Реформы Солона в Афинах



Реформы Солона – совокупность социальных, экономических и культурных изменений в жизни древнегреческих Афин (VI в.д.э,) которые в последствии привели к тому, что Афины смогли стань одним из наиболее влиятельных полисов своего времени.

reformy-solona

Сегодня в понимании людей, древнегреческие Афины, это место, где зародилась демократия. Один из наиболее просвещённых, влиятельных и сильнейших городов древнего мира. Но важно понимать, что Афины таковыми были не всегда, и в (VI веке до нашей эры), они пережили переломный момент, который в последствии поспособствовал их статусу в будущем.

Кто такой Солон?

Согласно сведениям Плутарха и Аристотеля, названный человек родился в 639 г. до н. э. в семье аристократов (по-гречески понятие евпатрид переводилось «от благородного отца»). Добился уважения в гимнасиуме (на спортивной площадке), на поле боя и в среде любителей поэзии.

Но на момент его жизни, род Солона обеднел, что вынудило его активно заниматься торговлей, а соответственно много путешествовать и общаться с большим количеством простых граждан Греции. В обществе он имел репутацию свободного от сословных стереотипов и неоспоримо честного гражданина, которому можно доверять.

Солон имел популярность в обеих противоборствующих социальных группах— у обоих классов, беспощадно воевавших друг с другом в Афинах. Плутарх, поместивший Солона в свою галерею выдающихся людей, очень хорошо сказал про него: «Знать уважала его за его богатство, бедные — за честность».

К тому же он был поэтом, нередко выступающим на публике. В то время, как полис Мегары отнял у Афин морскую торговлю (заняв остров Саламин) искомый мыслитель сочинил одноименную элегию, зачитывавшуюся в толпе на агоре (главной площади) и в афинском порту. Стихотворение призывало горожан вернуть остров. Вскоре автор стал пользоваться настолько высоким авторитетом, что стал самым знаменитым политиком.

Подобная популярность в обществе, благосостояние и незаурядный ум, открыли Солону дорогу в политические круга Афин. Хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации.

Предпосылки реформ

К концу (VII века до нашей эры), социальные противоречия в Афинах достигли своего пикового состояния. Причиной общественных разногласий стала земля, а именно право пользования ею. Земля — это основа общественного богатства, наиболее важный экономический ресурс принадлежали только эвпатридам[1].

Данный факт вызывал множество недовольств, ведь хозяева территорий нередко злоупотребляли своим положением, в отношении пользования земными владениями, не давая простым гражданам, в полной мере пользоваться земными владениями. Для того, чтобы пользоваться полями, людям приходилось брать её в аренду у аристократии, а при невозможности оплатить эту самую аренду, они попадали в долговое рабство.

Важно понимать, что государственный строй в Афинах того времени был олигархическим. При таком раскладе важным фактом являлось то, что бедные граждане находились в постоянном порабощении, к тому же система работала так, что в рабство попадало всё семейство, включая жён и детей. Такие граждане именовались пелатами или шестидольниками так как на устоявшихся арендных условиях (т. е. 1/6, или 17%, урожая получал землевладелец.) пелаты обрабатывали поля именно богатого сословия.

Сложнее всего, естественно, приходилось именно рабскому сословию, но и другие, хоть и свободные, но всё равно малоимущие слои граждан оставались недовольными таким раскладом дел, потому-то не имели своей полноправной «доли». Таким образом, аристократия, пользуясь своим положениям, отбирала у основного демоса[2] лучшие земли и за долги превращала их в рабов. Это вызывало острое недовольство афинского гражданства.

«После этого в течение долгого времени, — писал Аристотель, — происходили раздоры между знатью и народом. Социальные противоречия в Афинах в конце (VII в. до н. э.) достигли такой остроты, что грозили вылиться в кровавые столкновения.

«Спичкой в бочку с порохом» стала деятельность династии Алкмеонидов, выходцы из которой сделали попытку поставить своего человека тираном (самопровозглашенным правителем) Афин. Ненавидимый народом, упомянутый эллинский род был осужден даже знатью.

Возглавил процесс против зазнавшихся горожан Солон. Решением суда из 300 человек, Алкмеонидов изгнали. А Солон с того времени сам стал самым популярным общественным деятелем государства.

В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом[3] Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н. э.).

Солон нашел способ урегулировать социальные конфликты. Громко обнародовал предлагаемые реформы. Они оказались не в пользу представителей привычного ему круга.

«Снятие бремени»

Если от тирана афиняне избавились, то от несправедливостей, уготованных обедневшим земледельцам, им еще только предстояло освободиться. Именно Солон изобрел сисахфию – «снятие бремени».

Историки, изучающие законотворчество обсуждаемой личности, до сих пор не могут понять, о каком законопроекте велась речь. О том, который был связан с отменой всего долга или о снятии 27% задолженности. В любом случае принятие сисахфии вернуло разоренным свободным земледельцам возможность достигнуть позабытой независимости.

До этого многие афиняне работали уже не на себя, а на кредитора. Попали в кабалу благодаря законам предыдущего реформатора – Драконта. Указанный деятель разрешил кредитору забирать свое любым способом (иногда даже записывая должника в рабы). Эллины не могли быть рабами на родине! Противоречие следовало срочно устранить. Единовременно почти все задолженности в Афинах официально были сокращены почти на треть. А что же долговое рабство? 

Отмена «залоговых душ»

Его отменили. Каким бы невероятным не оказалось долговое обязательство, залогом по его исполнению не могла быть личная свобода эллина. Законы Драконта при Солоне упразднили.

Данная процедура стала одним из пунктов описанной выше сисахфии. Первым пример показал сам реформатор, простив своим должникам в общей сложности 5 талантов (а в переводе на русскую дореволюционную валюту это не менее 10 000 рублей). У остальных эвпатридов, разжившихся рабами-земляками, невольников выкупили с помощью государственной казны.

Проводимые реформы

Свои реформы Солон проводил в период с 594-560 года д.н.э. Солону были не чужды желания и действия эвпатридов, но, с другой стороны, он на своём опыте знал о нуждах торгово-ремесленных граждан родного полиса. Солон детально отдавал себе отчет, собственно, что угрюмость и консерватизм афинских эвпатридов, цепляющихся за остатки родовых порядков, живущих в праздности за счет рабства и бесчеловечной эксплуатации рядовой массы земледельцев, мешают экономическому и культурному развитию, приводят к гражданским распрям и неустойчивой обстановке внутри полиса.

Будущее Афин Солон представлял со стороны торговца, в качестве оживления экономических отношений между слоями населения, совершенствовании землевладельческих отношений путём создания гарантий для хозяйственной деятельности средних прослоек и привлечения к политической жизни полиса более широких слоев его населения.

Избранный архонтом-простатом[4] с широчайшими полномочиями, Солон приступил к реализации своей программы по реформированию общественного и государственного строя Афин. Реформы Солона затрагивали каждую область афинского социума, а именно торгово-экономические, социальное взаимодействия граждан, государственное и политическое управление полисом.

Что касается экономической отрасли, то в ней Солон желал реализовать задачу активизации хозяйственной жизни афинян. Он предпринял меры, необходимые для регулирования водоснабжения на территории Аттики, как правило нередко страдавшей от засухи.

Немалое внимание новый архонт уделил оливководству. Был узаконен вывоз оливкового масла за пределы Аттики с коммерческой целью, в то время как вывоз зерна был законодательно запрещен.

В дополнение были изданы предписания, цель которых заключалась в регулировании порядка посадки и последующей обработки оливковых деревьев. Благодаря принятым мерам оливконоводство в Аттике в дальнейшем крайне выгодной отраслью сельского хозяйства, а афинское оливковое масло в последствии стало известным во всем древнегреческом мире.

В законодательстве Солона присутствовали статьи, которые поощряли занятия ремеслом. Одна из подобных статей давала свободу любому сыну от необходимости содержать своего престарелого отца, который в своё время не научил его какому-нибудь ремеслу.

Экономическое благополучие полиса, также зависело от объёма имеющегося у его граждан капитала, который можно было пустить на развитие Афин. Понимал это не только Солон, но и большой круг его единомышленников, которые желали пресечь, излишние расходы своих сограждан, и пустить их деньги на общественные нужды.

Поэтому Солон проводил также политику активной борьбы против разных излишеств и непродуктивных расходов. Так, например, воспрещалось дорогостоящее погребение, бесцельное принесение в жертву излишнего количества скота, строительство дорогостоящих, пышных усыпальниц.

Занялся Солон и реорганизацией политической системы города, а именно его государственных органов власти. Высшим органов власти отныне становится народное собрание, именуемое экклесия. Принимать участие в народном собрании могли только свободные мужчины, достигшие возраста 20 лет.

В то же время, ареопаг или собрание старейшин, в число которых входили исключительно представители высшего, аристократического сословия, не был низложен, а занялся теперь тяжёлыми преступлениями, а также правомерностью работ чиновников. Народное собрание, также отныне выбирало буле или совет четырёхсот, который, в сущности, представлял из себя группу чиновников, которые в дополнение подготавливали необходимые для обсуждения на народном собрании вопросы.

Был учреждён гелия или суд присяжных, который избирался ежегодно и куда входило примерно 6000 присяжных (мужчин, достигших 30 лет).

В ходе правления Солона положение бедных слоёв населения было облегчено путём полной отмены долгового рабства, сами по себе долги или долговые камни были запрещены. Так люди, находившиеся в этом момент в рабстве, получали свою свободу (зачастую с той землёй в придачу, которую у них за долги забрали). Важно понимать, что само явления рабства не исчезло. Было запрещено обращать в рабов жителей Афин, в то время как на чужаков данная привилегия не распространялась.

Денежная реформа

Уменьшение долгов стало результатом монетной реформы. Денежная система опиралась теперь на драхму, которая стала легче на те самые 27 процентов. Сотня новых драхм («коринфской» чеканки) равнялись 73 драхмам старой, «эгинской», чеканки.

Появление у земледельческого народа денежной массы стимулировало внутреннюю торговлю. А, значит, занятия ремеслами. Жизнь в Афинах, по крайней мере, в экономическом плане, становилась более стабильной. Население полиса быстро увеличивалось и чуть позже могло позволить себе хороший флот и армию. Однако эти обстоятельства касаются больше уже следующей реформы.

4 имущественных класса

Солон провёл разделение афинян по их финансовому состоянию, а не по происхождению. Отныне все люди делились на 4 группы, где 1 и 2, наиболее обеспеченные прослойки общества, третью группу можно сравнить со средним классом, в то время как 4 класс относился к беднякам (фетам).

Во время войны у каждого из этих классов были права и обязанности, сформулированные законами Солона.

  1. К примеру, те, кто имел урожай в 500 медимнов и больше, получили имя пентакосиомедимны. Каждый обязан был содержать часть флота из 48 триер (вид греческих боевых кораблей).

  2. Обладатель от 499 до 300 медимнов – всадник. Покупал коней, амуницию и вооружение для 2 кавалеристов (себя и оруженосца).

  3. Владельцев от 299 до 150 медимнов окрестили зевгитами. На случай войны каждому из них надлежало иметь полное вооружение 2 гоплитов (тяжелых копьеносцев). Опять же, для себя и оруженосца.

  4. Наконец, 4-я категория в афинском ополчении – феты (имущественный ценз ниже 150 медимнов). Им достаточно было приобрести лишь легкое вооружение для себя. Половина служила пехотинцами. Другая – матросами на триерах.

Однако тратиться афинянам требовалось не только в военное время. Имущественный ценз являлся одновременно и налоговым (деньги собирались не постоянно, а по мере надобности).   

Всё это были свободные люди, имеющие право участвовать в политической и общественной жизни, хотя важно понимать, что на наиболее высокие посты, могли претендовать только первые две группы.

Интересный факт, что в совет четырёхсот, не могла входить только 4 группа. Так выстроилась система, согласно которой насколько человек богат, настолько активно он может участвовать в управлении жизни Афин, а соответственно насколько больше своих материальных средств, он может ей предложить.

Совет Четырех

Буле – именно так звучит по-гречески название этого органа. Как вы догадались, он состоял из представителей от каждого из описанных выше сословий. Архонтами (старейшинами) на этом совете могли быть лишь представители слоя пентакосимедимнов. Остальные 100 членов выбирались народом из остальных трех классов. Однако только из тех членов родов (фил), которым уже исполнилось 30 лет.

Здание, где заседал буле, именовалось булевтерием. Буле решал методом голосования все необходимые вопросы в жизни афинского полиса (самого города и его округи). В том числе связанные с войной, транспортным сообщением или с внешней торговлей. Буле нанимал и блюстителей порядка (только чужестранцев-скифов, так как по традициям один грек ни при каких обстоятельствах не имел права бить палкой другого грека).

Рождение суда присяжных

До нововведений Солона судебные решения выносил довольно ограниченный круг знатных лиц. А действия архонта («царя» полиса) контролировала такая же узкая группа известных горожан. 

На этот раз ежегодно, под личным наблюдением архонтов демос (все свободные граждане) с помощью жребия выбирал суд присяжных в составе 1 000 человек. Тут должны были оказаться афиняне родом из каждой филы. Народный суд в последней инстанции решал все дела, которые представляли на его рассмотрение. Это была и первая, и сразу высшая судебная власть.  

Новшества в деятельности Ареопага

Судебно-политический трибунал на холме Арес (отсюда есть термин Ареопаг) издавна был создан для того, чтобы покарать виновного даже из самых высших слоев (к примеру, архонта). При Солоне отсюда убрали эфетов (самых непогрешимых аристократов), заменив авторитетными богачами. Это заставило евпатридов уважительнее относиться к землякам.   

Какую ситуацию в Афинах смоделировали реформы?

Солона нередко называют основателем Афинской демократии. Историческое значение проведённых им реформ на посту архонта полиса таково, что они позволили Афинам развиваться как в культурном отношении, так и в экономическом. К тому же действия политика свели к минимуму социальные противоречия между афинянами. Совокупность всех этих действий позволила Афинам за короткий промежуток времени стать одним из ведущих полисов древней Греции.

Главным изменением в жизни афинского социума стал приоритет богатых людей над знатными. Потому что в этом полисе классы теперь ранжировались не по факту аристократического происхождения, а на основе имущественного ценза. Богатым с помощью новшеств мог теперь стать любой свободный гражданин указанного государственного образования. Мало того, благодаря всем перечисленным переменам в законодательстве ни один свободный афинянин не становился рабом из-за долгов.

Представители свободных («демос») стали ближе друг к другу в правах. В результате лишения эвпатридов владычества градус противостояния знати и обычных граждан снизился. Афинское общество стало более демократичным и прогрессивным благодаря проходящей оптимизации суда и государственного собрания, став примером для всей Греции. Сюда нахлынули греки из остальных земель. Этот факт в будущем сделал Афины могущественнее.


[1] Эвпатриды – высший слой общества, относящийся к аттической аристократии.

[2] Демос – в древней Греции, так назывались вольные, свободные граждане, имеющие свои права, в отличии от рабов.

[3] Архонт – наиболее высокий политический титул в древнегреческом полисе. Титул схож со славянским титулом «князь».

[4] Простат – защитник, представитель интересов народа.


Список использованной литературы:

  1. Аристотель. Афинская полития. 2-е издание. Государственное социально-экономическое издательство. М., 1937.
  2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. М.: издательство «Наука», 1994.
  3. История Греции : От Древней Эллады до наших дней. — М. : Центрполиграф – 2007.
  4. История Древней Греции: Учеб./Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, И 90 В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003.
5/5 - (4 голоса)



: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *