В школе к текущему тестированию прибегают многие учителя для проверки усвоения материала учащимися.
Для выпускников тестирование в рамках Единого государственного экзамена является чрезвычайно важным моментом не только потому, что подводит итоги их обучения в средней школе, но и в связи с тем, что результаты ЕГЭ можно представить при поступлении в высшие учебные заведения.
В вузах России изучение Отечественной истории является обязательным, строится в соответствии с утвержденным Государственным стандартом. Многие преподаватели широко применяют тестирование для проверки текущей успеваемости студентов, а иногда и вместо традиционных экзаменационных билетов.
Наконец, некоторой части студентов-первокурсников приходится еще раз пройти через так называемое тестирование остаточных знаний в рамках разовых (внезапных) и периодических (один раз в пять лет) проверок высших учебных заведений, связанных с подтверждением права данного учебного заведения вести образовательную деятельность.
В какой степени на сегодняшний день учащиеся обеспечены учебными пособиями, учебной литературой, позволяющими им успешно проходить тестирование? Можно ли быть готовым пройти через тестирование по истории России в любой момент вашей жизни?
На первый вопрос можно ответить так: учебные пособия, учебная литература по Отечественной истории есть, но оценить, в какой степени все эти издания могут помочь учащимся подготовиться к тестированию, весьма трудно. И дело не в том, что эти пособия плохие. Есть разнообразная учебная литература, которую автор данного пособия учитывал, использовал при подготовке своей работы. Вот этот довольно внушительный перечень.
Основная школа
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. 6 кл. —М.: Просвещение, 2007.
Преображенский А. А., Рыбаков Б. А. История Отечества. М.: Просвещение, 2006.
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 кл. — М.: Просвещение, 2002.
Черникова Т. В. История России IX-XVI вв. 6 кл. —М.: Дрофа, 2003.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. 7 кл. — М.: Просвещение, 2007.
Преображенский А. А., Рыбаков Б. А. История отечества. М.: Просвещение, 2003.
Черникова Т. В. История России XVII—XVIII вв. 7 кл. —М.: Дрофа, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. 8 кл. —М.: Просвещение, 2007.
Ляшенко Л. М. История России. XIX в. — М.: Дрофа, 2006.
Данилов А.А., Косулина Л. Г. История России XX —начало XXI в. 9 кл. — М.: Просвещение, 2007.
Шестаков В. А., Горинов М. М., Вяземский Е. Е. История Отечества XX —начало XXI в. 9 кл. — М: Просвещение, 2007.
Волобуев О. В., Журавлев В. В., Ненароков А. П., Степани-щев А. Т. История России XX в. 9 кл. — М: Дрофа, 2001.
Старшая школа
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII в. 10 кл. — М.: Просвещение, 2006.
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII в.— XIX в. 10 кл. —М.: Просвещение, 2004.
Отечественная история XX — начала XXI в.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/А. О. Чубарьян, А. А. Данилов, Е. И. Пивовар и др.; под ред. А. О. Чубарьяна. — 3-е изд. М.: Просвещение, 2006.
Павленко Н.И., Андреев И. Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. 10 кл. — М.: Дрофа, 2007.
Павленко Н. И., Ляшенко Л. М., Твардовская В. А. История России XVII-XIX вв. 10 кл.-М: Дрофа, 2003.
Левандовский А. А., Щетинов Ю.А. История России XX —начало XXI в. 11 кл. —М.: Просвещение, 2007.
Островский В. П., Уткин А. И. История России XX в. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003.
Справочные издания
Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI в.: Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2004.
История России. XX в.: 9-11 кл.: Школьный словарь-справочник / В. В. Барабанов, А. Б. Николаев, И. М. Николаев, Б. Г. Рожков; Под общ. Ред. В. В. Барабанова. — М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002.
Кацва Л. А. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. —М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Кириллов В. В., Кулагина Г. М. История России: Справочник для школьников, абитуриентов, студентов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Особую группу составляют пособия, предназначенные помочь учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ. Список этих изданий также растет, так как каждый год выпускаются пособия, содержащие тестовые задания, предлагавшиеся учащимся в предыдущем году.
Алексашкина Л. Н. История. ЕГЭ: Методическое пособие для подготовки. — М.: Экзамен, 2005.
Алексашкина Л. Н. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. — М.: Экзамен, 2007.
Гевуркова Е. А., Соловьев Я. В. ЕГЭ. История: типовые тестовые задания. — М.: Экзамен, 2007.
Единый государственный экзамен: история: 2005-2006. Контрольные измерительные материалы. — М.: Просвещение, 2005.
Единый государственный экзамен по истории России. Демонстрационный вариант 2007 г.//Преподавание истории и обществоведения в школе. — 2007, № 2. — С. 14-25.
Единый государственный экзамен: история: контрольные измерительные материалы: 2008/Авт.-сост.: П.А. Баранов, СВ. Шевченко. — М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008.
История: Учебно-справочное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов Авт.-сост. П.А. Баранов, О.Н. Журавлева, СВ. Шевченко (Серия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы»).— СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.
Максимов Ю. И. ЕГЭ. История: типовые тестовые задания. —М.: Экзамен, 2005.
В одних пособиях с большей или меньшей полнотой излагается курс отечественной истории. Чаще всего приводятся некоторые тесты и «ключи» к ним.
В других пособиях представлены различные варианты тестов и комментируются их особенности, а также объясняется, на что необходимо обратить внимание при выборе правильного ответа.
Учащиеся, использующие только пособия первой группы и обладающие хорошей памятью, запоминают то или иное количество информации, которую с большей или меньшей эффективностью используют во время тестирования. У учащихся, которые «пропускают через себя» огромное количество разнообразных заданий из прошлогодних вариантов тестов, нередко к моменту тестирования в голове возникает своеобразная «каша», так как стройного представления об истории страны у них не складывается. Авторы пособий и той и другой группы, если использовать известную притчу, пытаются дать учащимся, желающим добиться результата, побольше самой «рыбы», конкретного фактического материала. В предлагаемом пособии предпринята попытка дать каждому тестируемому «удочку» и научить, как ею лучше пользоваться.
При тестировании проверяется степень знакомства тестируемых с наиболее значимой информацией. Но дело заключается в том, что ключевое значение для освоения курса истории России имеет знание имен существительных —имен собственных (фамилии, прозвища исторических деятелей), географических названий, разнообразных понятий, определений, терминов, составляющих исторический лексикон той или иной исторической эпохи.
Поэтому в данном пособии наиболее важная историческая информация, необходимая абитуриентам и студентам и которая часто повторяется в тестовых заданиях, также дублируется в различной форме, что у большинства учащихся обычно способствует лучшему запоминанию материала.
Во-первых, предлагается своеобразный набор «кодов», позволяющих дать огромный исторический материал в самом сжатом виде. Автор предполагает, что данная подача материала будет для школьников и студентов новой, свежей и позволит легче освоить даты, события, персоны, понятия отечественной истории. Автору всегда хотелось представить всю историю России на одномединственном листочке. Но их получилось несколько. Будем надеяться, что эта своеобразная игра в раскодирование отечественной истории будет полезной. Стержнем всей подготовки является освоение исторической хронологии, многочисленных дат, из которых состоит история России. В тексте
имена собственные и даты будут выделяться полужирным шрифтом, а термины, географические названия — курсивом.
Во-вторых, вся информация по каждому из сюжетов будет по возможности размещаться на двух страницах. На левых страницах будут схемы, задания по тестированию. На правых страницах читателям предлагается комментарий, разъяснения клевой странице. Эта модель, используемая в ряде учебных пособий, выпущенных издательством «Питер», показала свою эффективность и нашла благодарный отклик среди учащейся молодежи.
В-третьих, для рационального использования пространства учебного пособия в нем приводятся извлечения из некоторых источников, которые являются важными для освоения материала.
Автор рекомендует читателям знакомиться с материалом последовательно. В отличие от имеющихся пособий автор не ограничивается по частям 1-А и 2-В предоставлением тестируемым правильных ответов в виде «ключей» — 1В2В5АЗБ4Г и т.д. Автор предлагает краткий комментарий, который является моделью хода рассуждений тестируемых учащихся. Ответы даются не в конце пособия, а на соседней странице. Наиболее подготовленные тестируемые могут закрыть рукой уже готовый ответ, попытаться ответить самостоятельно и сразу же проверить себя. Таким образом, будет происходить повторение материала в объеме, минимально необходимом для того, чтобы ответить на большую часть заданий в контрольных измерительных материалах.
Без знания дат и важных имен в истории, а они все имеют свою важность, успеха ждать точно не стоит. В тестах все гораздо проще, варианты ответа, явно натолкнут на правильный, но опять же, нужно иметь хоть какие-то знания.