Правый радикализм в России (конец XIX-начало XX вв.)


Конец XIX — начало XX вв. в Российской империи ознаменовались появлением большого количества политических движений. Особое место среди них занимал правый радикализм, выражавший собой реакцию на социально-экономические изменения в стране.

Причины появления правого радикализма

Правый радикализм в России был очень схож с аналогичными движениями в Германии, Испании и других странах. Главными причинами его зарождения стали: «запоздалое» развитие капитализма и сохранение многих пережитков предшествующей эпохи (монархия, полуфеодальные отношения в деревне, сословное деление общества и т. д.). Также правый радикализм объявлял себя главным противником революционного движения.

В России появлению правового радикализма способствовало множество специфических особенностей:

  • преобладание сельского населения;
  • сосуществование общины и помещичьего землевладения;
  • большая популярность леворадикальных идей в среде интеллигенции;
  • огромный культурный раскол между образованной частью населения и подавляющим большинством простого народа;
  • идеологическая борьба между «западническими» и «славянофильскими» идеями;
  • особенности православия (изоляционизм, претензии на ведущую мировую роль);
  • особая роль самодержавия;
  • многонациональный состав империи и т. д.

Характерной чертой российского правого радикализма была слабость и недостаточная организации. Это было обусловлено тем, что политические организации (даже консервативные) были разрешены лишь в 1905 г.

Зарождение правого радикализма

Отдельные элементы праворадикальной идеологии складывались в течение всего XIX века. Помимо упомянутой формулы Уварова, большую роль сыграло течение славянофилов, впервые заявивших об особом историческом пути России. Н. Я. Данилевский, развивая взгляды славянофилов, выдвинул теорию об особом призвании русского народа, который должен сохранять и расширять великую империю. Немаловажное значение имели и идеи Ф. М. Достоевского, который заявлял о духовном превосходстве русских над остальными народами и видел в приверженности православию разрешение всех проблем.

В 1904 г. оформилось поначалу чисто интеллектуальное движение «Русское собрание». В него вошли достаточно известные в России люди: историки А. С. Соболевский и Д. И. Иловайский, правовед Б. В. Никольский, дворянские деятели В. М. Пуришкевич и П. А. Крушеван. Идеи нового движения опирались на взгляды поздних славянофилов и сводились к следующему:

  • единение царя с народом;
  • самодержавие — единственно возможная и наиболее эффективная форма правления;
  • единство и неделимость Российской империи;
  • широкое местное самоуправление;
  • яростный антисемитизм;
  • поддержка сельского хозяйства;
  • экономический изоляционизм.

В целом программа «Русского собрания» представляла собой великодержавный шовинизм. Одним из главных лозунгов являлся «Россия для русских!».

Кризис 1905 г.

Всеобъемлющий кризис, приведший к революционным событиям 1905 г., заставил российское правительство пойти на значительные политические уступки. Кризис охватил официальную идеологию, которая становилась неэффективной в борьбе с леворадикальными идеями. В то же время среди сторонников существующего строя появилась установка на проведение «спасительных» реформ, которые могли бы укрепить и преобразовать в духе времени самодержавную власть. Ведущая роль в этом деле отводилась особым неофициальным учреждениям и организациям, которые могли бы приблизить власть к народу, создать между ними «духовное единение».

Идея об опоре самодержавия на народные массы существовала уже давно, выражаясь в формуле Уварова «православие, самодержавие, народность».  Однако раньше царское правительство опасалось даже верноподданных политических организаций, которые нарушали веками установленный порядок. «Патриотическая инициатива» оказалась востребованной только в условиях реальной опасности крушения политического режима.

«Черная сотня»

В 1905 г. в России появилось множество монархических организаций, получивших общее название черносотенных. Исторически «черная сотня» означала тяглую часть населения Московской Руси («черный» — «зависимый», «податный»). Но в начале XX века это название стало символом реакции и преступного поведения.

На протяжении 1905-1906 гг. сложилось несколько достаточно крупных черносотенных организаций: партия Русского собрания, Русская монархическая партия и Союз русского народа. В октябре 1906 г. большинство черносотенных партий объединилось в блок Объединенный русский народ, в котором ведущую роль играл Союза русского народа.

Пик наивысшей активности «черной сотни» пришелся на 1905-1908 гг. После этого праворадикальное движение начинает испытывать серьезный внутренний кризис (отделение Союза Михаила Архангела в 1909 г., раскол Союза русского народа в 1910 г. и т. д.).

Начало Первой мировой войны сопровождалось новым всплеском активности, но неудачи на фронтах и рост популярности леворадикальных идей заставили «черную сотню» окончательно уйти с политической сцены.

Общие идеи черносотенцев

Множество праворадикальных организаций в России исповедовали одни и те же идеи и принципы:

  • безусловное преобладание интересов нации и государства над личностью;
  • сведение всех проблем (социальных, экономических, правовых) к национальному вопросу;
  • изображение русского народа в качестве жертвы угнетения со стороны других национальностей (прежде всего, еврейской);
  • прогерманская позиция во внешней политике, резкое неприятие стран Антанты;
  • идея о международном масонском заговоре, главной целью которого является уничтожение России;
  • мессианская роль русского народа и православия.

Значение и роль правого радикализма

Праворадикальное движение в России не смогло стать действенной политической силой. Его лозунги не нашли широкой поддержки у населения, а программа действия была во многом утопической, не учитывающей реальные экономические и социально-политические проблемы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 голос., в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.