К моменту начала царствования Александра I в России назрела настоятельная необходимость перемен. После екатерининской эпохи просвещенного абсолютизма и краткого пребывания на троне ее резкого, склонного к непостоянству и деспотизму сына Павла нужно было направить развитие страны в иное русло. Следовало избавиться от устаревших, архаичных догм во всех сферах государственного устройства и общественной жизни. Пора было укрепить пошатнувшиеся за время правления Павла позиции на международной арене. Общество ждало перемен – и оно получило их.
Император Александр: краткая биографическая справка
Старший внук Екатерины Великой вступил на престол в 1801 г., после внезапной смерти Павла. Впрочем, внезапной кончина Павла была объявлена лишь для народа, чтобы не поднялись волнения. Фактически против него давно созрел заговор, и Александр, скорее всего, об этом заговоре и готовящемся убийстве отца знал.
Воспитанный двумя дворами («большим» екатерининским в Санкт-Петербурге и «малым» павловским в Гатчине), противоположными по духу, Александр с детства научился «держать два лица», лицемерить, говорить одно, а думать другое. Его натура была соткана из противоречий.
«Дней Александровых прекрасное начало» действительно стало настоящим дуновением свежего ветра перемен для России. Но в последнее десятилетие он сам же свел на «нет» первые положительные результаты своих же реформ и крепко закрутил ослабленные было гайки.
Даже смерть императора в 1825 г. в Таганроге оказалась окутанной легендами и тайнами. Ничего постоянного и точного – казалось, таков был девиз его царствования.
Вступив на престол, Александр I объявил, что будет следовать заветам Екатерины II и поведет страну выбранным ею курсом. Однако впоследствии для всех стало очевидно: это были лишь слова, на деле получилось совершенно иначе.
Внутренняя политика
Александр еще до коронования тесно общался с молодыми энергичными аристократами, составлявшими при нем особый кружок. Туда входили А. Чарторыйский, М. Сперанский, В. Кочубей и некоторые другие. Совместными усилиями (особенно велика была роль М. Сперанского, к мнению которого Александр внимательно прислушивался) «молодые друзья императора» разработали целый комплекс мер, которые должны были помочь России двинуться вперед.
Реформирование касалось практически всех сторон общества.
Реформы и их результаты
Сфера, которая затронута преобразованиями | Суть реформы | Итоги |
---|---|---|
Законодательство | Была написана Конституция, ее проект Александр прочел и одобрил в 1819 г., поставил свою подпись. Предприняты попытки разделить законодательную, судебную и исполнительную власть. При активном участии М. Сперанского подготовлен ряд законодательных актов, начался процесс систематизации российского законодательства. | Проект Конституции так и остался проектом: несмотря на его одобрение, Александр не решился (или не почитал нужным) придать ему законодательную силу. Проект пролежал у государя в столе. Попытки поставить закон выше императора не увенчались успехом, ничего не было приведено в действие. |
Органы управления (исполнительная власть) | Вместо устаревших петровских коллегий были введены 8 министерств, каждое возглавлял отдельно назначенный министр. Это были министерства: народного просвещения, внутренних дел, юстиции, финансов и другие. | По-прежнему воля императора довлела над всеми, в том числе министрами. Процветали бюрократия, канцеляризм. Министры, которые должны были подчиняться Сенату, по факту зависели исключительно от царя. |
Образование | Была введена система, когда доступ к образованию теоретически мог получить любой подданный императора, за исключением крепостных крестьян, полностью зависевших от воли помещика. Низшей ступенью являлось одноклассное приходское училище, затем – трехклассное, шестиклассное училища. Промежуточной ступенью между училищами и университетом была гимназия. Начиная с 1804 г., в России функционировали уже 6 высших учебных заведений (недавно был только Московский университет). Некоторые студенты обучались в лицеях, и это образование приравнивалось к высшему (в частности, такое образование давал Демидовский лицей в Ярославле). | Александр I поощрял просвещение, пытался внедрить в умы подданных мысль о крайней необходимости образования. Был даже пущен клич по России – обращение к меценатам, которые могли бы помочь учебным заведениям, так как правительственных денег не хватало. На деле зачастую этот вопрос решался формально: приглашенные из-за границы профессора говорили на языках, непонятных русским студентам, к тому же были вынуждены заниматься решением хозяйственных вопросов. На более низком уровне представители всех сословий просто не видели необходимости получать хорошее образование: оно не оказывало влияния на качество жизни. Под конец царствования Александра свободу преподавателей и учащихся стали жестко ущемлять, наметившиеся тенденции к переменам пропали. |
Чувствуя, что крепостное право тормозит развитие страны, Александр пытался смягчить его. Так. был издан (1803 г.) «Закон о вольных хлебопашцах», который должен был помочь крестьянам выкупиться на волю с землей. Отдельными указами запрещалось подавать объявления о продаже крестьян без земли. | Новый закон не оказал почти никакого влияния на положение крепостных: поскольку помещики имели право устанавливать любые цены на землю, которую выкупали крестьяне, итоговые суммы получались неподъемными. На волю за 20 лет выкупились 0,5 % крепостных. Запрет объявлений о продаже не означал отмену самой продажи. | |
Общество | Принят Цензурный Устав 1804 г. Целью его было своеобразное «руководство к управлению свободомыслием» — чтобы народ мог «правильно» пользоваться предоставленной свободой слова, не во вред себе. Разрешалось читать труды просветителей, философов и экономистов, запрещенных ранее. | На деле цензура была крайне суровой. Запретить могли любое издание. Любопытно, что царь не гнушался перлюстрацией писем политических деятелей и даже собственной супруги. |
Внешняя политика
Первые попытки Александра укрепить авторитет России не увенчались успехом. В 1805 г. в сражении под Аустерлицем победу одержал Наполеон, причем была очевидна личная вина Александра: он не прислушался к дельным советам М. Кутузова.
В 1807 г. был заключен Тильзитский мир с Францией, условия которого оказались неблагоприятны для России: ей пришлось присоединиться к блокаде Англии, от чего серьезно пострадала экономика, так как между Россией и Великим Альбионом велась крупная торговля.
Резкий взлет популярности Александра и увеличение политического веса Российской империи на международной арене после победы над Наполеновоскими войсками в 1812 г. оказались кратковременны: Александр в последние годы правления присоединил Россию к Священному Союзу (Австрия, Пруссия, затем Франция), активно препятствовавшему назревавшим в Европе переменам.
Тем не менее Александру I удалось значительно расширить границы Российской империи: к концу его царствования к ней присоединились:
- нынешняя Грузия;
- Финляндия;
- большая часть Польши;
- территории Западной и Восточной Пруссии.
«Молодой человек, до чего ты довел мою Россию…»
К концу царствования Александра I Российская империя не продвинулась вперед сколько-нибудь значительно. Замыслы и планы старшего внука Екатерины были поистине грандиозны: в первой половине правления он искренне желал произвести благотворные перемены в обществе, которые приблизили бы страну к республике, к свободам и равенству, к главенству закона над личной волей любого человека, в частности, самодержца.
Однако двойственность натуры Александра не позволила ему довести начатое до конца. Даже более: примерно за 10 лет до смерти император резко повернул курс на реакцию, поощрял политику Аракчеева и его военные поселения, бюрократию, солдатчину и деспотизм. «Дней Александровых прекрасное начало» обернулось усилением самодержавия к концу царствования любимого внука Екатерины. Страну сотрясали перемены, но пользы от них никто не ощутил. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию…» — так словами Петра Великого из «Медного всадника» А. Пушкина можно охарактеризовать конец этой эпохи.
Список литературы:
- Федоров В.А. Александр I //Вопросы истории.1990. № 1.
- Шиман А. Александр I. М.
- Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., Наука, 1991.
В поэме Пушкина «Медный всадник» нет слов, указанных в последнем абзаце статьи.