Реформа образования Хрущева


В послесталинский период советское общество остро нуждалось в переменах, и они не замедлили коснуться всех сфер жизни, в том числе одной из самых важных – образования. Политика, проводившаяся при И.В. Сталине, подверглась критике и пересмотру. Собираясь строить новое общество, энергичный лидер страны обратил пристальное внимание на воспитание молодого поколения.

Предпосылки необходимости модернизации образования

При И. Сталине школа призвана была решить задачу – подготовить идейно преданных руководству и его политической линии людей. При этом политизация была насколько явной, что практические аспекты образования оставались вне фокуса внимания преподавателей.

Школа «ковала кадры» комсомольцев, будущих коммунистов, которые должны были воплощать в жизнь идеи Сталина и его приверженцев. Кроме того, мало внимания уделялось воспитанию сильной, самостоятельно мыслящей личности.

Основой воспитания был подход, при котором личная свободная воля человека подавлялась, если шла вразрез с мнением большинства. О какой-либо гибкости, либерализме речь даже не шла. Преобладало следование догматам. Всё это обусловило необходимость перемен.

Подготовительный этап: варианты будущих преобразований. Цели и задачи реформирования

В ходе подготовки реформ началось обсуждение различных моделей будущей школы. Точкой отсчёта можно считать XIX съезд КПСС, состоявшийся в октябре 1952 г. На нём прозвучала мысль о придании практической направленности обучению путём политехнизации средней школы.

Среди политиков и преподавателей образовались группы, предлагавшие свои пути решения задач реформирования.

Можно обозначить 3 варианта:

  • противники резких перемен, считавшие, что школа должна давать общее базовое образование, и во время учёбы нельзя привлекать учащихся к общественно полезному труду;

  • представители нового течения, полагавшие, что школьники-старшеклассники должны помимо учёбы в обязательном порядке проходить практику на производстве (иными словами, это было вариант ограниченной политехнизации);

  • педагоги и политические деятели, считавшие необходимым давать школьникам возможность прямо во время получения среднего полного общего образования освоить рабочую специальность (в этом случае школа отчасти выполняла бы функцию ПТУ).

Первая группа – это были консерваторы, представители старой партийной школы. В их число входили влиятельные лица, в том числе министр просвещения РСФСР Е. Афанасенко. Ярким представителем второй был педагог В.А. Сухомлинский, третьей – первый секретарь ЦК ВЛКСМ А.Н. Шелепин.

В том или ином виде реформы были нужны, это понимали все. Целью реформаторов было приблизить школу к реальной жизни, чтобы выпускники могли иметь выбор: продолжить образование или сразу начать работать – народному хозяйству остро не хватало кадров. Для этого следовало решить задачи перевода средней и высшей школы в практическое русло.

Кроме того, Хрущёв поставил задачу: все граждане СССР без исключения должны получать среднее полное образование. Проще всего добиться этого было в крупных городах, поэтому работу начали с них.

Реформы

В результате дебатов было принято решение изменить систему образования, начав со средней школы.

Новое в системе среднего полного общего образования

Существовавшую ранее школу-семилетку заменила восьмилетка. Закончить 8 классов стало обязательным требованием. При этом ликвидировалось раздельное обучение мальчиков и девочек.

После окончания 8 класса перед учеником стоял выбор: он мог продолжить образование до 11 класса и затем поступить в ВУЗ, а мог пойти в ПТУ. С 9 класса школьники приобретали производственные навыки.

Школы получили некоторую самостоятельность – так, новые учебные заведения могли теперь открываться без решения Министерства просвещения.

Перемены в системе высшего образования

Важным нововведением стало предоставленное абитуриентам, имеющим трудовой стаж, преимущества при поступлении в ВУЗы. Предпочтение при зачислении получили также лица, отслужившие в армии. Таким образом, студенческая среда была «разбавлена» взрослыми людьми, обладавшими определёнными практическими навыками.

Для подготовки к сдаче вступительных экзаменов они проходили предварительное обучение на специальных курсах (позже они стали называться рабфаками).

Выпускники институтов и университетов обязаны были после окончания ВУЗа отработать 3 года по распределению, то есть там, куда его направил ВУЗ. Поскольку многие уклонялись от выполнения этого требования, дипломы стали выдавать через год после обязательной отработки.

В отношении функционирования ВУЗов в 1963 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования…», предполагавшее увеличение количества филиалов институтов, готовивших инженеров.

Студенты могли бы совмещать работу на производстве и обучение. В постановлении шла речь о строительстве новых зданий институтов, готовивших специалистов в области народного хозяйства.

В противовес техническим ВУЗам, которые предполагалось расширять, контингент творческих институтов ежегодно сокращали. Правительство не считало необходимым содержать большой штат художников, актёров, которые не могли быть полезны в развитии экономики.

Появление учебных заведений нового типа – школ-интернатов

Интересным явлением стало создание школ-интернатов. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 1957 г., в такие интернаты детей отдавали за крайне небольшую плату. В интернатах учились не только дети из неблагополучных семей или сироты, но также дети, чьи родители вынуждены были много времени отдавать работе.

Эти заведения совмещали функции воспитательных и образовательных, учащиеся жили там на полном пансионе. Целью при создании таких учебных заведений было извлечь ребёнка или подростка из «мещанской среды» и воспитать из него преданного идеалам коммунизма и трудолюбивого гражданина. В будущем предполагалось расширять сеть таких интернатов, чтобы туда направлялись дети и из обычных семей.

Изменения в содержательной части образовательной программы

Преподавание в средней и высшей школе стало менее подверженным догмам. Проводился курс на либерализацию, отчасти даже демократизацию. Ученика отныне рассматривали не как губку, которую следовало напитать определённым содержимым, а как равноправного с преподавателем человека.

Особое внимание уделялось преподаванию истории, она занимала весь курс обучения с 4 по 11 классы, были переработаны учебники. В 10 классе отныне изучали Конституцию СССР. Школьники получали основы знаний по вопросам гражданского, семейного, уголовного права.

Учителям средней школы и профессорам ВУЗов предоставили определённую свободу в преподавании, что было совершенно исключено при И. Сталине.

Итоги реформ

В целом нововведения положительным образом сказались на системе образования. Высшая и средняя школа стали гораздо более демократичными.

Уделялось внимание воспитанию личности. Была сделана попытка приблизить образование к жизни, и действительно, средняя школа и ВУЗы теперь готовили специалистов, которых можно было сразу, без длительного «шлифования», использовать в народном хозяйстве. Практически решена была задача обеспечить получение среднего полного общего образования всем жителям СССР.

Однако многие лозунги и пожелания остались на бумаге. К тому же наметился перегиб в обратную сторону – делая упор на практическую составляющую обучения, педагоги нередко не уделяли достаточного внимания теоретическим знаниям.

Реформа системы образования осталась, в общем-то, незавершённой, как и многие нововведения того времени. Но для советского послесталинского общества она всё же стала значительным шагом вперёд.


Литература

  • Пыжиков А.В. Реформирование системы образования СССР в период оттепели (1953-1964 гг.).
  • Хрущёв Н.С. Воспитывать активных и сознательных строителей коммунистического общества. Речь на XIII съезде ВЛКСМ 18 апреля 1958 года.
  • Филиппов А.В. Новейшая история России. 1945-2006 гг. Книга для учителя.
4/5 - (4 голоса)


: 4 комментария
  1. Ksellos

    Интересно, кто непосредственно проводил реформу образования? Потому что сам Хрущёв вряд ли имел достаточно навыков, чтобы правильно определять приоритеты этого процесса.

  2. Мария

    Современная система образования недалеко ушла от этих реформ. Хотя многие идеи были очень прогрессивные, теперь пора пересмотреть подход.

  3. Ленинградец Дмитрий Андреевич

    Я непосредственный свидетель хрущевских школьных ( да и других) преобразований. Я поступил в мужскую школу-семилетку в 1952 году. Через год вместе с учителями рыдал (по их примеру) на школьном траурном митинге похорон Сталина. Через два года был переведен уже в восьмилетку с совместной учебой с девочками, а по окончании вынужден был искать школу с подходящей для меня профессией, зная что теперь я буду учиться до 11 класса. С детства я умел рисовать, поэтому выбрал художественную профессию гранильщика хрустальных ваз на заводе художественного стекла. Однако по материальным обстоятельствам 11 класс заканчивал уже в школе рабочей молодежи (ШРМ), одновременно работая по полученной специальности. Кроме того год (6 класс) учился в школе-интернате (упомянутой в статье) в г. Пушкин по туберкулезной интоксикации, где я учился и одновременно лечился. Помню в школьном буфете нам давали бесплатно очень вкусный кукурузный напиток «Чудесница» в бутылках 0,33 л. Кстати, и хлеб был на тарелках бесплатный. Считаю, что далеко не всё из реформ Хрущёва было отрицательным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *