«Русская Правда» — кодекс законов в Древней Руси, включающий уголовное, административное, имущественное право, принятый Ярославом Мудрым и отредактированный наследовавшими ему представителями власти.
После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.
Предыстория
В начале становления русской государственности возник запрос на унифицированное уголовное и гражданское судопроизводство в контексте развития процессуальных правоотношений. Юридический артефакт «Русская Правда» не только исторический памятник, но и важный нормативный кодекс, руководство для судебных процессов в период издания и на несколько последующих веков. Русская Правда стала основой для судебных и уставных грамот, Судебников и даже для отдельных статей Соборного Уложения.
Сборник правовых нормативных актов Древней Руси не возник на пустом месте. На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда».
Источниками для составления кодекса были церковные уставы, обычаи, договоры и законодательная воля киевских князей:
- княжеские судебные документы;
- договоры с Византией;
- некоторые тексты Священного писания.
Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.
До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.
«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.
Причины принятия
Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.
Редакции и разделы
Историкам известны 3 редакции «Правды»:
- краткая;
- пространная;
- сокращённая.
Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:
- определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
- «Правда Ярослава»;
- «Правда Ярославичей»;
- правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).
Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.
В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.
Рассматривались все аспекты:
- уголовные преступления – увечья и убийства;
- крупные кражи;
- мелкие хищения;
- имущественные споры
- и многое другое.
Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.
Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.
Обзор содержания
Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.
Виды нарушений закона | Методы урегулирования |
---|---|
Совершение убийства | Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен. |
Побои | Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито). |
Кража | Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему. Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина. |
Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего | Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи. |
В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.
Правонарушения и возмездие по Русской Правде
В анналах истории существует убеждение о полноте и справедливости норм Русской Правды для частной жизни и правовой практики Древней Руси. Большое внимание в документе уделено сфере уголовного права в части:
Своеобразного понятийного определения преступлений, как того, что наносит личный или имущественный ущерб реальному человеку (терминологически — «обида»).
Систематизации преступных деяний на две стороны: личную и имущественную, с допущением бессудной расправы, разницы прав субъектов и объектов деяния и смягчающих обстоятельств.
Определения понятия соучастия, как равной ответственности подельников, без распределения между ними функций.
Выявления двух основных родовых объектов преступления: личность и имущество, в свою очередь, включающих в себя самые разнообразные виды правонарушений.
Описания довольно простой и относительно мягкой системы наказаний: штрафы (виры), членовредительство и лишь в особых случаях поток и разграбление. Отмечалась конкуренция между потерпевшим лицом и государством в части применения кровной мести.
Гармонично вписывается в общий строй уголовного права Русской Правды церковная судебная практика, являвшаяся неотделимой частью всей правовой системой Киевской Руси, которую смело можно называть церковно-юридической.
Судопроизводство
В Древней Руси суд творил сам князь, в чьих руках находилась власть. Судебное разбирательство велось по прихоти и произволу высшего административного лица. С появлением Русской Правды роль князя, как высшей судебной инстанции была закреплена в ряде норм юридического документа. Судебные решения князей в ряде случаев становились прецедентом и фиксировались как нормы права. В последующем князь вел процессы по очень важным делам, судил высшую знать и разбирал жалобы на местные суды.
Местные функции судопроизводства исполняли волостели и посадники, при участии выборных и вече. Кроме княжеских судов общей юрисдикции существовали:
Церковный суд ведал не только делами о нарушениях церковных уставов и канонов, но и расследовал дела о самовольных расторжениях брака, изнасилованиями, имущественными спорами супругов, церковным воровством и подобными правонарушениями.
Боярский суд, распространявшийся на зависимое от боярина население, в них боярин, подобно князю в основном судил сам, а часть дел перепоручал решать помощникам.
Так как, уголовные и гражданские дела не выделялись в отдельное судопроизводство, то процессуальный порядок рассмотрения дел был для них одинаков.
Ход судебного процесса
Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.
Судебная тяжба делилась на три фазы:
Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.
Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».
Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.
Доказательная база Русской Правды строилась:
- из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
- из «поличных» — вещественных доказательств;
- из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
- из присяги.
В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.
Система штрафов
Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.
Слои населения по «Русской Правде»
Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:
- князь;
- знатные люди (дружинники, мелкие князья);
- свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
- холопы.
Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.
Значение «Русской Правды»
Главная мысль Русской Правды заключена в стремлении общества освободиться от родоплеменных рудиментов регулирования межличностных и имущественных отношений. Юридический кодекс включал в себя решение жизненных проблем и обеспечивал баланс между государством и общиной на принципах традиционной справедливости.
По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства. Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.
Впервые такие методы упоминаются ещё в законах Хамурапи в 1750-х годах до нашей эры. По существованию такого вида наказания, как ордалии, видно, насколько зависима была Киевская Русь того времени от церкви, раз даже последним способом доказать свою правоту становилось испытание Божьим Судом. Если человек выживает, значит Бог сохранил ему жизнь, следовательно, всё в руках Божьих.
Первый русский кодекс, сыгравший важнейшую роль в становлении права всей будущей русской государственности. И по сей день он представляет интерес для исследователей.