Подъем революционного движения в России


Опубликование «положений» о крестьянской реформе вызвало полное разочарование в радикальных кругах дворян. О половинчатости крестьянской реформы 1861 г. высказались известный российский революционный демократ Н. Чернышевский, находящиеся в эмиграции А. Герцен и Н. Огарев, а так же белорусский революционер, поэт и публицист Викентий Константин Калиновский, который, воспользовавшись крестьянским недовольством, действуя совместно с поляками, поднял в 1863 — 1864 гг. в Белоруссии крестьянское восстание, пытаясь придать ему статус национально-освободительного движения против российского господства.

Крестьянские волнения в 1861 — 1863 гг. вызвали подъем антиправительственных выступлений студенчества. Студенты Казани в 1861 г. сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве.

В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н. Чернышевским. С июля 1861 г. стал распространяться нелегальный печатный листок «Великорусе» и другие прокламации. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «демократической республики Русской».

В конце 1861 г. в России возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым; в руководящее ядро его входили близкие единомышлен­ники Чернышевского — братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Н. Обручев, А. Слепцов, В. Курочкин, Н. Утин и др. В программе «Земли и воли» говорилось о созыве бессословного народного собрания, о праве ка­ждого на землю, самоуправлении крестьянских общин, выборности правительства.

Правительство Александра II вынуждено было против революционно-демократического лагеря провести репрессии. 7 июля 1862 г. арестовывается Н.Чернышевский, вскоре такая же участь постигла Н. Серно-Соловьевича, видного революционного деятеля армянского народа М. Налбандяна и ряд других революционных деятелей, обвиненных в связях с «лондонскими пропагандистами»... Было запрещено издание журнала «Современник», пропагандирующего революционно-демократиче­ские идеи.

Национально-освободительные восстания в Польше, Белоруссии и Литве в 1863 — 1864 гг. оживили деятельность «Земли и воли». Общество вступило в союз с партией «Красных» и выпустило прокламации с призывом поддержать эти восстания. Герцен выступает в «Колоколе» в защиту независимости Польши, а также высказывается за самоопределение народов Литвы, Белоруссии и Украины.

В это же самое время в Поволжье группа казанских студентов задумала поднять восстание, чтобы отвлечь силы российских войск от подавления восстания в западных губерниях, однако их замысел был раскрыт, и участники «казанского заговора» расстреляны.

Западники и славянофилы, напуганные широким размахом крестьянских волнений и национально-освободительных восстаний в ряде российских колоний, объединившись после реформы 1861 г. в либеральный лагерь, отмежевались от революционно-демократического движения в стране и полностью поддержали реакционную политику царского правительства. Либералы фактически стали на позиции «крепостников». Либерал-западник К. Кавелин публично заявлял, что представительное правление для России является «бессмысленной мечтой», что русский народ якобы «не дорос» до конституции.




  1. Сигурд

    Ясно, что дикое русское самодержавие, доставшееся нам от кочевников-татар и почти ничего общего не имеющее с европейским абсолютизмом, не нравилось представителям всех сословий и классов — ни крестьянам, ни рабочим, ни прогрессивным дворянам и купцам, ни даже некоторым священникам. Именно упрямое самодержавие и подтолкнуло россиян к революции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.