Население Османской империи


О населении империи к концу правления Сулеймана Законодателя (Кануни) можно судить лишь приблизительно. В середине XVI в. оно составляло 22 млн человек (в начале того же века — 12 млн), из которых 500 тыс. проживали в Стамбуле (без пригородов). В целом население подразделялось на семь категорий: а) горцы, обычно кочевники или полукочевники; б) жители равнин, в) жители островов; г) степные кочевники; д) кочевники пустынь; е) городское население; ж) насельники мусульманских или христианских обителей.

В донационалистическую эпоху географическая среда и образ жизни влияли на формирование личности значительно сильнее, чем этнические или религиозные факторы. Так, жители Эпира и Албании отличались удивительным сходством, независимо от того, были ли они горцами, православными христианами, мусульманами-суннитами или же католиками. Кроме того, эти, как их называли, арнауты во многом были ближе к горным курдам, жившим на восточной окраине империи, чем к жителям соседней Фессалийской равнины или островитянам Эгейского моря.

До перестройки империи на западноевропейский манер (XIX в.) ее подданные еще не назывались османами и тем более турками. Те, кого многонациональное население империи именовало «османами», составляли ее правящий класс, который независимо от этнической или религиозной принадлежности служил Османской династии. Когда в течение последнего столетия существования империи греки, ее подданные, взяли в привычку называть османами исключительно турок, как будто бы сами таковыми не являлись, они, видимо, забыли подлинное значение этого слова. Но даже тогда под понятием «люди власти» они скорее подразумевали государство, чем турецкий народ.

Сначала все многонациональное население, и мусульманское, и христианское (за исключением правящей элиты — османов), называлось «райя», что означает «стадо, толпа». Лишь в период упадка империи это слово стало относиться только к немусульманам. Официально государство делило райю — мусульман и христиан — на две категории: а) жители городов и деревень; б) кочевники. Перейти из одной категории в другую без официального разрешения было нельзя.

Тем не менее Османское государство проводило такую же политику заселения (называемую сюргюн, или массовое переселение), что и Византийская империя (карта 2): тюрки-кочевники с востока (туркоманы, или тюркмены) переселялись на постоянное — оседлое — место жительства на Балканы и острова Восточного Средиземноморья. Переселенцы не принадлежали к какому-то особому этносу, призванному осуществить «отуречивание» той или иной области. В то время не существовало национальной идеи, и политика Османов, как и до них византийцев, преследовала одну цель — обеспечить покорность народа. В эпоху правления Юстиниана II (685-695 и 705-711) ливанских мардаитов переселили в Эпир и на Пелопоннес. В эпоху правления Василия I (867-886) павликиане из Армении «переехали» в Болгарию1. В XIV в. многие тюрки-кочевники получили земли на Балканах — исключительно в тех районах, где продолжалось сопротивление христиан.

В Болгарии Мурад I настолько активно проводил такую политику, что менее чем через столетие тюрки-кочевники составили большую часть населения на севере и востоке страны. Позднее, в XVI в., с уменьшением потока тюркских мигрантов, возросло число безземельных крестьян, переселяемых, вне зависимости от этнического происхождения, в более богатые регионы, например на Кипр, завоеванный в 1571 г. После того как в XVI в. сложилась pax ottomanica (османский мир) в стране повысилась рождаемость и сократилась смертность. Демографический взрыв обернулся недостатком земель и рабочих мест. Крестьяне старались перебраться в города. Однако процесс миграции из деревни строго контролировался, хотя и горожане, и земледельцы были отнесены государством к одной категории. Османская администрация настойчиво стремилась возвратить в деревни крестьян, пытавшихся устроиться в крупных городских центрах. Среди тех, кого центральная власть «сажала на землю», преобладали греки. Так, Селим II, решив заселить Кипр после изгнания венецианцев, перевез туда православные греческие семьи из района Караман (Каппадокия). Великий османский архитектор греческого происхождения Синан сумел добиться освобождения своей семьи от переселения на Кипр, лишь уговорив императора издать два особых указа (1573).

Оцените статью!


: 4 комментария
  1. Дмитрий К.

    Какие интересные казусы иногда преподносит история! Например, гагаузы — один из тюркских народов, проживает на территории нынешней Молдовы. Турция пыталась распространить свое влияние на них. А они на референдуме проголосовали за вступление в Таможенный союз, процентов 90 «за». Уверен, не все гагаузы знают, что это за такой союз, тем не менее.

  2. Училка-вредилка

    Не могли бы вы написать чем занималось население в османской империи?

    1. Гагик Сергеевич Оганджанян

      Наверно, как и везде — добывали свой хлеб насущный в трудах в поте лица. 1-3% -правили и жировали. Как и везде, где не распространялась юрисдикция вечно мимикрирующей Священной Римской империей, под «добром» и «Всевидящим оком» вечного института Римского Папства- источника идеологии Абсолютного Зла..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *