Светское просвещение


Петра по праву называют основоположником светского просвещения в России.

Царь всеми силами стремился не только ввести в русском обществе европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение на уровень европейских. Для этого он прежде всего вызывали Россию множество европейских учителей всех специальностей и посылал русских молодых людей учиться за Границу.

Он сделал светское элементарное образование (то есть обучение грамоте, арифметике и геометрии) обязательным для сыновей дворян и приказных людей. »

Он создал русскую светскую школу в двух видах: в виде начальных «цифирных» школ, которых к концу царствования Петра было около 50, и ввел специальные учебные заведения, какими были навигационная школа в Москве и морская академия в Петербурге. Также сюда относятся инженерное училище в Москве и артиллерийское в Петербурге, несколько «математических школ», медицинская школа при московском военном госпитале.

В 1703 году пастор Глюк основал в Москве общеобра­зовательную школу языков и разных наук.

Наконец, в конце царствования Петра был составлен про­ект учреждения Академии наук в Петербурге.

При Петре началось печатание в широком масштабе книг светского содержания, начиная от азбук, учебников и календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Петр сам принимал деятельное участие в подготовке книг к печати, исправлял переводы, правил корректуру, давал технические указания.

С 1708 года, по указанию Петра, книги светского содержания стали печатать упрощенным, так называемым «гражданским» шрифтом. Первой такой книгой стала «Геометрия, славенски землемерие».

Петр положил начало и периодической печати. С 1703 года начали издаваться в Москве «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах»…

Для того, чтобы Приучить русское общество к европейским обычаям и развлечениям, Петр приказал устраивать в столицах вечерние публичные собрания («ассамблеи»), куда гости должны были приходить со своими женами и взрослыми дочерьми, и где все развлекались по желанию разговорами, играми, танцами, выпивкой и закуской. Этим путем Петр освободил русскую женщину высших слоев общества от постоянного заключения в тереме и ввел ее в сферу общественной жизни и общих интересов.




  1. Олег Тропин

    Нигде не сохранилось информации, какие именно науки изучались в общеобразовательной школе, созданной пастором Глюком? Это была школа с уклоном в религию?

    1. Родион

      Насколько я помню, программа в гимназии довольно широкая: там изучали грамматику, историю, риторику, философию, новые языки, астрономию, стилистику, катехизис Лютера, также были танцы и спорт. За свою работу Глюк получал жалованье в 3000 рублей. Для человека, захваченного в плен, очень даже недурно.

  2. Ирина

    Олег Тропин, в школе пастора Глюка собирались развернуть обширную общеобразовательную программу с преподаванием географии, философии, политики. Но на деле изучали только языки: немецкий, итальянский, французский и латынь.

  3. nika97

    Стоит отметить, что европеизация страны не проходила легко и бесследно: Петр насаждал европейское светское просвещение, преодолевая враждебное отношение к нему церкви и консерватизм общества. Возник разрыв между старой и новой культурами. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции.

    1. Анна Прохорова

      Такая радикальная смена курса не могла пройти легко и быстро, но именно из этого и сложилась русская культура — из патриархального наследия Древней Руси и Византии, припудренного сверху, как европейский парик. Бороды рубить можно бесконечно, как головы Змея Горыныча. Они все равно потом прорастут.

  4. Ольга

    Думаю, что желание приблизится в то время к Европе, сыграло не просто на руку, а помогло шагнуть вперед и начать развиваться в прогрессивном направлении. Пусть это в некоторой степени и навязывалось, зато сколько разнообразных проектов школ, Академии, да некоторые и остались на уровне проектов. Были реформы, хоть на реформы похожие, а не то, что сейчас.

  5. Андрон

    Не все новшества принимались легко и с охотой. Например, в некоторых источниках про те же ассамблеи пишут, что если бы на них не присутствовал сам Петр I и не задавал тон всему вечеру, прибывшие так и сидели бы, сложа руки, друг напротив друга, молчаливо озираясь по сторонам.

  6. Соня

    Учрежденные Петром I ассамблеи изменили отношение в обществе к женщинам. На этих праздниках им отводилось особое внимание: они знакомились с молодыми людьми, им преподносили букеты, которые в конце торжества они отдавали тому, с кем будут танцевать первым на следующей ассамблее. А раньше женщины были в тени.

    1. Доцент

      Да, прорыв. Своеобразная феминизация общества. Но думаю «общество» сначала было далеко не в восторге от таких перемен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.