Культура Московского царства


Век

Образование, наука, право

Архитектура, строительство, ремесла

Литература, искусство

Другие сферы

XVI

Училища при церквях и монастырях. «Хронограф», Четьи-минеи (энциклопедия), книгопечатание, Иван Федоров, Петр Мстиславец, «Апостол», 1564. «Сказание о царстве Казанском»

Городовой приказ, Приказ каменных дел. Здания Печатного и Посольского дворов, приказов. Крепости Смоленска и др. (Ф. Конь) Шатровый стиль: храм Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор (Барма и Постник)

«Сказание о князьях владимирских», публицистика (Иван Пересветов). Дионисий

Церковные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Пасха. Коляда. «Домострой»

XVII

Грамотность, домашнее обучение, заграничные учителя, школы в церквях и монастырях, частные. Славяно-греко-латинская академия, 1687. «Букварь» (В. Ф. Бурцов-Протопопов). Технические новинки из-за границы, первые сводные карты России. «Синопсис», 1678. Русские географические открытия землепроходцев

Крепости — остроги, города в Сибири. Теремной дворец Московского Кремля, летний царский дворец в Коломенском. Новоиерусалимский (Воскресенский) мужской монастырь. Московское (нарыш­кинское) барокко

Сатирические сказки, биографические повести, «Житие» протопопа Аввакума, стихи Симеона Полоцкого. Иконопись, портретная живопись (Симон Ушаков). Первый театр

 

А которые крестьянские дети от своих отцов и от матерей учнут отпираться, и тех пытать». (Суд о крестьянех. Глава XI//Соборное уложение 1649 г.)

Верховная власть при Василии III, Иване IV, Алексее Михай­ловиче являлась самодержавной. В руках царей сосредотачивалась огромная законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Все население страны считалось холопами царя. Но даже Иван Грозный советовался с Боярской думой, стал собирать Земские соборы. Главным органом центрального управления стали приказы территориального и отраслевого характера: Посольский, Разрядный, Поместный, Раз­бойный, Холопий, Приказ большого прихода, Приказ большой казны, Казанский, Сибирский, дворцовые — Большого дворца, Ловчий, Сокольничий, Постельничий, Аптекарский и др. Широким кругом пол­номочий обладали полномочные представители приказов — воеводы, городовые приказчики и др.

Местная власть до середины XVI в. осуществлялась наместниками и волостелями. После земской реформы (50-е гг.) большинство местных управителей стало выбираться населением: губные и земские старосты, сборщики налогов—целовальники, дьяки, тюремные сторожа и даже палачи.

Ядром вооруженных сил были дворяне-помещики. В Москве и дру­гих городах размещались стрельцы, вооруженные кремневыми ружьями, саблями и бердышами. Для вспомогательных работ набирались «посошные люди» из крестьян и горожан. В пограничных районах на воинскую службу брали казаков, татар, башкир и др. С 1632 г. появились полки иноземного строя —солдатские, рейтарские, драгунские, в которых офицерами часто были иностранцы, получавшие огромные оклады.

Появились специальные структуры для обеспечения государственной безопасности. Иван Грозный создал опричный двор, который стал орудием террора против действительных и мнимых врагов самодержца. В конце XVI в. оформилась система «Слова и дела», требовавшая от каждого подданного публично заявлять об имеющихся угрозах государственной безопасности. Алексей Михайлович создал Приказ Тайных дел, появились тюрьмы в качестве специальных мест изоляции преступников.

В 1551 Иван IV утвердил Стоглав, регламентировавший внутри-церковные вопросы и повседневный быт людей. Русская православная церковь (РПЦ) в 1589 стала автокефальной, то есть самостоятельной, не зависела более от константинопольского патриарха. Собрание высшего духовенства, Освященный собор, по рекомендации царя выбирало патриарха. С призывом изгнать поляков выступил патриарх Гермоген, поплатившийся за это жизнью. В 1660-е очередная попытка привести в порядок богослужебные книги, унифицировать обрядовую сторону и т.д. вызвала раскол в РПЦ и появление старообрядчества. Духовенство пользовалось большим влиянием, но попытка патриарха Никона «встать» над царем Алексеем Михайловичем закончилась для него отставкой и ссылкой.

 «Казни сына своего в юности его, и покоит тебя в старости и даст красоту души твоей. И не ослабляй, бия младенца: если палкой его бьешь, не умрет, но здоровее будет, ты же бия его по телу, душу его избавляешь от смерти. Дочь ли имеешь, положи на нее грозу свою и сохранишь ее от телесных бед, да не посрамишь лица твоего, но в послушании ходит; да если она свою волю примет, то в неразумении сотворится знакомым твоим в посмешище, и посрамят тебя перед множеством народа...

<...> А если только жена <...> наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж <...> учит, то плетью постегать, по вине смотря; а побить не пред людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену. А за всякую вину: по уху, по глазам, ни под сердце кулаком, ни пинком не бить, ни посохом колоть, ничем железным и деревянным не бить: кто в сердцах или с кручины так бьет, — многие беды от того бывают: слепота и глухота, и можно руку или ногу вывихнуть, и палец и причинить головную боль и зубную болезнь, а у беременных женщин и детям повреждение бывает в утробе. А плетью, с наставлением, бережно бить; и разумно и больно, и страшно и здорово. А если великая вина и неприятное дело, и за великое и за страшное непослушание и небрежность, то плеткою вежливенько побить, за руки держа, по вине смотря: да поучив, примолвить <...> а люди бы того не ведали и не слыхали» (из «Домостроя», XVI в.).

Культура Московского царства

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия культур в рамках национального государства. Усиливается западное влияние.

Для сферы просвещения важнейшим событием был переход к использованию бумаги вместо пергамента. В 1564 г. Иван Федоров в первой русской легальной типографии издал первую русскую книгу «Апостол». В школах учили грамматику, арифметику, богословие. В первой половине XVII в. появились первые учебники. Грамотность все шире распространялась среди дворян, горожан, купцов. В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию.

С освоением новых территорий связано составление первых карт России. Написана «История Сибирская», книги о путешествиях по Китаю и другим странам. Большой размах приобрел перевод зарубежной литературы по многим научным отраслям. В Москве появились врачи, первая аптека.

Мощные крепости-кремли возникли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиевом монастыре, Новодевичий монастырь в Москве. В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (1555—1561, зодчие Барма и Постник), более известный как Храм Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого. В XVII в. в архитектуре утвер­дился национальный стиль, московский шатровый, который получил яркое воплощение в царском дворце в Коломенском под Москвой.

В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого, как и светского искусства, стал Симон Ушаков, иконописец и гравер.

Устное народное творчество отразило правление Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею. Появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, кроме богословских сочинений, писал стихотворения и пьесы, поставленные в придворном театре. Замечательными данными оратора и публициста обладал протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе. Он оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.

Официальной идеологии (единое государство во главе с монархом, культ царя) противостоят идеи ограничения монархии, социальной справедливости и равенства, национальной независимости (самостийности на Украине), старообрядчество.




  1. Александр Федотиков

    А кто был автором первых карт России? Я так понимаю, осваивалась Сибирь. Но кто все же это был? И даже в Китае. А помимо Китая, какие страны были описаны?

    1. Каллимах

      В 1667 году был составлен «Чертеж Сибирской земли». Автор неизвестен, но распоряжение отдал воевода Петр Годунов, и карта носит его имя. В 1672 году вышла улучшенная редакция. В 1701 году С.У. Ремезов составил атлас Сибири, после него еще одну карту региона составил пленный швед Страленберг. На одной из карт Ремезова можно видеть Корею и Японию, но их описаний нет. По-настоящему Сибирь нанесли на карты после Великой Северной экспедиции в XVIII веке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.