Рабовладельческие устои Древней Руси


Признание полноценности рабовладельческого строя в Древней Руси всегда было под вопросом у многих историков. Но при этом никто не отрицал существования здесь самого рабства, не очень значимого для социально-экономического уклада древнерусского общества. Рабы в Древней Руси, как и в других странах, были обычным явлением, но со своими специфическими особенностями. Сказывались: многовековые обычаи и традиции, отличавшие славян от других народов.

Две формы древнерусского рабства

В обозначениях социальной градации древнерусского общества употребляются термины: челядь и холопы, имеющие непосредственное отношение к неволе, а точнее к полному рабству. Многие современные учёные утверждают, что челядью (челядинами) в IX – начале XI веков становились пленники, обращённые в рабство, практически плен был в то время единственным источником челядинства.

Когда родовые отношения в Древней Руси стали разлагаться появился институт внутреннего рабства – холопство, ставший впоследствии основной формой феодального рабовладения на Руси в допетровский период. Было время, когда эти две социальные категории существовали параллельно. Поэтому многие считают несущественными отличие между ними, тем не менее, разница была.

Источники пополнения социального слоя невольников

Сначала нужно рассмотреть: какие ресурсы становились источниками формирования страты рабов в древнерусском обществе? Прежде всего, следует отметить, что на ранних стадиях протогосударственности Древней Руси, перманентные межплеменные вооружённые конфликты обеспечивали непрерывный поток пленных, становившихся рабами. Это был внешний и единственный источник рабства в племенах восточных славян. Тогда, полное господство родовых отношений ещё ревностно оберегало свободное состояние сородичей внутри своих семей и племени.

Когда первобытные отношения стали уступать место феодальному укладу, предполагавшему и внутренне рабство, возникли и другие источники пополнения невольничьей среды из соплеменников. Рабами становились те, кто:

  • взял ссуду, оказавшуюся неподъёмной;
  • совершил преступление;
  • попал в беспросветную нужду.

Чтобы сформировать представление о рабстве в Древней Руси нужно рассмотреть особенности основных групп древнерусских рабов: челядинов и холопов, а также выяснить степень порабощения каждой из них.

Древнерусская челядь

В Древней Руси VIII-XI веков межплеменные войны случались очень часто. Победители в сражениях брали много добычи и пленных. Тех полоняников, которым удавалось избежать участи жертвы на алтарях кровожадных богов победившего племени, становились челядью – рабами. Они теряли все права людей и попадали в разряд объектов купли-продажи, или рабочей силы, для исполнения самых непрестижных работ. Чаще всего челядины исполняли роль домашней прислуги. Кроме того, челядь служила довольно ощутимым средством обогащения.

За важных пленников, их сородичи нередко платили хороший выкуп. Многих невыкупленных, выгодно продавали на невольничьих торгах. До определённого времени челядью (челядинами) были исключительно чужаки, взятые с поля боя. На рубеже I-го и II-го тысячелетий, челядинство перестало быть единственным видом подневольного состояния в Древней Руси. Появились внутренние источники рабства, определившие новую формацию рабов – холопов. Челядью стали называть домашних слуг, вне зависимости от того как они попали в неволю.

Особенности холопства в Древней Руси

Термин холоп вошёл в русский речевой оборот только в XI веке и согласно нормам «Русской правды» относился не к субъектам, а объектам юридических отношений того периода времени. Статус холопа был не более высоким, чем у домашних животных. Например, за убийство холопа следовало наказание штрафом на уровне убийства чужой лошади.

Если же холопа убивал хозяин, то так тому и быть, ведь по своей же воле нанёс себе ущерб, власть здесь вообще не вмешивалась со своими правовыми нормами. Это подтверждает то, что рабство на Руси в XI веке становиться обыденностью, а холопы – это не что иное, как полноценные рабы, без намёка на какие-нибудь человеческие права.

Холопами могли стать:

  1. Челядины-пленные (термин челядь постепенно менял своё первоначальное значение), захваченные во время междоусобных войн и боевых походов за рубежи Древней Руси.

  2. Должники в силу невыполнения обязательств перед кредитором, который становился его хозяином.

  3. Те, кто совершал поджоги, крал коней, совершал убийства могли быть тоже обращены в холопы. Больше того, та же участь могла постичь и семьи преступников.

  4. Холопами от рождения считались дети от холопов, многие хозяева всячески поощряли такой прирост подневольной рабочей силы.

  5. В Древней Руси холопом можно было стать и добровольно, этому способствовали неурожайные годы, но такое холопство могло продолжаться не больше одного года.

  6. Добровольно холопами становились и те, кто сочетался браком с холопом или холопкой, если иной исход дела не оговаривался специальным рядом (договором).

  7. Добровольными холопами были и те, кто занимал важные должности тиуна (управляющего вотчиной) или ключника.

Возникшее в Древней Руси холопство просуществовало до начала XVIII века. В 1723 году Пётр I, специальным указом упразднил холопство. В дальнейшем это слово применялось в отношении крепостных, или как обидное прозвище.

Работорговля Древней Руси

Как уже говорилось торговля «живым товаром» — челядью в Древней Руси была налажена хорошо. Уже в IX веке торговля челядью стала более прибыльной, чем выкупы. Доходность от продажи челяди в IX – XI веках была намного выше, чем торговля мехами, воском, мёдом или льном. Из удобно расположенного Киева отправлялись вереницы «товарной» челяди (славян, угро-финнов и тюрков) на невольничьи рынки Царьграда, Керчи, Дербента, Итиля, Булгара и даже Багдада. Рабы превратились едва ли не в основной товар для внешней торговли Древней Руси.

Такое положение вещей сохранялось почти в неизменном виде, вплоть до монголо-татарского нашествия. Тогда, вековые принципы работорговли видоизменились в силу внешней экспансии и коренного изменения политического и социально-экономического уклада Древней Руси.

Место челяди и холопов в социально-экономической системе Древней Руси

Появление и развитие феодальных отношений в Древней Руси привело к необходимости внеэкономического принуждения подневольных слоёв населения в крайних формах челядинства и холопства. Совокупность иноплеменников, попавших в неволю получило обобщающее наименование челядь.

А личная зависимость, появившаяся в силу изменившихся экономических условий, стала причиной формирования особой социальной группы – холопов.

Челядь и холопы, слившись в единый подневольный социум, стал основой для появления в Древней и потом в средневековой Руси класса-сословия холопов, ставшего символом российской формы рабства.


Использованная литература:

  1. Толочко А. П. Т52 Очерки начальной Руси / Алексей Толочко. — Киев; Санкт-Петербург: Пaypyc, 2015. — 336 с.
  2. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян.— СПб.: Издательство С.-Петербургского университета,1996.—512 с.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.