При Петре I в России произошли колоссальные изменения, касающиеся практически всех аспектов жизни страны: политики, экономики, армии, образования. Российский император понимал, что в своем развитии его держава сильно отстает от Европы, оставаясь феодальной страной со слаборазвитой промышленностью, отсутствием массового образования и большой зашоренностью населения.
Необходимость реформ
Необходимость менять курс развития страны возникла задолго до царствования Петра I. Культурная и экономическая отсталость России была угрозой ее целостности и независимости. Нужная была сильная армия, с образованными военачальниками, офицерами, врачами и собственным вооружением. Для управления огромной империей необходимы были грамотные люди.
Самодержец действовал жестко и решительно. Боролся с варварством варварскими методами, что принесло свои плоды. Стала быстро развиваться российская промышленность и значительно выросли объемы внутренней и внешней торговли. Не последнюю роль в развитии страны сыграли просветительские реформы.
Сподвижники
Основными сподвижниками Петра I по реформированию образования стали: Салтыков Ф.С., Брюс Я.В., Татищев В.Н., Курбатов А.А., Скорняков-Писарев Г.Г. и ряд других российских и иностранных ученых, государственных деятелей.
Суть образовательных реформ
Просветительские реформы в России имели разностороннюю направленность. Готовились военные и управленческие кадры, организовывались географические экспедиции, проводились геологические изыскания, велись астрономические наблюдения.
При Петре I были организованы: первая Публичная библиотека, первый российский естественно-исторический музей – Кунсткамера, Академия наук, стали выходить «Ведомости» — первое печатное российское издание, начали печататься светские книги. Была проведена реформа письменности: упразднили старославянский шрифт и ввели для письменного счета арабские цифры.
Цифирные школы
Это была первая попытка в России создать общее начальное образование по всей стране. Задачей цифирных школ было обучить поступивших грамоте, счету и подготовить их к поступлению в профессиональные образовательные учреждения, либо к работе на производстве и строительстве. Созданием начальных школ занимались магистраты, коллегии и православная церковь, обладающая необходимым опытом и инфраструктурой. Государственные цифирные школы создавались при различных производствах, воинских соединениях, монастырях, архиерейских домах.
Что примечательно: первопроходцем в этом деле стал архангельский вице-губернатор Курбатов, открывший у себя в городе в 1711 году ряд цифирных школ.
Введение обязательного начального образования
Указом Петра I от 1714 года в цифирных школах были обязаны обучаться дворянские, чиновничьи, дьяческие и подьяческие дети мужского пола от 10 до 15 лет. Со временем к этому списку присоединились купеческие дети.
Преподавателями в цифирных школах служили воспитанники Морской академии и Московской навигацкой школы.
На пути организации начального образования возникли препоны в виде нежелания и неповоротливости местных властей. Местная администрация не хотела выделять помещения для цифирных школ и финансировать их.
Отношение населения к всеобщему образованию
Помимо того родители, в том числе и дворяне с очень большой неохотой отдавали своих детей в обучение. Школы, как правило, располагались далеко и не радовали воспитанников строгим уставом и наказаниями. Однако, без свидетельств об окончании цифирной школы не допускали к венчанию. Мера, прямо скажем, драконовская и желаемых результатов так и не принесла. Школы стояли полупустыми.
Представители разных сословий стояли в очередь с челобитными к царю, прося освободить их деток от образовательной «повинности». Петр I пошел навстречу купечеству и разрешил отправлять посадских детей в школы по желанию.
Регламент 1721 года
Специальным регламентом 1721 года предписывалось местным властям оказывать всяческое содействие цифирным школам и финансировать их в полном объеме. И все равно цифирные школы не получили должного развития, так как не были приняты дворянским и духовным сословием, стремящимися обособить своих отпрысков от остальных детей. Хотя свою важную роль они, все-таки, сыграли – это было первое массовое начальное образование в России, заложившее фундамент для школьной педагогики.
Важной вехой в формировании отечественного образования является открытие в 1701 году «Заведения математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения» или попросту Навигацкой школы. Учебное заведение было открыто в Москве.
В навигацкую школу учащихся принимали как на добровольной основе, так и принудительно. Учениками становились мальчики и юноши 12-20 лет из дворян, семей купцов, священнослужителей и приказных. Сначала в школе было 200 учеников, но, постепенно количество увеличивалось.
Навигацкая школа отличалась строгими порядками. К ученикам применяли штрафы и телесные наказания. Интересно, что первые годы после своего образования школой управляла Оружейная палата, и только через несколько лет ее передали в ведение Адмиралтейской коллегии.
В качестве преподавателей пригласили ряд британских специалистов по математическим и морским наукам.
Порядок обучения
В подготовительных классах школы изучались грамота и счет. После этого в цифирных классах: геометрия, тригонометрия, арифметика. В старших классах: навигация, география, астрономия, геодезия. Плюс к этому – фехтование. Как правило, ученики из неблагородных сословий ограничивались подготовительным и цифирным классами и после этого поступали на службу.
Строго срока обучения в школе не существовало. Учеников переводили из одной науки в другую по мере изучения. На место выпустившихся принимали новых учеников.
Выпускники школы шли служить во флот, артиллерию или инженерный корпус, работали и в гражданской сфере, учителями и картографами. Часть выпускников продолжали обучение заграницей.
Преобразование высших классов в Морскую академию
После 14 лет существования и 1200 выпускников высшие классы навигацкой школы (навигацкие или мореходные) перенесли в столицу, где они были преобразованы в Морскую академию. Теперь московская математическая и навигацкая школа стала считаться приготовительным училищем Морской академии. Основным предметом стала математика. Эта школа была первым подобным и самым крупным учебным заведением в Европе. Ее выпускники создали ряд школ, различной направленности по всей стране.
Морская академия
Морская академия считалась элитным учебным заведением и была организована по примеру морских училищ Франции. Изначально предполагалась набирать учиться только отпрысков аристократов. Царь Петр изменил данный порядок, и в Морской академии обучались представители разных сословий.
Учащиеся считались членами «морской гвардии», имели ружья, стояли в карауле и проходили строевую подготовку. В академии царил военный порядок и строжайшая дисциплина. К учащимся применялись телесные наказания. Неявка после отпуска каралась каторгой, побег – смертной казнью.
С подачи директора Морской Академии Нарышкина А.Л. помимо морского дела в ней стали преподавать кораблестроение. Много времени занимала практика – настоящие морские походы.
Выпускники академии славно трудились для Отечества, и не только как моряки, но и как геодезисты, географы, педагоги.
Инженеры, врачи, артиллеристы, переводчики, священнослужители
Большое внимание уделялось обучению на ряд военных и гражданских профессий, для чего были созданы специальные школы. Так в Москве в 1701 году открылась артиллерийско-инженерная школа, где обучались грамоте, счету, пушкарскому делу, инженерным наукам. Школа полностью финансировалась государством и насчитывала порядка 300 учеников.
Также в Первопрестольной в 1703 году учредили инженерную школу численностью 150 учащихся. Выпускники обычно поступали на военную службу.
Первая медицинская школа также была открыта в Москве при военном госпитале в 1707 году. Ее возглавлял прославленный голландский медик Бидлоо Николай. Здесь обучали анатомии, хирургии, латыни, фармакологии, анатомическим рисункам. Ряд занятий проходил в собственном анатомическом театре. Еще много времени уделялось лекарственным растениям. Как наглядное пособие был организован «аптекарский огород».
Российская держава остро нуждалась в, говоря современным языком, юристах и переводчиках. Для чего были созданы школы для обучения подьячих и «разноязычные» школы.
Не оставил своим вниманием Петр I и церковное образование. Реформировал Духовную академию и повелел учредить архиерейские школы.
Результаты реформы
Образовательная реформа Петра I имела большое значение для всех сфер государственной жизни. Было организовано с нуля множество новых учебных заведений, уже существующие были реформированы с учетом требований времени и европейского опыта.
В России появились грамотные специалисты в разных областях, что дало большой толчок ее развитию. Появилась сильная армия и флот, Россия расширяла свои владения, открывались новые земли, укреплялись границы, развивалось производство и торговля, строились новые города. Кроме того, повышался культурный уровень большой части населения, впервые появилось массовое начальное образование.
Нигде не сохранилось информации, какие именно науки изучались в общеобразовательной школе, созданной пастором Глюком? Это была школа с уклоном в религию?
Насколько я помню, программа в гимназии довольно широкая: там изучали грамматику, историю, риторику, философию, новые языки, астрономию, стилистику, катехизис Лютера, также были танцы и спорт. За свою работу Глюк получал жалованье в 3000 рублей. Для человека, захваченного в плен, очень даже недурно.
Олег Тропин, в школе пастора Глюка собирались развернуть обширную общеобразовательную программу с преподаванием географии, философии, политики. Но на деле изучали только языки: немецкий, итальянский, французский и латынь.
Стоит отметить, что европеизация страны не проходила легко и бесследно: Петр насаждал европейское светское просвещение, преодолевая враждебное отношение к нему церкви и консерватизм общества. Возник разрыв между старой и новой культурами. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции.
Такая радикальная смена курса не могла пройти легко и быстро, но именно из этого и сложилась русская культура — из патриархального наследия Древней Руси и Византии, припудренного сверху, как европейский парик. Бороды рубить можно бесконечно, как головы Змея Горыныча. Они все равно потом прорастут.
Думаю, что желание приблизится в то время к Европе, сыграло не просто на руку, а помогло шагнуть вперед и начать развиваться в прогрессивном направлении. Пусть это в некоторой степени и навязывалось, зато сколько разнообразных проектов школ, Академии, да некоторые и остались на уровне проектов. Были реформы, хоть на реформы похожие, а не то, что сейчас.
Не все новшества принимались легко и с охотой. Например, в некоторых источниках про те же ассамблеи пишут, что если бы на них не присутствовал сам Петр I и не задавал тон всему вечеру, прибывшие так и сидели бы, сложа руки, друг напротив друга, молчаливо озираясь по сторонам.
Учрежденные Петром I ассамблеи изменили отношение в обществе к женщинам. На этих праздниках им отводилось особое внимание: они знакомились с молодыми людьми, им преподносили букеты, которые в конце торжества они отдавали тому, с кем будут танцевать первым на следующей ассамблее. А раньше женщины были в тени.
Да, прорыв. Своеобразная феминизация общества. Но думаю «общество» сначала было далеко не в восторге от таких перемен.