Культура Московского царства


Век

Образование, наука, право

Архитектура, строительство, ремесла

Литература, искусство

Другие сферы

XVI

Училища при церквях и монастырях. «Хронограф», Четьи-минеи (энциклопедия), книгопечатание, Иван Федоров, Петр Мстиславец, «Апостол», 1564. «Сказание о царстве Казанском»

Городовой приказ, Приказ каменных дел. Здания Печатного и Посольского дворов, приказов. Крепости Смоленска и др. (Ф. Конь) Шатровый стиль: храм Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор (Барма и Постник)

«Сказание о князьях владимирских», публицистика (Иван Пересветов). Дионисий

Церковные праздники: Рождество, Святки, Крещение, Пасха. Коляда. «Домострой»

XVII

Грамотность, домашнее обучение, заграничные учителя, школы в церквях и монастырях, частные. Славяно-греко-латинская академия, 1687. «Букварь» (В. Ф. Бурцов-Протопопов). Технические новинки из-за границы, первые сводные карты России. «Синопсис», 1678. Русские географические открытия землепроходцев

Крепости — остроги, города в Сибири. Теремной дворец Московского Кремля, летний царский дворец в Коломенском. Новоиерусалимский (Воскресенский) мужской монастырь. Московское (нарыш­кинское) барокко

Сатирические сказки, биографические повести, «Житие» протопопа Аввакума, стихи Симеона Полоцкого. Иконопись, портретная живопись (Симон Ушаков). Первый театр

 

А которые крестьянские дети от своих отцов и от матерей учнут отпираться, и тех пытать». (Суд о крестьянех. Глава XI//Соборное уложение 1649 г.)

Верховная власть при Василии III, Иване IV, Алексее Михай­ловиче являлась самодержавной. В руках царей сосредотачивалась огромная законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Все население страны считалось холопами царя. Но даже Иван Грозный советовался с Боярской думой, стал собирать Земские соборы. Главным органом центрального управления стали приказы территориального и отраслевого характера: Посольский, Разрядный, Поместный, Раз­бойный, Холопий, Приказ большого прихода, Приказ большой казны, Казанский, Сибирский, дворцовые — Большого дворца, Ловчий, Сокольничий, Постельничий, Аптекарский и др. Широким кругом пол­номочий обладали полномочные представители приказов — воеводы, городовые приказчики и др.

Местная власть до середины XVI в. осуществлялась наместниками и волостелями. После земской реформы (50-е гг.) большинство местных управителей стало выбираться населением: губные и земские старосты, сборщики налогов—целовальники, дьяки, тюремные сторожа и даже палачи.

Ядром вооруженных сил были дворяне-помещики. В Москве и дру­гих городах размещались стрельцы, вооруженные кремневыми ружьями, саблями и бердышами. Для вспомогательных работ набирались «посошные люди» из крестьян и горожан. В пограничных районах на воинскую службу брали казаков, татар, башкир и др. С 1632 г. появились полки иноземного строя —солдатские, рейтарские, драгунские, в которых офицерами часто были иностранцы, получавшие огромные оклады.

Появились специальные структуры для обеспечения государственной безопасности. Иван Грозный создал опричный двор, который стал орудием террора против действительных и мнимых врагов самодержца. В конце XVI в. оформилась система «Слова и дела», требовавшая от каждого подданного публично заявлять об имеющихся угрозах государственной безопасности. Алексей Михайлович создал Приказ Тайных дел, появились тюрьмы в качестве специальных мест изоляции преступников.

В 1551 Иван IV утвердил Стоглав, регламентировавший внутри-церковные вопросы и повседневный быт людей. Русская православная церковь (РПЦ) в 1589 стала автокефальной, то есть самостоятельной, не зависела более от константинопольского патриарха. Собрание высшего духовенства, Освященный собор, по рекомендации царя выбирало патриарха. С призывом изгнать поляков выступил патриарх Гермоген, поплатившийся за это жизнью. В 1660-е очередная попытка привести в порядок богослужебные книги, унифицировать обрядовую сторону и т.д. вызвала раскол в РПЦ и появление старообрядчества. Духовенство пользовалось большим влиянием, но попытка патриарха Никона «встать» над царем Алексеем Михайловичем закончилась для него отставкой и ссылкой.

 «Казни сына своего в юности его, и покоит тебя в старости и даст красоту души твоей. И не ослабляй, бия младенца: если палкой его бьешь, не умрет, но здоровее будет, ты же бия его по телу, душу его избавляешь от смерти. Дочь ли имеешь, положи на нее грозу свою и сохранишь ее от телесных бед, да не посрамишь лица твоего, но в послушании ходит; да если она свою волю примет, то в неразумении сотворится знакомым твоим в посмешище, и посрамят тебя перед множеством народа...

<...> А если только жена <...> наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж <...> учит, то плетью постегать, по вине смотря; а побить не пред людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену. А за всякую вину: по уху, по глазам, ни под сердце кулаком, ни пинком не бить, ни посохом колоть, ничем железным и деревянным не бить: кто в сердцах или с кручины так бьет, — многие беды от того бывают: слепота и глухота, и можно руку или ногу вывихнуть, и палец и причинить головную боль и зубную болезнь, а у беременных женщин и детям повреждение бывает в утробе. А плетью, с наставлением, бережно бить; и разумно и больно, и страшно и здорово. А если великая вина и неприятное дело, и за великое и за страшное непослушание и небрежность, то плеткою вежливенько побить, за руки держа, по вине смотря: да поучив, примолвить <...> а люди бы того не ведали и не слыхали» (из «Домостроя», XVI в.).

Культура Московского царства

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия культур в рамках национального государства. Усиливается западное влияние.

Для сферы просвещения важнейшим событием был переход к использованию бумаги вместо пергамента. В 1564 г. Иван Федоров в первой русской легальной типографии издал первую русскую книгу «Апостол». В школах учили грамматику, арифметику, богословие. В первой половине XVII в. появились первые учебники. Грамотность все шире распространялась среди дворян, горожан, купцов. В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию.

С освоением новых территорий связано составление первых карт России. Написана «История Сибирская», книги о путешествиях по Китаю и другим странам. Большой размах приобрел перевод зарубежной литературы по многим научным отраслям. В Москве появились врачи, первая аптека.

Мощные крепости-кремли возникли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиевом монастыре, Новодевичий монастырь в Москве. В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (1555—1561, зодчие Барма и Постник), более известный как Храм Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого. В XVII в. в архитектуре утвер­дился национальный стиль, московский шатровый, который получил яркое воплощение в царском дворце в Коломенском под Москвой.

В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого, как и светского искусства, стал Симон Ушаков, иконописец и гравер.

Устное народное творчество отразило правление Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею. Появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, кроме богословских сочинений, писал стихотворения и пьесы, поставленные в придворном театре. Замечательными данными оратора и публициста обладал протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе. Он оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.

Официальной идеологии (единое государство во главе с монархом, культ царя) противостоят идеи ограничения монархии, социальной справедливости и равенства, национальной независимости (самостийности на Украине), старообрядчество.




  1. Александр Федотиков

    А кто был автором первых карт России? Я так понимаю, осваивалась Сибирь. Но кто все же это был? И даже в Китае. А помимо Китая, какие страны были описаны?

    1. Каллимах

      В 1667 году был составлен «Чертеж Сибирской земли». Автор неизвестен, но распоряжение отдал воевода Петр Годунов, и карта носит его имя. В 1672 году вышла улучшенная редакция. В 1701 году С.У. Ремезов составил атлас Сибири, после него еще одну карту региона составил пленный швед Страленберг. На одной из карт Ремезова можно видеть Корею и Японию, но их описаний нет. По-настоящему Сибирь нанесли на карты после Великой Северной экспедиции в XVIII веке.

  2. Анастасия

    Жаль, не так много говорится о самой культуре. Нужно упомянуть, что в это время была построена Соборная площадь, башни Московского Кремля, Троицкий собор, Храм Василия Блаженного, ну или второе его название Покрова на рву. Нельзя не затронуть иконопись Андрея Рублева, его Московские иконы, Феофана Грека – иконостас Благовещенского собора и миниатюристов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.