Судебная реформа Екатерины II – ряд законодательных актов по созданию четкой судебной структуры и соподчинённости судебных органов в Российской Империи. Судебная система формировалась на основе территориального принципа и сословного разделения. Только судебные палаты – последняя инстанция не носили сословного характера.
Предпосылки реформ
К эпохе правления Екатерины II судебная система была уже устаревшей. Как таковых судов не было, эту функцию вынуждены были выполнять административные управленческие единицы. Система судебных разбирательств так же отсутствовала, стороны конфликта были вынуждены самостоятельно искать свидетелей и защищать свои интересы в ходе суда.
Основываясь на принципах эпохи просвещения, Екатерина стремилась внести изменения в Российскую государственную систему управления. Едва ступив на царствование, Екатерина II издала указ «Об удержании судей и чиновников от лихоимства», но он носил скорее рекомендательный характер.
Судебная реформа должна была решить следующие задачи:
- Разделить по разным органам судебную и административную функции;
- Создать чёткую судебную систему;
- Создать несколько уровней судебной системы с чётким соподчинением: уезд – губерния – страна.
Реформа сената 1663 г.
Судебная реформа проводилась не единовременно. Некоторые преобразования наметились уже в ходе предшествующих реформ. В 1663 году сенат лишился законотворческой инициативы и стал высший судебной инстанцией.
Сенатом управлял генерал-прокурор, который нес ответственность лично перед императрицей. Сенат отныне делился на 6 департаментов, под руководством обер-прокуроров, отвечавших перед генерал-прокурором. Порядок вынесения приговора тоже изменился. Теперь решение можно вынести только единогласно, иначе дело переходит на рассмотрение общего сенаторского заседания.
Губернская реформа 1775 г.
Реформа губернского управления затрагивала в том числе и судебные органы власти, формируя новые структуры, и создавая четкую иерархию судебных органов в стране.
Судебная структура в Российской Империи приобрела следующий вид:
- Сенат, бал разделён на две палаты: казённую (гражданскую) и уголовную, и был судом высшей инстанции;
- Верхний земский суд – губернский уровень, в основном рассматривал дворянские споры;
- В уездах властвовал нижний земский суд;
- Верхняя расправа разбирала дела казённых крестьян;
- Нижняя расправа отвечала за крестьянские дела в уездах;
- Губернский магистрат отвечал за важные и уголовные дела, а так ж, рассматривал апелляции из городского магистрата;
- Городской магистрат разбирал дела между горожанами;
- Совестный суд разбирал незначительные дела и споры, фигуранты которых не несли опасности для общества.
Новая судебная система носила четкий сословный характер.
Верховный земский суд
Создавался в каждой губернии. Основное назначение – рассмотрение апелляций из нижнего земского суда. Суд представляли 2 председателя и 10 заседателей. На этом уровне рассматривали все уголовные дела. Суд имел право выносить смертные приговоры и лишать дворянского титула.
Уездный суд
Возглавлял заседание уездный судья, дело рассматривали по два заседателя от крестьян и от дворян, избиравшихся на три года. Заседатели от крестьян принимали участие в разбирательстве, только когда велась тяжба с участием крестьян. Суд рассматривал дела о крестьянских побегах, восстаниях против помещика, ссылке крестьян помещиком в Сибирь, а также рассматривали жалобы крестьян на помещика, в том числе, о жестоком обращении с крепостными.
Нижний земский суд
Нижний земский суд открывался в каждом уезде и округе. Канцелярия делилась на два стола – следственный и исполнительный. Исполнительный стол следил за соблюдением законов на подведомственной территории выполнял распоряжения губернатора и искал беглых крестьян. В суде заседал председатель, и, в зависимости от размера округа, 2 – 3 выборных заседателя.
Управа благочестия
Управа была аналогом нижнего земского суда для городского населения. В состав управы входил полицмейстер или городничий, приставы по уголовным и гражданским делам и ратманы. Полицмейстера как правила выбирал губернатор, но утверждал в должности сенат. Остальные служители избирались из местного купечества. Перевыборы проводили каждые три года.
Губернский и городской магистрат
В губернский магистрат входило 2 председателя, назначаемых сенатом, и 6 заседателей, выбранных из городской верхушки. В городском магистрате заседало 2 бургомистра и 4 ратмана, выбранные жителями города. Губернский магистрат был судом второй инстанции для городского магистрата и первой инстанцией для уголовных дел с правом вынесения смертной казни. Городской магистрат судил дела мещанства.
Верхняя и нижняя расправа
Расправы рассматривали судебные дела свободного крестьянства. В верхнюю двух председателей назначал сенат и 10 заседателей избирали сами крестьяне. В нижнюю судью присылали из губернских чиновников, а 8 заседателей выбирали крестьяне.
В нижней расправе рассматривали дела между государственными крестьянами, а также экономическими, дворцовыми и казёнными крестьянами. в верхней расправе рассматривали апелляции из нижней расправы, она же была судом первой инстанции во всех уголовных делах подведомственной территории.
Палаты уголовного и гражданского суда
Палаты по уголовным и гражданским делам были третьей инстанцией по всем вышеперечисленным судебным инстанциям. Председателей назначала сама государыня, а советников и асессоров назначал сенат. Уголовная палата судила все сословия. По самым крупным уголовным и гражданским делам палата была первой судебной инстанцией. Палаты подчинялись непосредственно сенату.
Продолжение реформ
Реформа судебной системы не остановилась на законодательстве 1775 г. В 1782 г. Екатерина II создала Управу благочиния. Это стало основой полицейской структуры. В полномочия управы благочиния входило:
- Рассмотрение самых мелких уголовных дел;
- Расследование (прежде обвинитель и обвиняемый должны были самостоятельно предоставить свидетелей и доказательства).
- Введение приговора в исполнение.
- Соблюдение порядка и исполнение законов.
Жалованная грамота дворянству 1785 г. Косвенно касается судебной системы. В этом законе указывалось, что судить дворянина может только равный по положению, что усиливало сословность судебной системы. Еще одним исключением для дворян стал пункт о том, что конфискованное имущество теперь оставалось в семье, его изымали у осуждённого и передавали наследнику.
Исторические последствия изменений в судебной системе
Судебная реформа Екатерины II помогла создать четкую вертикаль власти в судебной системе. Появились новые полномочные органы, которые следили за исполнением законов на территории страны. Были созданы выборные должности, чего прежде в судебной системе не было.
Вместе с позитивными изменениями было и много минусов, которые проявились не сразу. Созданные органы не имели четко прописанных полномочий, и порой их полномочия пересекались, что способствовало процветанию взяточничества. «Пожертвования» в несколько полномочных структур позволяли решить дело в свою пользу.
Выборные должности заняли в основном представители дворянского сословия, использую своё влияние и взятки они получали желанные места. Разросся бюрократический аппарат чиновников и судей. Судебная реформа Екатерины II имела свои позитивные и негативные факторы, однако, она помогла систематизировать судебную систему в стране, и это было шагом вперёд.
Использованная литература и дополнительные материалы по теме:
- Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М. 1991;
- Коротков Ю.В. Судебная система России в период правления Екатерины II. // Пробелы в российском законодательстве. 2008 №1;
- Милов Л. В. История России XVIII – XIX веков. М. 2006.