Описание проекта реформ Сперанского


Реформация устройства страны Михаилом Сперанским проводилась в период с 1802 по 1812 годы во время правления царя Александра I. Их суть заключалась в создании раздельных ветвей власти при сохранении самодержавия. Сначала эти новшества были поддержаны государем, но впоследствии реформатор был отправлен в отставку и ссылку. Вернулся он из нее через 2 года.

Основные положения проекта

Реформы, которые проводил Сперанский, условно можно разделить на 3 периода:

  • 1802 – 1807 годы;
  • 1808 – 1810 годы;
  • 1811 – 1812 годы;

На основании разработанного проекта основная власть исходила от царя. При нем создавался совещательный орган. В дальнейшем шло формирование 3 направлений власти: на уровне государства, губерний, округов и волостей.

Схема устройства власти представлена на схеме.

 Государь — стоит во главе всего правления

Орган совещательного характера

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

Правительственный Сенат и Министерства

Дума на уровне государства

Судебный Сенат

Управление на уровне губерний

Дума на уровне губерний

Суд на уровне губерний

Управление на уровне округов

Дума на уровне округов

Суд на уровне округов

Управление на уровне волостей

Дума на уровне волостей

Суд на уровне волостей

Начальный этап — 1802 – 1807 годы

Работая в этот период времени, Сперанский занимался ликвидацией коллегий, которые сформировались еще со времен правления Петра I. В связке с Кочубеем, были созданы министерства во главе с кабинетом министров.

Параллельно шла публикация докладов Сперанского, где он высказывал свои мысли относительно прав, которые должны органично распределяться между всеми государственными органами.

Несмотря на то, что все эти действия еще не носили переломного характера, они явились основой для будущих кардинальных реформ.

Второй этап – реформы 1808 – 1810 годов

В этот период жизни государственного деятеля со стороны Александра I к нему существовало доверие. Он получил высокую должность и приступил к написанию плана реформ. В них выделялись основные ключевые моменты:

  1. Изучая французское законодательство, Сперанский разработал базовую модель управления государством. Состояла она из 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

  2. Законодательным органом являлась Дума, выборы которой проводились в несколько этапов. Сначала выбирались депутаты волостной думы. Те в свою очередь выбирали членов уездной думы. По тому же принципу состоялся выбор в губернскую думу. Последние же делали выбор членов Государственной Думы.

  3. Руководство Государственной Думой осуществлялась канцлером. Эта была назначаемая императором должность.

  4. Предварительно законы разрабатывались совещательным органом, который работал при императоре. Все проекты подавались в законодательный орган, где голосованием они возводились в ранг законов.

  5. На основании проекта, все общество делилось на 3 класса: дворянство, купцы, трудовой народ.

  6. Первые 2 класса обладали политическими правами, а трудовой народ только гражданскими.

  7. Закреплялись права за крепостными крестьянами. При наличии у них достаточного капитала им разрешалось использовать его в качестве выкупа.

Разработка проекта была закончена в 1810 году. На первом этапе был сформирован совещательный орган, как голова всего управления. Руководителем его был назначен Сперанский. Сложнее обстояло дело с формированием Думы, поскольку этот аппарат был выборный. До его становления все законы принимались совещательной организацией. Здесь же решались финансовые вопросы империи.

На этом реформы не закончились. Они еще нуждались в доработке.

Последний этап реформ – 1811 – 1812 годы

На последнем этапе Сперанским были доработаны некоторые моменты управленческого аппарата. На основании этого был выпущен документ со следующими поправками:

  1. Должно было произойти разделение Сената. Теперь он становился Правительственным и Судебным.
  2. Параллельно создавалась судебная вертикаль. Формировались суды губернские, окружные и волостные.
  3. Крепостным предоставлялись гражданские права.

Однако все эти реформы не нашли отражения в жизни, кроме создания Государственного Совета.

Причины не реализации реформ

Со стороны дворянства на Сперанского обрушился шквал критики. Им не нравилось, что на основании данного проекта придется выплачивать увеличенные налоги. Высказывались и недовольства относительно наделения политических прав некоторым сословиям.

Доверие императора было небезграничным. В результате после очередной с ним встречи Сперанский был отстранен от занимаемой должности. Затем, по непонятным причинам, был отправлен в ссылку, из которой вернулся через 2 года.

Таким образом, проект не был реализован. Причины носят следующий характер:

  1. Нежелание и сопротивление дворянства.
  2. Проявление нерешительности со стороны императора.
  3. Опасения царя. Создания системы 3 ветвей власти могло ограничить его права.
  4. Опасность со стороны наполеоновской Франции, которая грозила войной.

Основные итоги

Несмотря на незавершенность реформ Сперанского, эти идеи постоянно витали воздухе в течение последующего времени. Так в 1654 году все-таки была создана судебная вертикаль власти. Формирование Государственной Думы тоже произошло в 1906 году. Для этого потребовалось 100 лет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.