Реформа образования Александра II


Реформа образования Александра II – одна из либеральных реформ, проведенная в 60-70 гг. XIX века, часть комплекса мероприятий, «Великих реформ» Александра II, направленных на модернизацию Империи. Мероприятия затронули все системы образования Империи: начальное, среднее, высшее.

Они были вполне своевременными, так как в этот период времени Россия по уровню доступности образования для населения оставила от всех стран Европы.

Высшее образование

Общая либерализация жизни в обязательном порядке должна была затронуть систему высшего образования Империи. Университеты всегда имели определенную автономию, которую было решено расширить, чтобы создать благоприятные условия для учебной деятельности и научной работы.

Предыстория реформы

Подготовка к университетской реформе началась ещё в середине 50-ых годов XIX века. В феврале 1858 года Г. А. Щербаков и профессор К. Д. Кавелин подготовили первый проект нового Устава для Санкт-Петербургского университета. Этот проект рассматривался и в Москве, и в Казани, но принят не был из-за излишней утопичности.

В 1861 году в Министерство народного просвещения (далее – МНП) был подан ещё один проект реформы. Его автором стал барон М. А. Корф, директор Императорской публичной библиотеки. Он предлагал сделать университеты открытыми просветительскими учебными заведениями, доступными для всех. Проект нашёл поддержку в профессорской среде, но был отвергнут министром просвещения А. В. Головиным.

Важно отметить, что в империи существовало два типа высших учебных заведений: университеты и институты. Университеты стояли не ступень выше и считались элитными образовательными учреждениями.

Разработка и принятие нового Устава

Александр II, ознакомившись с проектами К. Кавелина и М. Корфа, приказал начать подготовку к университетской реформе

  • была создана специальная Комиссия, занимавшаяся разработкой нового университетского Устава;

  • был создан проект нового Устава, утверждённый всеми членами Комиссии;

  • проект обсуждался в университетской среде Империи и был отправлен на рассмотрение зарубежным экспертам;

  • был отправлен за границу профессор К. Д. Кавелин для того, чтобы изучить устройство лучших университетов Западной Европы, перенять передовой опыт;

  • с июня 1862-ого по июнь 1863 года проходили заседания особого Комитета, занимавшегося внесением поправок в проект Устава;

  • 18 июня 1863 года император утвердил новый Устав императорских российских университетов.

Основные положения Устава

Согласно новому Уставу, каждый университет Империи

  • находился на попечении императора;
  • имел по четыре факультета;
  • имел самоуправление, представленное Советом, Правлением, Судом и инспектором;
  • возглавлялся ректором, которого избирал университетский Совет;
  • имел попечителя, который представлял Университет в МНП;
  • имел четко организованную и утверждённую систему должностей, научных степеней и почётного членства;
  • имел библиотеку, музей, обсерваторию и ботанический сад;
  • имел право выбирать преподаваемые дисциплины;
  • имел право самостоятельно решать все финансовые вопросы;
  • мог организовывать Учебные общества.

Студентом университета мог стать любой подданный и не подданный Империи, получивший среднее образование. Вся власть над учащимися принадлежала деканам факультетов, ректору и Университетскому суду. Право на корпоративное устройство студенты не получили.

Итоги реформы

Главным итогом реформы стало возвращение университетам широкой автономии. Они смогли учитывать местные условия для своего развития, привлекать для работы необходимые кадры. Меры по дополнительному финансированию высших учебных заведений сделали работу и учебу в них более привлекательной для специалистов и студентов. За годы проведения реформы и последующее за ней десятилетие в Империи открылось большое количество новых университетов и институтов.

С реформы университетов началась модернизация всей образовательной системы государства.

Среднее образование

После высшего было также модернизировано образование среднее образование. Главной задачей, которую ставил перед собой император, было улучшение качества среднего образования и повышение уровня его доступности.

Типы и виды средних учебных заведений 

19 ноября 1864 года был издан «Устав гимназий и прогимназий». По этому Уставу все средние учебные заведения Империи делились на три основных типа (таблица).

Тип учебного заведения

Срок обучения

Преподаваемые дисциплины

Возможности для дальнейшего образования

Прогимназия

4 года

Общий курс предметов (базовое образование)

Выпускники получали возможность продолжить обучение в гимназиях, стать учителями начальной школы

Реальная гимназия

7 лет

Естественные науки

Выпускники получали возможность поступления в высшие технические учебные заведения государства, а также на физико-математические факультеты университетов

Классическая гимназия

7 лет

Гуманитарные науки

Возможность поступления в университет

Все прогимназии и гимназии были двух видов: гражданские и военные. В военных прогимназиях и гимназиях, открытых в 1863 году на базе кадетских корпусов, готовили к службе в армии и поступлению в высшие военные заведения. Срок обучения – 6 лет (с 1873 года – 7 лет).

В 1862 году было разрешено женское среднее публичное образование (хотя фактически оно появилось ещё в 1858 году). С 1864 года все гражданские средние образовательные учреждения стали делиться на мужские и женские. Срок обучения в женских также составлял 4 года и 7 лет соответственно, но программа обучения была более лёгкой.

Выпускницы женских гимназий получали аттестат домашней учительницы, а в дальнейшем, в 1869 году, получали право становиться слушательницами Высших курсов.

В 1866 году в рамках продолжающейся реформы образования произошло

  • введение единых программ обучения для всех учебных заведений Империи;
  • ужесточение экзаменов, повышение роли итоговой оценки за них при поступлении в высшее учебное заведение.

Реформа Д. А. Толстого

В 1866 году МНП возглавил граф Д. А. Толстой. При нём прошел завершающий этап реформы образования. Министр инициировал

  • введение в образовательные программы реальных гимназий большего объёма математики;

  • введение в образовательные программы классических гимназий большего объема латинского и греческого языка;

  • увеличение сроков обучения в гимназиях с 7-ми до 8-ми лет;

  • переименование реальных гимназий в реальные училища с запретом их выпускникам поступать в университеты.

Эта часть реформ была менее либеральна, чем предыдущие, но на фоне роста революционной напряженности она была более чем актуальной, ведь основной целью реформы было развитие у учащихся навыков критического мышления, что должно было воспрепятствовать распространению «поверхностных радикальных взглядов».

Итоги реформы

Введение нового Устава, а также мероприятия Д. А. Толстого привели к следующему:

  • во-первых, право на среднее образование получали абсолютно все сословия Российской Империи;

  • во-вторых, сложившаяся система образования гарантированно обеспечивала государство как специалистами узкого профиля (выпускники реальных училищ и военных гимназий: офицеры, торговцы, промышленники, инженеры, квалифицированные рабочие), так и специалистами, которые пополняли ряды государственных служащих, чиновников высшего ранга (выпускники классических гимназий, будущие студенты университетов).

Минусом было только то, что стоимость среднего образования была запредельно высокой. Позволить себе обучать детей в прогимназиях и гимназиях могли только обеспеченные люди.

Реформа начального образования

Эта реформа должна была устранить монополию на начальное образование Государства и Церкви. Это декларировалось в новом «Положении о народных училищах» от 14 июля 1864 года.

После 1864 года начальные школы с тремя классами обучения могли открывать как частные лица, так и различные общественные учреждения. В Российской Империи, кроме церковноприходских и государственных, появились земские и частные народных училища.

Плюсы и минусы реформы

Важно отметить, что большая часть исследователей говорит о том, что реформа и её результаты выглядели хорошо «на бумаге». На деле же, при ряде очевидных, задекларированных, плюсов, было очень много минусов, было допущено большое количество ошибок (таблица).

Плюсы реформы

Минусы реформы

Устранена государственная и церковная монополия на образование.

Частные школы «не прижились» и очень быстро исчезли.

Всеобщность образования.

Это касалось лишь начальной школы, среднее и высшее оставалось малодоступным из-за высокой стоимости обучения.

Бессословность образования.

В гимназиях и университетах обучались преимущественно дворяне и представители зарождающейся буржуазии опять же из-за высокой стоимости обучения.

Автономия образовательных учреждений.

Автономией в будущем воспользовались либералы и революционеры, которые вели активную пропаганду в среде студенчества.

Доступность образования для женщин.

Несмотря на появление женских гимназий, образование для женщин было менее доступно, чем для мужчин; полное высшее образование можно было получить лишь за границей; в 1878 году срок обучения в женских гимназиях был уменьшен, дабы «не отвлекать представительниц прекрасного пола от их основного предназначения».

Рост уровня доступности базового образования

По этому показателю Империя, несмотря на прогресс по сравнению с первой половиной XIX века, все равно оставила от стран Запада.

Позднее были проведены мероприятия, которые перечеркивали все позитивные результаты реформы. Например,

  • был введён полицейский контроль в ВУЗах;
  • был ограничен прием в ВУЗы лиц «материально неблагонадежных»;
  • духовенству было предоставлено право преобладающего участия в заведовании народными школами.

Историография и дополнительные материалы по теме:

  1. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века, М.: 1993 год.
  2. Любжин А. И. История российского образования в императорскую эпоху, М.:2000 год.
  3. Томсинов В. А. Реформа университетов в 1863 году, М.: 2012 год.
5/5 - (2 голоса)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *