Император Константин одержал свою главную победу 28 октября 312 года.
После отречения от престола императора Диоклетиана, в 305 году, римские императоры (августы и цезари), начали борьбу за власть. Среди них был и Флавий Валерий Константин, известный в истории как Константин I Великий. В 306 армия провозгласила Константина императором, а приемник Диоклетиана – Галерий, назначил его цезарем (младшим императором) западной части Римской империи. Во власти Константина находилась Британия и Галлия, а его шурин, Максенций, захватил Рим и всю Италию, развязав войну с Галерием.
Галерий умер в 311 году и в начале следующего года, Константин вторгся в Италию, и разгромив силы Максенция у Турина и у Вероны, направился на Рим. Максенций принял вызов, но был уничтожен около Мульвиева моста, проходящего через Тибр и ведущего в Рим. Эта победа положила начало серии последующих побед Константина, и в 324 году он стал единовластным правителем Римской империи. Но больше всего Константин известен тем, что придал христианству особый статус и это стало одним из самых важных событий мировой истории.
События тех лет описал Евсевий Кесарийский, библеист и историк, написавший также первую биографию Константина, вскоре после его смерти. Евсевий был хорошо знаком с императором, и по его словам, эту историю ему рассказал сам Константин. Константин был язычником, верующим в Бога солнца (Sol Invictus). Однако перед битвой у Мульвийского моста, он, вместе со своей армией, увидел в небе огненный крест над солнцем, со словами на греческом, переведенные на латынь как In hoc signo vinces (у нас принято переводить как Сим победиши). В ту же ночь Константину приснился Христос, который посоветовал использовать этот знак против врагов. Император был настолько впечатлен, что начертал крест на щитах своих солдат и, одержав ошеломительную победу у Мульвийского моста, связал это с божественным видением Христа.
Эта версия считалась официальной на протяжении многих веков, но современные историки, относящиеся скептически ко всякого рода видениям, сомневаются в ее правдивости. В более ранних источниках, датирующихся 313 годом, нет ни слова о пророческом видении или сне. Там лишь сказано, что Максенций выстроил свое войско на берегу Тибра. Он сам разрушил мост, но в случае поражения, мог вернуться в Рим через понтонную переправу, сделанную из связанных между собой лодок. Когда кавалерия Константина атаковала армию Максенция, последние принялись бежать к переправе, однако лодки начали переворачиваться, и многие солдаты, включая самого Максенция, утонули. Отрубленная, и насаженная на острие копья голова Максенция Константином и его войском была доставлена в Рим.
Согласно другим, более ранним источникам (за 2 года до битвы), написанным христианским апологетом Лактанцием, который некоторое время входил в число приближенных императора. Константин действительно видел сон, в котором ему было велено начертать небесное знамение на щитах своих солдат. Именно так он и сделал, нанес знак (какой именно неизвестно) на щиты и вопреки здравому смыслу, связал одержанную победу с Иисусом Христом. В 315 году Римский сенат посвятил Константину триумфальную арку (которая изначально могла быть построена для Максенция), с восхваляющей надписью, что победа была одержана им «с божьей помощью». С помощью какого именно Бога была одержана победа, указано не было, поэтому каждый римлянин мог отнести это к тому богу, в которого он верил.
Что не поддается сомнению, так это то, что Константин стал верующим христианином, активно пропагандирующим религиозную терпимость. Диоктелиан и Галерий подвергали христиан гонениям, но в 311 году Галерий провозгласил свободу вероисповедания, а в 313 году был издан Миланский эдикт, дающий право свободного перехода в христианство любому желающему. Константин поднял христианство на новый уровень и дал христианским священникам такие же привилегии, как и языческим жрецам. Он научил своих солдат уважать день солнца – Воскресение (Sunday), который также являлся днем отдохновения у христиан, и к 323 году 25 декабря, считавшееся прежде днем рождения Римского Бога солнца (Sol Invictus), стало днем рождения Христа.
Император стремился устранить теологические разногласия среди христиан и в 325 году он лично присутствовал на Никейском Соборе, на котором были определены и установлены основные доктрины христианства. При Константине были построены великолепные церкви, включая собор Святой Софии в городе Византии, новой столице империи, переименованной позже в Константинополь. Когда в 337 году Константин умер, Христианство находилось на пути становления официальной религией Римской Империи, а Константин считал себя 13-м апостолом Иисуса Христа.
Хочу добавить про религиозное состояние Константина I Великого. Ведь он добился для себя свободы вероисповедания и был язычником. Но был благосклонен к христианству и помогал процветать. Сам он принял христианство при смерти. И он же издал указ о запрете арианства и разрушении языческих храмов.