Несмотря на ликвидацию «Союза благоденствия», дело тайных заговоров не умерло. Напротив, оно набрало большую силу. Все новые и новые молодые офицеры рвались в бой за переустройство России. Прежние лидеры первых тайных обществ мужали, набирались опыта, пересматривали свои взгляды, становились все более и более решительными.
Вскоре на юге, в расположении 2-й армии, было организовано новое тайное общество. Оно возникло на основе деятельности Южной управы (отделения) «Союза благоденствия» и с 1821 г. называло себя Южным обществом. Его руководителем стал полковник Павел Пестель.
Но Южное общество не считало себя отдельной организацией. Его деятели мыслили себя частью единой с «северянами» тайной организации. Они полагали, что революция должна начаться в столице, в Петербурге. Лишь это могло решить исход дела. А задача провинции состояла в том, чтобы поддержать и развить успех переворота в столице. Поэтому в число руководителей Южного общества избрали и одного из лидеров Северной управы — Никиту Муравьева.
Через год, в 1822 г., было организовано Северное общество, во главе которого стояли Я. М. Муравьев, брат А. М. Муравьева, основателя «Союза спасения», С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, другие члены и «Союза благоденствия ». Они также сознавали единой с «южанами организацией и поддерживали с ними тесные контакты.
Однако на первых порах программы действий -южан» и «северян» были различными.
Южное общество представленное радикально настроенным Пестелем, а также высланными на юг бывшими офицерами Семеновского полка, стояло на более революционных, инительных позициях. Руководители Северного общества исповедовали конституционные, умеренные взгляды.
Южное общество в качестве своей программы действий приняло разработанную П. И. Пестелем «Русскую правду». П чютветствии с этим документом ничего не остается , как разрушить общество прежде всякого действия. 11. И. Пестель считал, что достигнуть этого можно лишь ре-мо.чюцнонным, насильственным путем. При этом он делил нодей на Повелевающих и Повинующихся и считал, что это имение происходит от природы человеческой. После военного переворота власть должна была перейти в руки Временного революционного правительства и представлять собой беспощадную диктатуру. Именно с позиций диктатуры ни мзпрессий по отношению к противникам мыслил Пестель будущее переустройство России. В числе мер, направлен пых на достижение будущего общего блага, справедливости, всеобщего равенства, он предусматривал цареубийства, истребление всей царской семьи, включая детей.
Основными программными положениями «Русской правды» были ликвидация в стране монархии, учреждение республики, уничтожение крепостного права, превращение России в единое унитарное государство без учета национальных особенностей ее регионов, решение «еврейского вопроса» путем либо выселения евреев из России, либо принудительного их отказа от своих национальных и религиозных особенностей. Все население страны объявлялось гражданами России с равными правами, сословия упразднялись. Место монарха предстояло занять однопалатному парламенту — Народному вече. Исполнительную власть предстояло осуществлять состоящей из пяти человек Державной думе с ежегодной заменой в ней одного человека. Во главе Думы должен стоять президент, занимающий этот пост в течение одного года. Этот пост предстояло занять тому члену Думы, которому оставалось работать в ней последний год.
Избирательное право, согласно «Русской правде», предоставлялось всем гражданам России, достигшим 18-летнего возраста.
Крестьянский вопрос Пестель предлагал решить радикально. Всю землю, находившуюся в пользовании, он предполагал разделить на две равные части: одну — передать в общественную собственность и из нее бесплатно наделить всех желающих работать на земле, в первую очередь крестьянство; другую — передать в частную собственность желающим.
Таким образом, в «Русской правде» и предполагаемых методах действия Южного общества сочетались, с одной стороны, экстремистские, насильственные черты, репрессивная практика, а с другой — демократические идеалы, которые, увы, предполагалось достигнуть лишь через кровь и насилие.
Северное общество пошло по другому пути. Его программой стала «Конституция разработанная одним из ее лидеров — Н.М. Муравьевым. Согласно этому документу, Россия оставалась монархией. Наследственный император должен быть главой исполнительной власти. Н. М. Муравьев мыслил сделать его верховным чиновником Российского государства. Императору полагался значительный оклад, из которого он мог содержать придворный штат, но сами придворные лишались избирательных прав и тем самым не могли влиять на судьбы страны. В связи с концепцией ограничения власти монарха Конституцией, выборными органами Муравьев писал: Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека: невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
По «Конституции» Н. М. Муравьева Россия объявлялась федеративным государством. Предлагалось поделить страну на державы со своими столицами, а столицей страны сделать Нижний Новгород, который находился, по мнению «агора «Конституции», в центре России и был славен своими патриотическими традициями и героическим прошлым.
Государственное устройство страны по «Конституции» II М. Муравьева мало отличалось от того, что содержали питы П. И. Пестеля. И тот и другой полностью игнорировал in принцип национального деления страны. В этом они Фались на российскую государственную традицию.
II. М. Муравьев имел в виду ввести в стране законодательный орган — двухпалатный парламент, названный им пленным вечем, в державах также должны были быть учредительны двухпалатные законодательные органы власти.
Земли П. И. Пестель предусматривал широкое и равное и избирательное право для всех граждан страны, достигших IX летнего возраста, то Н. М. Муравьев предполагал ограничить право участия в выборах высоким имущественным и илом, считая, что только собственники, обладающие имуществом, вправе влиять на политику страны. Еще tin-ice высокий имущественный барьер предусматривался для лиц, избираемых на общественные должности. И «Конституции» Н. М. Муравьева отменялось крепостное право, крестьяне наделялись двумя десятинами земли (как предлагал в своем проекте и А.А. Аракчеев), военные поселения ликвидировались.
II. М. Муравьев и его приверженцы выступали против революционной диктатуры, цареубийства, поголовного насилия и рассчитывали, что после революционного переворота, который они признавали правомерным, поскольку правительство тормозило реформы, будет созвано Учредительное собрание, оно и проведет «Конституцию» в жизнь.
Анализ «Конституции» Н. М. Муравьева показывает, что умеренная часть революционеров, выступавших за и веление в России конституционной монархии, во многом опиралась на идеи, разделяемые Александром I и выдвигаемые М. М. Сперанским, Н. Н. Новосильцевым и другими государственными деятелями. Однако Александр I не решился провести в жизнь свои идеи. Эту миссию собирались взять на себя члены Северного общества.
Экстремистские планы П. И. Пестеля, его диктаторские замашки встречали у умеренных конституционалистов неприятие.
Отрицательно относились они и к личности П. Пестеля — человека маленького роста, властного, угрюмого, Г. Клхонский молчаливого, озлобленного, внешне очень похожего на Наполеона Бонапарта и подчеркивавшего это сходство.
В 1824 г. Пестель появился в Петербурге. На бурных собраниях заговорщиков он настоял на том, чтобы «Русская правда» была принята как идейная платформа переворота. В Северном обществе активизировалось экстремистское крыло в лице К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, Е. П. Оболенского, П. Г. Каховского и др.
В конце концов заговорщики согласились на учреждение после переворота республики (уступка «южанам») и созыв Учредительного собрания (уступка «северянам»). Договорились также о последующих съездах и подготовке совместного вооруженного выступления.
Тема сложная, и поэтому подавать ее нужно коротко и тезисно, без лишней «воды». Имея историческое образование, я и то иногда путаюсь в особенностях этих тайных обществ. Мне кажется, было бы логично разделить статью на два подзаголовка: в первом рассказывалось про Южное общество, во втором про Северное, а в конце можно было бы привести выводы по вопросу.
Замечательные для своего времени помыслы, горячо обсуждаемые в узком кругу, не имели выхода на широкую аудиторию в виде хоть какой-то идеологии.
По сути, это те же либералы, что сейчас получили «свои 3%». Если бы их авантюра удалась, на Империи можно было бы поставить жирный крест. Не удивлюсь, если эти тайные общества имели помощь из Англии или франции.