать в России под руковод­ством Нечаева тайное общество и в виде подготовки к нему выпустили ряд листовок, а также журнальчик «Народная — расправа» и зашифрованный «Катехизис революционера», рекомендовавшие насаждение в революционной среде методов иезуитизма, запугивания, терроризма. Позднее Бакунин, убедившись, что Нечаев обращает те же методы против него самого и его сподвижников, заговорил о «макиавеллизме» Нечаева и вынужден был порвать с ним (в середине 1870 г.). Но первоначально между Бакуниным и Нечаевым не возникало разногласий о принципах организации и методах борьбы, и именно Бакунин являлся автором пресловутого «Катехизиса», неся, следовательно, ответственность за так называемую «нечаев-щину», за те недопустимые, дискредитирующие и деморализующие революционную среду приёмы и методы, которые Нечаев широко применял. Характерным актом «нечаевщины» явилось убийство в ноябре 1869 г. в Москве студента Иванова, одного из активных членов организации «Народная расправа», не пожелавшего беспрекословно повиноваться требованиям Не­чаева. После убийства организация Нечаева была разгромлена, а сам он вторично бежал за границу, где в течение 1870 г. издал ряд прокламаций, проникнутых авантюристическим мистификаторством; они были обращены к разным слоям населения России: к дворянству, купечеству, мещанству, духовен­ству и т. д. Тогда же он издал несколько номеров нового «Колокола» (при содействии Огарёва). В 1872 г. Нечаев был выдан Швейцарией царскому правительству и осуждён на каторгу; он был заключён в Алексеевской равелине Петропавловской крепости, где и умер (1882 г.). Против «нечаевщины» решительно выступили Маркс и Энгельс. Они справедливо видели в ней крайнее выражение тех опасных и вредных для революционной борьбы тенденций, которые пытались привить рабочему движению на Западе Бакунин и его сторонники. В борьбе с «нечаевщиной» Маркс и Энгельс встретили поддержку со стороны различных элементов русского демократического лагеря как в самой России, так и в эмиграции, в том числе в лице Германа Лопатина и видного народнического экономиста, переводчика «Капитала» Маркса — Николая — она (Даниель-сона), а также со стороны группы эмигрантов, создавшей в 1870 г. Русскую секцию I Интернационала. Необходимо подчеркнуть резко отрицательное отношение Герцена к нечаевским конспирациям. В противоположность Огарёву, поддавшемуся влиянию Нечаева, Герцен, как говорил он сам, «протестовал всеми силами» уже против нечаевско-бакунинской подготови­тельной литературно-агитационной кампании. Помимо специфических внешних особенностей этой кампании, давших ему основание характеризовать листки Бакунина — Нечаева как «печатные затрещины», Герцен решительно расходился по существу с программой действий Бакунина и Нечаева. Именно в 1869 г. Герцен писал свои выдающиеся «Письма к старому товарищу» (Бакунину), где, отдавая дань некоторым застаре­лым иллюзиям утопического социализма, он вместе с тем поднимал убеждённый голос против всей анархо-бунтарской «системы» Бакунина.

В одном из «Писем» (от августа 1869 г., за несколько месяцев до своей смерти) Герцен ясно, в противовес бакунинскому отрицанию «государственности», сформулировал своё отношение к государству. Герцен указывал, что государство идёт «к самоуничтожению» и его «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». «Из того,— писал Герцен,— что государство — форма преходящая, не следует, что эта форма уже прошедшая». Герцен высказывался за возможность использования государства в интересах революции и социализма, хотя не отдавал себе полного отчёта в действительных условиях этого использования. Герцен ссылался на пример Французской революции: «Комитет общественного спасе­ния представлял сильнейшую государственную власть, направленную на разрушение монархии».

Отказываясь следовать по пути, указываемому Бакуни­ным, и тем более возмущаясь теми формами революционной борьбы, какие практиковал (при сочувствии и поддержке того же Бакунина) Нечаев, Герцен к концу жизни сочувственно следил за деятельностью Интернационала. Об этом свидетельствуют «Письма к старому товарищу», по поводу которых Ленин писал: «Но все же-таки, разрывая с Бакуниным, Герцен обратил свои взоры не к либерализму, а к Интернационалу, к тому Интернационалу, которым руководил Маркс,— к тому Интернационалу, который начал «.собирать полки» пролетариата, объединять «мир рабочий», «покидающий мир пользующихся без работы».’».


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

: 3 комментария
  1. Антонина

    Считаю, что создание воскресных школ для неграмотной молодежи было благородным порывом души образованных людей, которые видели вокруг селя повальную безграмотность. Но учителя старались не только внедрить знания в головы своих учеников, но и зажечь их своими революционными идеями. А людям, прозябающим в нищете, такое образование было сродни искре в охапку сена.

  2. Sandra

    В настоящее время термин «воскресная школа» и ее значение в корне отличаются от того, что было в 19 веке. Если раньше это учреждение служило в основном для революционных целей, то в нынешней России «воскресная школа» — это, прежде всего, часть церковного образования. Здесь проходит обучение детей от 4 лет, основным предметом изучения является закон Божий.

  3. Sandra

    Мне по-человечески очень жаль императора, который хотел как лучше, а получилось как всегда. Благие намерения улучшить жизнь в стране путем проведения реформ вылились в недовольства и зарождение революционных кружков, пропагандировавших принцип индивидуального террора. Каракозов только положил начало череде попыток покушений на государя, которые все-таки в итоге увенчались успехом.

  4. Дээскович

    Безусловно, народные выступления того времени сыграли свою значительную роль в ускорении процесса внедрения реформ, но так же не стоит забывать о роли отдельно взятых личностей в процедуре реформации. Царь Александр II, правивший в то время, был одним из самых прогрессивных русских монархов за всю историю империи. Данная реформа была далеко не единственная, проведенная Александром.

    1. Евгений

      Александр 2 был реформатор поневоле. Реформы свои он дотянул до последнего предела, когда ему сказали, что лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться времени когда оно само отменится снизу.

  5. Дээскович

    Хотелось бы сделать акцент на совокупности факторов, способствовавших роспуску организации в 1864 году. Несомненно, сильнейший удар по ней был нанесен властями, арестовавшими лидеров — Чернышевского и Серно-Соловьёвича. Помимо этого, возлагаемые надежды на бунт крестьян не оправдались. И в довершение, организация потеряла поддержку либерального крыла, которое надеялось на продолжение прогрессивных реформ.

  6. Дээскович

    Открытое польское восстание 1963 года продолжалось целых шестнадцать месяцев, а управление восставшими поляками на себя взяло временное национальное правительство. И не смотря на то, что в итоге мятеж потерпел поражение, не стоит недооценивать его значение. Он значительно ускорил введение крестьянской реформы, при этом на лучших, чем в остальной России, условиях.

  7. Михаил

    Интересна деятельность подобных частных издательств. Но Современнику и Огоньку можно судить об общественных изменениях и социальной реакции на них

  8. Данил Старков

    Пишу сейчас как раз на эту тему реферат, очень помогла информация из этой статьи. А революции были есть и будут, всегда найдутся недовольные положением дел, а плохо это или хорошо вопрос риторический.

    1. Бобровский

      Перефразирую Глеба Жеглова из знаменитого фильма: «Правопорядок в стране определяется не наличием революционеров, а умением властей их обезвреживать».

  9. Сигурд

    Ясно, что дикое русское самодержавие, доставшееся нам от кочевников-татар и почти ничего общего не имеющее с европейским абсолютизмом, не нравилось представителям всех сословий и классов — ни крестьянам, ни рабочим, ни прогрессивным дворянам и купцам, ни даже некоторым священникам. Именно упрямое самодержавие и подтолкнуло россиян к революции.

  10. Сигурд

    Полякам самодержавие было ещё более чуждо, чем русским, ибо это всё-таки народ западный. Тут дело даже не в религиозном вопросе, а в культурном — так, Польша знала и эпоху Возрождения, и своеобразную дворянскую демократию (средневековая Речь Посполитая).

    1. Kunstmaler

      Русским самодержавие совсем не чуждо. А поляки народ скорее околозападный, очень смело утверждать про участие Польши в эпохе Возрождения из-за одного Коперника. Вольницу шляхты, млевшей от чувства близости к европейской аристократии, по сути, анархию и даже бандитизм не стоит путать с демократией.

  11. Маргарита

    Чернышевский был больше теоретиком, чем практиком, а на бумаге все должно быть красивым, поэтому его идеи где-то утопические, где-то нереальные, но они вполне справедливы и они отражали актуальные проблемы общества 19 века.

  12. Маргарита

    Герцен — личность совсем неоднозначная и непостоянная. Мне он неприятен и любые его идеи мне не нравятся. Умный, адекватный человек не женится на своей двоюродной сестре и не станет объединено жить с другой семейной парой. О каких идеях может говорить такой человек? А помимо политики, он также занимался педагогикой и утверждал, что ребенок должен жить в здоровой обстановке. В общем, его слова и его жизнь — две разные истории.

  13. Михаил Иванович

    Значение реформы велико, но при ближнем взгляде, она настолько реакционна, что возникают сомнения: а заслужил ли Александр II звание «Освободителя». На деле, крепостное право не было сокрушено, а алгоритм «освобождения», вообще несправедлив и изобилует зверствами при исполнении закона.

  14. Прозорливцев Тихон

    В России часто вывеска не соответствует содержанию, здесь: русские либералы, по определению должны были отстаивать ценности свободы и где-то демократии, но на самом деле пытались протиснуться в высший эшелон власти, когда это не получилось, они стали содействовать разрушению традиционных устоев.

  15. Дмитрий К.

    Если кто не помнит, описываемые события происходили на территориях, которые ранее были единым государством. Это земли Великого Княжества Литовского, которое потом объединилось с Польшей. Видимо, в среде шляхты и образованных людей идея возрождения ВКЛ еще существовала.

  16. Студент

    Этот период в истории России расшевелил молодежь. Именно студенчество должно быть в авангарде движений за изменение миропорядка. Свежие, не засоренные пропагандой мозги, энергия и желание лучшего светлого будущего, студенческое братство — все это может свернуть горы. (Собственно говоря, этим и закончилось) С другой стороны, есть опасение, что все это может отправится в неправильное русло.

  17. Иван

    Какова интересно дальнейшая судьба тверских мировых посредников? Или после заключения пропадает весь пыл справедливости? Вот мне очень интересно знать, как складывается в дальнейшем судьба таких людей: чем они занимаются, где живут и как меняются у них мысли с возрастом.

  18. НН

    Рано или поздно, если в настоящей России не сгладят жуткое социальное расслоение как сейчас, то опять начнут появляться подобные прокламации. И если они пойдут не от навальных, то народ им поверит. Вся истории нашей страны показывает, что чувство справедливости у нас развито гораздо больше, чем у других. Жаль ни цари, ни современные правители, этого в упор замечать не хотят.

    1. Лошкарь мордовский

      Да делают — по мере сил. Только «чувство справедливости» шибает в голову и вместо созидательной деятельности отдельные индивиды все разрушают «до основания, а затем»… А затем начинается работа на пепелище. В который раз. Задолбало уже.

  19. Марина

    Лично мне больше всего нравятся произведения Энгельса о военном искусстве. Он там высказывает довольно здравые мысли о кампаниях разных эпох и великих полководцах.

  20. username

    Либералы решили поиграть в Запад, так пусть бы ехали в Европу со своими идеями. Нельзя же всё без разбора пытаться вживить в русский народ. Подавай им революцию, да либерализм. Больше ничего не хотим видеть. Ну а если решили жить по западному образцу, то почему же не прибегли к революции на подобие Великой Французской?

  21. Оксана П.

    Ой, ну поляки не меняются век от века! Всегда чего-то требуют, но ничего не получают, и слава бога. Тогда они требовали границы им установить до 1772 года, сейчас уже 2017 на дворе, они требуют опять чего-то там восстановить. А сами «бедные», только все больше и больше теряют.

  22. Дрёма

    Интересны случаи «временной» продажи крестьян купцам — подрядчикам при строительстве железных дорог в середине 19 века. Крестьянам даже не выписывали паспорт (как делалось в случае его временного ухода на заработки). Получив деньги от купцов, помещик требовал оброка уже у крестьян, которых сам же и сдал «во временное» пользование. А потом вздыхают — с чего это народ-богоносец пошел на царя-батюшку!

  23. Good-natured

    И те и другие хотят «как лучше» для народа, но когда приходят к власти получается «как всегда»: проходимцы у власти, все валится и рушится, а народ, только что предвкушавший «вечное благоденствие» — бедствует.

  24. Брюзга

    Александр Герцен, разбуженный декабристами, агитировал за революцию из Англии, исправно получая доход со своих поместий в России на лондонском почтамте.

  25. Егор Ал.

    Подумалось сейчас – все-таки почему крестьяне почти всегда были такие пассивные и разобщенные? Пахали на помещиков, кормили их, терпели унижения и все молча. Почему класс рабочих уже стал вести себя по-другому — протесты, митинги, забастовки… Среди них было больше грамотных, или это сплоченность коллектива так действует?

    1. максим

      потому что их де-сть поменялась, сейчас же они стали работать на мануфактурах и поэтому другие интересы, взгляды

    2. Бобровский

      А где и когда крестьяне были не пассивные и разобщенные, а сплоченные и активные? Везде, это обычные люди, которые хотят обычной жизни. Только когда их доведут до ручки, или появляется харизматичный лидер (иногда массы выдвигают лидера из своих недр). А без повода бунтуют только после усилий заинтересованных сторон. Типичный пример — цветные революции.

  26. М. Бенкендорф

    Те, кто играл в революцию накануне отмены крепостного права, оказались в марте 1861 года, в состоянии когнитивного диссонанса, с одной стороны нужно одобрить прогрессивный шаг власти, с другой стороны гложет вопрос: как против государства теперь бороться? История показала, что выбрали террор.

  27. СОЮЗ-АПОЛЛОН

    И, как всегда, всякая сволочь непременно получает помощь из Англии. Теперь из Соединенных Штатов. Когда «ответка» будет.

  28. СОЮЗ-АПОЛЛОН

    Ой, как всё похоже на современность: господа либероиды прилагают все усилия, чтобы нагадить родине. Хотя, впрочем, у этих пресмыкающихся родины быть не может априори.

  29. Карчашкин Валентин

    Герцен, которого «разбудили декабристы», приложил все силы к тому, чтобы пробудить лихо, в лице Нечаева и Бакунина. Взглянув критически на плоды своих многолетних трудов, Герцен обратил взоры к Интернационалу Карла Маркса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.