Причины введения опричнины


Опричнина (от «опричь» — кроме) – название государева удела в 1565-1572 гг. и политика Ивана IV, в результате которой земли Русского государства были разделены на земские и опричные.

Земскими землями управляла Боярская Дума, а опричными Государев двор и особое войско. Сопровождалась опричнина репрессиями и террором для достижения определенных политических целей.

Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Иван Грозный решил применить этот термин к выделенной ему в личное управление территории государства, собственный удел, в котором он мог бы править без вмешательства боярской думы, земского собора и церковного синода. Впоследствии же опричниной стали называть не земли, а проводимую царем внутреннюю политику.

Начало опричнины

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена.

Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли. В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы.

Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва. Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная. Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем.

За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей. В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы. Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня.

При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений. Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

Причины опричнины

«Измена» бояр, на которую царь ссылался в своих письмах с требованием выделения ему опричных земель, стали лишь официальным поводом для введения политики террора. Причинами же у радиальной смены формата правления послужило сразу несколько факторов.

Первой и, пожалуй, самое весомой, причиной опричнины стали неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году ненужного, по сути, перемирия с Ливонией стало фактически предоставлением отдыха врагу. Царь настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена, Избранная рада считала развязывание войны с крымским ханом более приоритетным направлением. Разрыв с некогда ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал, по мнению большинства историков главнейшей причиной введения опричнины.

Однако на этот счет существует и иная точка зрения. Так, большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного, на ужесточение характера которого повлияла смерть любимой жены Анастасии Захарьиной. Сильное нервное потрясение стало причиной проявления самых страшных черт личности царя, звериной жестокости и неуравновешенности.

Нельзя не отметить и влияние боярства на смену условий власти. Опасения за собственное положение послужили причиной переезда некоторых государственных деятелей за границу – в Польшу, Литву, Швецию. Большим ударом для Ивана Грозного стало бегство в Литовское княжество Андрея Курбского, друга детства и ближайшего соратника, принимавшего активное участие в государственных реформах. Курбский направил царю ряд писем, где осуждал действия Ивана, обвиняя в тирании и убийствах «верных слуг».

Военные неудачи, смерть жены, неодобрение действий царя боярством, противостояние с Избранной радой и бегство – предательство – ближайшего соратника нанесли серьезный удар по авторитету Ивана IV. И задуманная им опричнина должна была выправить сложившуюся ситуацию, вернуть подорванное доверие и укрепить самодержавие. Насколько опричнина оправдала возложенные на нее обязательства, историки спорят до сих пор.

Итак, можно выделить основные причины введения опричнины:

  • Ливонская война (1558-1583 гг.). — Иван Грозный выступал за продолжение военных действий, но столкнулся с противниками этой идеи среди своего окружения.

  • Борьба централизованной власти с самостоятельностью боярства, феодальной аристократией.

    25 декабря 1564 года – Иван IV, столкнувшись с оппозиционными настроениями бояр, посылает две грамоты. В одной обращается к народу, заверяя в добрых намерениях, а в другой обвиняет бояр и духовенстве в измене и грозиться отречением от престола.

    Январь 1565 года – объявление о введении опричнины, организации особого двора с войском и территорией, собственным управлением, опричной Думой, и финансами. Опричники были неподсудны суду и общественным органам власти. Остальную часть государства, которой управляла Боярская дума, стали называть «земщиной».

  • Устранение остатков феодальной раздробленности: самоуправления в Великом Новгороде и удельных княжеств.

Причины опричнины по оценкам историков

Д. Альшиц

Только террор является условием сохранения самодержавия.

Н. М. Карамзин

Опричнина явилась следствием душевной болезни Ивана Грозного.

В.О. Ключевский

Опричнина была проявлением гипертрофированной централизации государственной власти.

В.Б. Кобрин

Только с помощью опричнины можно было бороться с феодальной раздробленностью.

С.М. Соловьев

Государственные начала утверждались над родовыми.

4.3/5 - (7 голосов)


: 13 комментариев
  1. Вероника

    О какой звериной жестокости идет речь?? За все время правления Иван Грозный казнил не более 100 человек, что несравнимо с «деятельностью» других правителей. Скорее всего эпитет Грозный царь получил за разногласие с Избранной радой и укрепление свое единоличной власти.

    1. Фагот

      Это приказов о казни было «не более 100».
      Вопрос в том сколько людей погибло от действий (не всегда правомерных) опричников.

    2. Алексей

      Прошу прощения, но откуда у вас такие точные данные насчет численности казненных?

  2. Елизавета

    Не более 100 человек? Вы серьезно? Были репрессированы тысячи, повторюсь, тысячи, десятки тысяч человек! И речь идет не только о боярах, но и о простом населении. А Грозным его прозвали за хлоднокровие и жестокость, свой первый приказ п смертной казни он подписал в 13 лет.

    1. Сергей

      Грозным царя назвали потомки в третьем поколении за его борьбу с предателями боярами и высшим духовенством! Хрущёв заложил основу для предательства советской номенклатуры, а Брежнев её проморгал!

  3. Кайдо

    Да во время опричнины творится полный беспредел, скорее все из-за не уравновешенности царя.

  4. Нафиса

    Да! Иван Грозный стал грозным из-за введения опричнины, и даже после его отмены он казнил и казнил

  5. Кристина

    Лооол, откуда там не больше ста, если элементарно в 1566, когда дворяне требовали отмену опричников, Грозный казнил 200 челобитчиков. Какие там сто человек?! В годы его правления происходили самые ужасные вещи, такие как пытки, казни, когда человека сворачивали на 360 градусов!!! 100 человек блин…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *