Начало промышленного переворота в России



Одной из особенностей развития экономики стран мира Нового времени является промышленный переворот. Первым государством, где он начался стала Великобритания в конце XVIII века. Это произошло из-за сочетания ряда факторов, в том числе, идей Просвещения, уровня развития частной собственности и торговли, земельных отношений.

Промышленный переворот заключался в замене ручного труда машинным и к использованию паровой тяги. В Российской империи он начался позже, в годы царствования Николая I, занимавшего престол с 1825 по 1855 год. Хотя отдельные успехи, связанные с созданием фабрик и строительством пароходов были и при двух предыдущих правителях, Павле I и Александре I.

Особенности экономики Российской империи

В первой трети XIX века огромная Россия оставалась одной из самых аграрных стран Европы по составу населения. В городах проживало около 6% населения империи. Оснащение металлургических предприятий, например, на Урале было слабым. Для промышленного переворота требовалось сочетание таких факторов:

  • Наличие свободных рук.
  • Широкий рынок для сбыта продукции.
  • Приток крупных капиталов.

Тормозом выступало крепостное право. Несмотря на ряд послаблений в первой половине века, оно существовало до 1860 года включительно. Численность крепостных составляла около 23 млн из 62 млн жителей империи. К 1850 году 540 тыс. крепостных работали на частных заводах и фабриках. Ряд сёл к этому времени переключились на промышленную деятельность, например, Тейково во Владимирской губернии и Павлово в Нижегородской.

В 1830-ые крепостные составляли 46% численности всех промышленных рабочих, а к 1860 году их доля сократилась до 18%. Именно поэтому особенностью промышленного переворота в дореформенный период стал тот факт, что он совпал с кризисом феодально-крепостнической системы.

Первый этап промышленного переворота в России

В XIX веке показателем технического переоснащения промышленности можно считать момент, когда большая часть продукции выпускает на предприятия, которые оснащены машинами и не используют ручной труд, типичный для мануфактур XVIII века.

Первой отраслью промышленности России, где начался промышленный переворот стала хлопчатобумажная, включавшая ситцепечатание и прядение. Первым предприятием, использовавшим машинную технику, была казённая Александровская хлопчатобумажная фабрика в Санкт-Петербурге, основанная в 1799 году при императоре Павле I.

К 1860 году в Московской губернии возникло 191 предприятие данного типа, а в Петербургской – 117. За хлопчатобумажной отраслью последовало переоснащение писчебумажной и свеклосахарной. Первый завод по производстве свекловичного сахара был открыт в 1802 году в Тульской губернии. К 1834 году таких предприятий уже было 34, а к 1848 году – более 300.

С началом промышленного переворота совпало внедрение ряда новшеств в сельском хозяйстве – молотилок, веялок, сеялок и жаток. Несмотря на это процесс специализации отдельных регионов на производстве сельскохозяйственных культур шёл медленно.

В шерстяной промышленности успехов было больше, чем в шёлковой или полотняной, где наблюдался застой. Например, с 1804 по 1845 год количество полотняных мануфактур сократилось с 285 по 156.

Развитие металлургии и машиностроения

Большой проблемой для России первой половине XIX века было состояние металлургии. Производство чугуна к 1850 году выросло до 18 млн пудов против 9 млн в начале века. В Великобритании за тот же период наблюдался 30-кратный рост. За период с 1830 по 1850 год произошло сокращение доли России мировом производстве продукции чёрной металлургии с 12 до 4%.

Если создание работающих на иностранном оборудовании фабрик относится к 1830-1840-ым годам, то машиностроение стало развиваться в России в среднем заметно позднее. До 1860-ых заводы почти полностью были оснащены импортными машинами. К первым машиностроительным предприятиями относятся:

  • Завод Берда в Санкт-Петербурге. Его создал инженер и заводчик шотландского происхождения Чарльз Берд. В 1815 году на заводе был изготовлен первый в России пароход. Помимо этого, предприятие занималось строительством висячих мостов в Санкт-Петербурге.

  • Невский машиностроительный завод.

  • Александровский казённый завод.

  • Сормовский завод в Нижнем Новгороде. Он начал работу в 1849 году и специализировался на производстве речных судов.

Центром развития сельскохозяйственного машиностроения стали чернозёмные губернии. Например, в 1863 году в городе Александровске (ныне – Запорожье), открылись мастерские по производству соломорезок и железных деталей для ветряных мельниц. Вскоре они расширились до завода и на нём стали делать плуги, молотилки и буккеры.

Особенности буржуазии и рабочего класса

Российская буржуазия времён Николая I имела ряд особенностей. Основными слоями, из которого она происходила, были гильдейские купцы и “торгующие крестьяне”, создававшие предприятия. К середине XIX века в Российской империи было 180 тыс. купцов трёх гильдий и около 100 тыс. крестьян-предпринимателей.

Интересным примером может служить владелец шелкоткацкой фабрики в Московской губернии Кондрашёв. До 1861 года он был крепостным князя Голицына. Другим примером является фабрикант Морозов, выкупившийся в 1820-ые за 17 тыс. рублей, которые смог накопить сам, а это была огромная для той эпохи сумма, она равнялась годовому оброку с 2 тыс. крепостных.

Отмена крепостного права в 1861 году привела к освобождению большого количества рабочих рук и эти люди пополнили класс наёмных рабочих. Если использовать марксистские термины, то можно утверждать, что после 1861 года быстрыми темпами шло формирование пролетариата. Его ряды пополняли безземельные, малоземельные и разорившиеся крестьяне.

Последствия первого этапа промышленного переворота

К 1860 году в Российской империи действовали порядка 15 тыс. предприятий промышленности, но около 80% из них были мелкими производствами с 10-15 рабочими.

К этому времени государство вышло на пятое место в мире по производству хлопчатобумажных тканей.

Некоторые особенности этого периода можно представить в таблице:

Показатель

Значения

Численность городского населения Российской империи за 1800-1850 годы

Выросла с 2,2 до 5,7 млн человек, то есть достигла 8% от общего количества жителей.

Численность городов

Достигла 1030 против 630 в начале века. Самыми крупными городами в империи по-прежнему оставались Москва и Санкт-Петербург с 460 тыс. и 540 тыс. жителей к 1850 году.

Количество пароходов к 1860 году

340, но в основном импортные.

Шоссейные дороги

9 тыс. км, что очень мало, учитывая территорию государства.

Железные дороги

К 1861 году было построено около 1,5 тыс. км, что в 10 раз меньше, чем в Англии.

Развитие промышленности при Александре II

В ряде отраслей переход к машинному труду затянулся и завершился к началу 1880-ых годов, то есть к воцарению императора Александра III. Согласно статистическим данным 1879 года, с использованием машинного труда выпускалось от 55 до 96% продукции. Наибольшая доля была зафиксирована в бумагопрядении.

К 1882 году удалось переоснастить горнозаводскому промышленность, где вместо криничных горнов стали использовать пудлинговые печи и на долю последних приходилось 90% металла. Чёрная металлургия к этому времени на 63% была оснащена паровыми установками.

Техническое перевооружение транспорта в европейской части империи произошло в годы реформ Александра II. За 1860-1870-ые было построено более 20 тыс. км железных дорог. Несмотря на эти успехи, к концу века Россия всё еще имела слабое машиностроение в целом и особенно станкостроение.

Изменения в социальной структуре

В 1880-ые постоянные наёмные рабочие составляли от 70 до 90% занятых в промышленности развитых регионах страны. Наибольшая их доля была отмечена в Петербургском фабричном округе.

Промышленный переворот привёл к формированию буржуазии, то есть слоя владельцев фабрик. Так к 1879 году 4,5% предприятий с более чем 100 рабочими давали около 55% производства обрабатывающей промышленности.


Использованная литература и дополнительные материалы по теме:

  1. Статья “Промышленный переворот” из БСЭ.
  2. Тимошина Т.М. Очерки экономической истории России. М., 2009.
5/5 - (2 голоса)



: 3 комментария
  1. Rjvbccfh

    К концу правления Николая I, легкая промышленность развивалась гораздо быстрее сельского хозяйства. Особо были видны различия в формах и методах хозяйствования. Беднеющие помещики массово переводили крестьян на оброк, отпуская их в города, что влияло на качество обработки земли и росту долгов.

  2. Стас

    В начале 19 века на экономике России не могла не сказаться Континентальная блокада, которую император Александр был вынужден в какой-то мере соблюдать вследствие Тильзитского мира с Наполеоном. Из-за недостатка «импортных» товаров пришлось «поддерживать отечественного производителя». При Николае такая проблема уже не стояла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.