Структура экзамена
ЕГЭ по истории, как и любой другой единый государственный экзамен, состоит из трёх частей – А, В и С. Часть А включает двадцать одно тестовое задание с вариантами выбора ответа. Выпускнику предлагается найти правильный ответ среди четырёх предложенных.
Вторая часть, или часть В, состоит из тринадцати заданий различных типов. Среди них встречаются задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных, задания на установление соответствий вариантов ответов, задания на восстановления правильной последовательности событий, явлений, фактов, а также задания, требующие выполнения ответа в краткой свободной форме.
Часть С является самой сложной и наиболее всего требующей подготовки. Она включает семь заданий с предполагаемым развёрнутым ответом.
Эпохи и темы, затрагиваемые в экзамене
ЕГЭ по истории чётко регламентирован, и за каждым заданием закреплена определённая тема или эпоха. Всё содержание экзамена укладывается в три периода истории России: с VII по XVII века, с XVIII по начало XX века и с 1914 по 2012 год. Первая часть, или часть А, предполагает расположение заданий в хронологической последовательности. Особенностью ЕГЭ 2015 года является то, что задания 3, 11 и 20 специально выделены для проверки знаний истории материальной и духовной культуры. А тестовые задания 14, 15 и 16 проверяют компетенцию в истории периода Великой Отечественной Войны.
Задания с выбором множественного ответа В2 и В3 также нацелены на проверку освоенного материала в области материальной и духовной культуры. Ко всему прочему, задания части В проверяют умение выстраивать предложенные события в правильной хронологической последовательности, определять термин по данному определению и находить соответствия между предложенной исторической информацией.
Задания В8 – В11 выполняются по предложенной составителями карте. Работа с исторической картой часто вызывает затруднения у школьников, так как требует не только исторических, но и географических знаний, поэтому к подобным заданиям стоит готовиться отдельно.
В заданиях В12 – В13 необходимо проанализировать иллюстрацию и отметить спрашиваемую о ней информацию. Эти два задания составлены по одной эпохе и чаще всего связаны друг с другом.
Задания части С особенно трудны для выпускников, так как они требуют, с одной стороны, ответа в свободной форме, а, с другой стороны, чёткого следования рекомендациям. Предложенные задания проверяют способность анализировать исторические источники, приводить аргументированные доводы в пользу собственной точки зрения, а также представлять свои знания в организованной письменной форме. С подробными критериями оценивания каждого задания можно ознакомиться в демонстрационном варианте экзамена.
Как проходит экзамен?
ЕГЭ по истории организован по тому же принципу, что и все остальные выпускные экзамены. В назначенный день ученик приходит на место проведения экзамена и узнаёт аудиторию, в которой он должен будет выполнять задания.
Экзамен начинается в строго определённое время. Каждый выпускник получает собственный запечатанный пакет с контрольно-измерительными материалами. Все ответы на задания переносятся в специальный бланк – особенно важно, что ответы должны быть вписаны только чёрной ручкой, в противном случае работа будет проверена некорректно.
Инструкция по правильному написанию ответов в специальных полях бланка прилагается к каждому варианту заданий.
На экзамене по истории ученик не имеет права пользоваться какими-либо посторонними справочными средствами – соблюдение этого правила всегда строго проверяется организаторами экзамена.
Выполнить задания необходимо успеть в течение трёх с половиной часов, по истечении этого времени организаторы собирают заполненные бланки, запечатывают их и отправляют на проверку.
Очевидно, что экзамен по истории можно сдать на хороший балл только в случае хорошей подготовки. В первую очередь, необходимо изучить как можно больший объём информации – читать книги по истории, школьные учебники, смотреть разнообразные исторические фильмы и передачи. Всё услышанное, увиденное и прочитанное откладывается в памяти, а в нужный момент обязательно вспоминается и помогает выбрать правильный ответ. Без соблюдения этого пункта любая подготовка будет неудачной.
Так как ЕГЭ по истории имеет чётко установленную форму, критерии проверки всех заданий известны заранее, и даже формулировки заданий уже составлены, необходимо как можно тщательней изучить демонстрационный вариант экзамена и всевозможные тесты, составленные для подготовки учеников. Зная наверняка, что ожидать от заданий, справиться с экзаменом будет намного легче.
И, конечно, стоит решать как можно больше подготовительных тестов, чтобы привыкнуть к формату вопросов. Очень важно попробовать несколько раз полностью от начала до конца написать какой-нибудь вариант экзамена, чтобы знать, как рассчитывать своё время и силы в день сдачи.
По моему мнению, ЕГЭ проще практически любой контрольной, несмотря на то, что экзамен с каждым годом усложняют — убирают задания с вариантами ответов, составляют все больше вопросов с открытыми ответами. Человек, который увлечен историей, все легко сдаст, так как вопросы в ЕГЭ встречаются самые простые. Их множество раз обсуждают на уроках истории и в учебниках по программе. Если же человеку не нравится историю то стоит ли ее сдавать вообще и мучить себя?