Становление советского трудового общества. Развитие культуры. Характерные черты советской цивилизации


Формирование социальной структуры трудового общества раннего социализма. Развитие социальной сферы

Совокупность экономических и социальных преобразований 30-х гг. получивших название «наступление социализма по всему фронту», была, в сущности, формой скачка в эволюционном развитии новой формации, проводимого «сверху» в условиях нараставшей военной угрозы. Государство полностью взяло на себя и планирование развития общества, и текущее руководство производством. В целом оно выражало общие интересы тру­дящихся, но в авторитарной форме. Все общественное производство организовано в двух формах собственности: государственной и кооперативно-колхозной. Проведенные преобразования отражали, с одной стороны, проявление закономерностей новой общественно-экономической формации в конкретно-исторических условиях проведения индустриализации, а с другой — представления руководителей государства о целях социалистической революции.

Резкие изменения социального положения произошли в наиболее многочисленном классе — крестьянстве. Сельская община с индивидуальным хозяйством была заменена колхозным строем. Ликвидация индивидуального сельскохозяйственного производства и создание кооперативно-колхозной собственности с передачей земли колхозам в «вечное пользование» изменили социальное положение крестьян. В условиях функционирования МТС как гос­предприятий, централизованного планирования производства и обязательных поставок продукции государству по государственным ценам эта форма собственности мало отличалась от государственной. Натуральная оплата труда по «трудодням» являлась формой заработной платы. Частная торговля резко сужена госторговлей по установленным твердым ценам.

В средней и мелкой промышленности вновь проведена полная национализация частных предприятий. Все промышленные предприятия стали государственной собственностью, хозрасчет ликвидирован, рабочий контроль и самоуправление заменены государственным управлением.

В социальной структуре произошли коренные изменения. Полностью исчезли классы частных собственников — городская, сельская и торговая буржуазия — эксплуатировавших наемный труд. Общество стало в целом социально однородным: почти все населе­ние страны (190 млн) были трудящимися и служащими на государственных предприятиях, в колхозах, артелях, госучреждениях и госструктурах (армия, милиция, госаппарат и др.). Все они работали по государственным планам при государственном распределении материальных и культурных благ в виде зарплаты и средств из общественных фондов потребления. От наемных рабочих и служащих при капитализме они отличались тем, что, будучи работниками и служащими на производстве и в госучреждениях, были в определенной степени и коллективными собственниками общественных средств производства, пользуясь общественными фондами потребления, выделяемыми государством и предприятиями из общих доходов, повышая свое благосостояние вместе с ростом доходов от государственной и колхозной собственности. В такой упрощенной форме выразился раннесоциалистический принцип общественного регулирования потребления в соответствии со степенью участия в общественно полезной деятельности каждого члена общества.

В результате проведенных в 30-е гг. преобразований социальная структура советского общества включала три основных элемента: рабочий класс — 33,7 % населения; колхозное крестьянство и кооперативные кустари — 47,2 (единоличники и кустари — 2,6); социальная фуппа служащих и интеллигенции — 16,5 %. Городское насе­ление выросло с 1926 по 1939 гг. в 2,3 раза и составило 32 %.

За годы пятилеток рабочий класс вырос с 9 до 24 млн (почти в 2,8 раза), безработица ликвидирована в 1934 г. Основную массу рабочего класса составляли молодые рабочие из крестьян с преоб­ладающей мелкобуржуазной психологией и слабой общей подго­товкой. К концу 30-х гг. наметилось уже определенное расслоение в рабочем классе, в нем выделились рабочие высокой квалификации, которые лучше обеспечивались (машиностроение, металлургия, шахтеры, подвижной состав железных дорог). Рабочий класс считался ведущим классом общества, и ему уделялось государством большое внимание. Снабжение городов и в первую очередь ударных строек систематически улучшалось, особенно с отменой карточек. Новостройки проводились комплексно с развитием сферы соцкультбыта (дома культуры, бытовые предприятия и детские учреждения, школы) и жилищного строительства. Более высокий материальный и культурный уровень жизни в городах создал устойчивую тягу к переселению в них сельских жителей. В целях стабилизации стихийной миграции правительство вводит паспортную систему и прописку для городского населения, а для рабочих и служащих — трудовые книжки, колхозники же были лишены паспортов.

Произошла крутая ломка сельской жизни. Доля занятых в сельском хозяйстве с 70 % в 1928 г. упала до 54 % в конце 1939 г. Постепенное налаживание колхозного строя и организации труда, механизация и рост агрокультуры, увеличение численности сельской интеллигенции к концу 30-х гг. стабилизировали социальную обстановку на селе. Многие колхозы наладили свое общественное хозяйство и обеспечили подъем жизненного уровня колхозников. Однако положение крестьянства в целом было хуже рабочего класса и по уровню жизни, и по условиям труда, и по развитию социальной сферы. Крестьянин продолжал оставаться источником государственных сверхдоходов, а отсутствие паспортов у колхозников ограничивало свободу их выбора места жительства и жизненного пути. В этом было одно из серьезных противоречий советского общества, определяемое объективными условиями индустриализации страны.

Интеллигенция и служащие — наиболее разнородный социальный слой: научные, педагогические и медицинские работники; литературно-художественная («творческая») интеллигенция; производственно-техническая интеллигенция (ИТР); служащие госучреждений, командный (офицерский) состав армии, НКВД, милиции; партаппарат и госаппарат. Сложным был этот слой не только по составу, но и по своим социальным корням, психологии и идеологии. Старая, дореволюционная интеллигенция включала представителей дворянских, буржуазных, разночинно демократических, и революционных кругов. Все эти прослойки — носители богатства русской культуры, оказывали определенное воздействие на новый образованный слой общества — народную советскую интеллигенцию, вышедшую из рабочих и крестьян.

Формированию новой интеллигенции руководство страны уделяло особое внимание. За годы пятилеток численность работников умственного труда выросла с 2,9 млн в 1926 г. до 14 млн в 1939 г. Доля старой интеллигенции существенно сократилась: до 1926 г. она составляла около 50 %, в 1939 г. только 10 %. Быстрый рост народной интеллигенции из слоев, не имевших достаточного общеобразовательного и культурного уровня, а также определенные недостатки массового высшего образования в 30-е гг. повлияли на то, что ее кругозор и общая культура в первом поколении оказались ниже дореволюционной. Но несомненно, что создание мощного интеллектуального потенциала общества в виде многомиллионной народной интеллигенции стало большим социальным завоеванием советского государства, его исторической заслугой.

Особое место занимал социальный слой служащих-управленцев, номенклатурный партгосаппарат. Огромная роль надстройки в социально-экономических преобразованиях и авторитарная политическая система объективно повышали их значение в обществе. Партгосаппарат в то время был под постоянным и жестким контролем Сталина и органов НКВД, неоднократно «перетряхивался». Ему давались определенные привилегии, но с него и жестко спрашивалось за результаты работы, за исполнительность и личное поведение.

В целом сложилась социальная структура трудового общества без эксплуататорских классов. Верхние слои составляла интеллигенция, затем шел рабочий класс, а ниже — крестьянство. Однако в обществе открыты широкие возможности к социальной подвиж­ности, к переходу в более высокие социальные слои через демок­ратическую и социально-обеспеченную систему бесплатного среднего и высшего образования, а также путем участия в работе общественных организаций и в партийной работе. В верхние слои при номенклатурной системе подбора кадров выдвигались и таланты, и идейные строители социализма, но здесь же вырастали и карьеристы, и приспособленцы.

Продолжая социальную политику первых лет Советской влас­ти, правительство в 30-е гг. устанавливает для всех граждан самую развитую в мире систему социальных гарантий: 7-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, санаторное лечение, оплату больничных листов, оплачиваемый отпуск по беременности и родам, пенсии по старости и инвалидности, бесплатное медицинское обслуживание и образование, стипендии учащимся. Государством установлены низкие цены на жилье, коммунальные услуги, транс­порт, книги, зрелищные мероприятия, стабильные и относительно низкие цены на продовольствие и товары первой необходимости. Твердая заработная плата и стабильные государственные цены обеспечивали регулируемый жизненный уровень различных слоев населения при его неуклонном, хотя и медленном, общем подъеме для всех советских людей. Созданная система подготовки кадров — ремесленные, фабрично-заводские училища, рабфаки, вечерние школы и факультеты — предоставляла широкий выбор профессии и возможности социального движения в сочетании личных интересов и потребностей общества.

Система социальных гарантий, всеобщая занятость на производстве, систематический рост жизненного уровня трудящихся в совокупности были несомненным социальным достижением советского общества, показывали наглядно его преимущества в сравнении с положением трудящихся в те годы в капиталистических странах, а особенно — в странах «периферийного» капитализма и колониях. Быстрый рост национального дохода позволил не толь­ко построить тяжелую и оборонную промышленность, создать современную сильную армию, но и значительно повысить уровень жизни народа. В 1940 г. реальные доходы рабочих с учетом ликвидации безработицы и сокращения рабочего дня увеличились в 2,5 раза по сравнению с 1913 г., реальные доходы крестьян в среднем на одного работающего — в 2,3 раза. С отменой карточек потребление населения возросло и стало к 1939 г. достаточно стабильным, однако в целом уровень материального обеспечения широких слоев населения оставался еще низким по сравнению с развитыми западноевропейскими странами, как из-за прошлой отсталости России и военной разрухи, так и из-за недостатка средств при проведении столь грандиозного строительства и резком подъеме обороноспособности страны.

Общественная жизнь, развитие советской культуры, характерные черты советской цивилизации

Организуя огромное строительство новой индустрии и проводя одновременно радикальные экономические и социальные преобразования, советское руководство стремилось максимально опереться на революционный энтузиазм и трудовую активность масс, их готовность переносить трудности во имя построения нового общества социальной справедливости. Этой цели подчинялась деятельность всех общественных организаций. Почти каждый гражданин советского общества в те годы с детских лет был вовлечен в систему общественных организаций с идеологическим уклоном: октябрята и пионеры в детстве; комсомол — в юношестве; партия, профсоюзы, Осоавиахим, МОПР (более 22,5 млн человек), Советы (3,6 млн депутатов и активистов) в зрелом возрасте. Особое место занимали союзы творческой интеллигенции: Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.).

Огромное внимание уделялось молодежи. Ее авангардной организацией был ВЛКСМ, который объединял в 1938 г. свыше 5 млн человек. На важнейшие стройки только в 1938 — 1939 гг. направлены свыше 500 тыс. комсомольцев. Молодежь составляла большинство шахтеров, с помощью комсомольцев было организовано 5 тыс. колхозов. Комсомол шефствовал над авиацией и военно-морским флотом, направляя на военную службу десятки тысяч комсомольцев.

Численность профсоюзов возросла в два с лишним раза (с 12 млн в 1930 г. до 25 млн в 1939 г.). Профсоюзы занимались вопросами производительности труда, рационализации производства, укрепления трудовой дисциплины, социального стра­хования, производственно-технического обучения. Они, как и комсомол, привлекались для помощи деревне кадрами руководителей. Несмотря на ограниченность сферы деятельности, профсоюзы активно вовлекали рабочих в производственные совещания, в движение по повышению квалификации на различных курсах, в школах передового опыта; активно участвовали в организации и развитии массового социалистического соревнования, движения ударников и передовиков производства.

В 1935 г. развивается стахановское движение, опирающееся на неограниченную индивидуальную сдельщину и рациональную организацию труда. Примеру А. Стаханова последовали многие рабочие различных отраслей промышленности. Стахановекое движение позволило в течение 1936 г. повысить производительность труда в тяжелой промышленности на 25,5 %, а в целом по промышленности — на 35 — 45 %.

Награды правительства за трудовые успехи, пропаганда творческого труда на благо Родины создали общественную атмосферу, в которой «труд стал делом чести, доблести и геройства». Ради этой чести и сознания высокой общественной ценности своего труда многие труженики готовы были переносить материальные трудности. Идею трудного пути к светлому будущему — социализму и мессианской роли СССР в движении человечества к новому обществу выразил Маяковский: «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».

Другой ведущей общественной идеей, имеющей исторические корни в российской цивилизации, стала идея защиты социалистического Отечества. Традиционный российский патриотизм и державность сочетались с героическими традициями победоносной Гражданской войны и сознанием неотвратимости столкновения с окружающим капиталистическим миром. Во всех сферах общественной жизни партией и государством целеустремленно и постоянно поднимался авторитет армии, командного состава, улучшалось их обеспечение и благосостояние. Молодежь воспринимала свой гражданский долг несения срочной службы в армии как школу мужества и становления личности, как почетную обязанность. Сохраняющаяся социальная однородность внутри офицерской среды, а так­же офицеров с рядовым и сержантским составом способствовала как авторитету армии, так и ее сплоченности. Положение армии как части советского народа, призванной защищать независимость страны только от внешних врагов, определяло высокий моральный дух в воинских коллективах и популярность армии в массах.

Важной стороной общественной жизни стало и то, что теневая экономика и преступность были сведены к минимуму как жестокими мерами правоохранительных органов, так и общественной нетерпимостью к нетрудовым доходам, к высокому уровню жизни без общественно значимого труда. Строгий государственный контроль над личным потреблением и его соответствием общественному трудовому вкладу подкреплялся активной деятельностью общественных организаций по месту жительства. Уголовщина вызывала не только гнев, но и презрение подавляющего большинства населения страны, а законодательство от имени и в интересах трудящихся пользовалось поддержкой народа.

Экономическое развитие и социальные преобразования в об­ществе тесно увязывались государственными планами с развитием образования, науки и культуры. Культурный подъем («культурная революция») был второй важнейшей задачей, вытекающей как из сущности нового общественного строя, так и из необходимости экономического подъема страны. Форсированная индустриализация и создание современной механизированной армии требовали грамотного, хорошо обученного и технически подготовленного работника и воина.

Однако в 1928 г. большинство людей старших возрастов оставались неграмотными, и только в возрасте до 49 лет насчитывалось около 50 % грамотных на уровне церковно-приходской школы. В стране на 140 тыс. населения приходилось одно высшее учебное заведение с мизерными пропускными способностями. На такой базе приходилось проводить форсированную индустриализацию и техническую реконструкцию народного хозяйства, обучать людей и простой грамоте, и умению обращаться с машинами. Все проводилось с боль­шими издержками, но выигрывалось самое главное — время. В середине 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного начального обучения и ликвидации неграмотности. Повсеместно вводилось обязательное начальное (4-летнее) обучение детей, а также безграмотных подростков на языках национальностей СССР. В фабрично-заводских зонах, городах и рабочих поселках организуется всеобуч в объеме школы-семилетки. К концу 1939 г. в стране функционировало 152 тыс. школ и более 800 вузов. Число уча­щихся в школах достигло 34 млн, в вузах — 601 тыс. Всего же в СССР обучалось около 48 млн человек. Только за вторую и два года третьей пятилетки вузы выпустили почти 600 тыс. молодых специалистов (не считая военных). В стране создана широкая сеть клубов, библиотек, театров. Доля грамотного населения в 1939 г. достигла 81,5 % (мужчин — 91 %, женщин — 72 %). Однако общеобразовательный уровень всего населения продолжал оставаться еще низким: в среднем — 4-классное образование.

Наряду с повышением общего образования населения расширяются научно-исследовательские учреждения. В течение двух пятилеток созданы Белорусская академия наук и пять филиалов АН СССР: Уральский, Дальневосточный, Азербайджанский, Армянский и Грузинский. Появляются новые научно-ис­следовательские институты: физико-технические в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске; в Москве — Институт физических проблем, Институт геофизики и другие. Всего в конце 1937 г. в стране насчитывалось 867 научно-исследовательских институтов и 283 их филиала, где работали почти 38 тыс. научных сотрудников. Советская наука имела крупные мировые достижения. Выдающийся советский химик С. В. Лебедев разработал оригинальный метод получения синтетического каучука из этилового спирта. Вместе с А. Е. Фаворским, Б. В. Визовым и др. он заложил научную основу новой химической промышленности. Крупнейшие открытия сделаны в ядерной физике: Д. В. Скобельцын предложил оригинальный метод обнаружения космических лучей, Д. Д. Иванченко обосновал теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов. Осенью 1933 г. прошла первая Всесоюзная конференция по атомному ядру. Она показала, что многие советские ученые не уступают своим зарубежным коллегам. В 1934 г. Н. Н. Семенов опубликовал книгу по цепным реакциям, за которую впоследствии получил Нобелевскую премию. В 1937 г. состоялась вторая Всесоюзная конференция по атомному ядру. За прошедшие годы количество научных работников по этой тематике увеличилось в 5 раз. Среди них такие выдающиеся ученые как П. Л. Капица, И. Е. Тамм, Л.Д.Ландау, А. Ф. Иоффе, В. И. Вернадский, С. И. Вавилов, В. Г. Хлопин и И. В. Курчатов, которому суждено было стать крупнейшим ученым и организатором советской атомной науки и техники. К началу сороковых годов советские ученые плотную подошли к практическому осуществлению цепной ядерной реакции. В июле 1940 г. была учреждена Комиссия по проблеме урана при Академии наук СССР. Председателем Комиссии стал Хлопин, членами — виднейшие ученые: Курчатов, Капица и другие.

К. Э. Циолковский завоевал мировой авторитет основоположника теоретических проблем освоения космоса. Ф. А. Цандер совместно с С. П. Королевым и др. построили первый в мире реактивный двигатель в 1930 г., а затем в 1933 г. запустили первую ракету с этим двигателем. Крупных результатов достиг известный русский физиолог И. П. Павлов путем проведения фундаментальных экспериментов в деятельности мозга. Мировое признание получили дос­тижения выдающегося селекционера И. В. Мичурина. Видную роль занял в науке Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства под руководством Н. И. Вавилова.

Академиком И. М. Губкиным и его сотрудниками проведены глубокие научные разработки в геологии нефтяных месторождений, которые привели к открытию нового нефтеносного района между Волгой и Уралом — «Второго Баку». В изучение Крайнего Севера важный вклад принес дрейф на льдине в районе Северного полюса, совершенный И. Д. Папаниным, Э. Г. Кренкелем, П. П. Ширшовым, Е. А. Федоровым, длившийся 274 дня.

Исследования Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, легли в основу развития современной авиации. В 30-х гг. советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков провели беспосадочный перелет Москва — Портленд (США) через Северный полюс дальностью свыше 10 тыс. км. Затем по этой трассе еще более дальний перелет совершил экипаж самолета АНТ-25 в составе М. М. Громо­ва, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина.

Одним из важнейших направлений в гуманитарной сфере наук было усиление роли исторического образования, исторических исследований. Восстанавливается преподавание истории в университетах, возрождаются институты истории, философии и литерату­ры, воссоздаются Историко-архивный институт и Институт народов Севера.

Политика в развитии образования и культуры оказывала опре­деляющее влияние на процессы формирования культурного облика складывающегося советского общества. Во всем многообразии развития советской культуры этого периода можно выделить следующие основные направления: 1) социальная и идеологическая направленность культуры на формирование облика нового человека социалистического общества, его мировоззрения и нравственных ценностей; 2) овладение богатым наследием прогрессивной русской культуры и приобщение к высоким образцам мировой культуры; 3) развитие национальной культуры народов СССР («национальной по форме — социалистической по содержанию»); 4) пропаганда деятельности партийно-государственного руководства и мобилизация общественного сознания на решение текущих политических задач. Государство не только направляло, но и мате­риально обеспечивало развитие культуры в соответствии с этими главными установками.

Культурную политику государство проводило через творческие союзы, систему образования и средства массовой информации, используя не только меры поощрения желаемого направления, оставляя без поддержки нежелательные, но и вводя жесткие цензурные ограничения. Важнейшим методом художественного творчества стал «социалистический реализм». Другие же направления художественного творчества неоправданно ограничивались, так как считались не соответствующими потребностям советского общества.

Общественные преобразования и вся атмосфера активной общественной жизни получили отражение в культурном подъеме широких слоев населения и творчестве деятелей литературы и искусства. Десятки миллионов людей разных национальностей взяли в руки книги на своем языке с произведениями Пушкина, Гете, Шекспира, Лермонтова, Гоголя и других классиков русской и мировой литературы, познакомились с эпосом народов СССР. Получили известность произведения выдающихся советских писателей и поэтов: М. А. Шолохова, А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А А. Фадееваг, К. Г. Паустовского и других; стихи и поэмы В. В. Маяковского, Э. Г. Багрицкого, Б. Л. Пастернака и др.

В музыке выдающееся место заняли произведения С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра, Ю. А Шапорина, М. А. Балан-чивадзе, И. О. Дунаевского и др. В изобразительном искусстве полу­чили всемирное признание картины К. Ф. Юона, Б. В. Иогансона, М. В. Нестерова, А А. Пластова, А А Дейнеки, Ю. И. Пименова; скульптуры В. И. Мухиной стали своеобразным символом советского общества. Советское киноискусство 30-х гт. прославили прекрасные кинофильмы Г. Н. и С. Д. Васильевых, С. М. Эйзенштейна, А П. Довженко, Г. М. Козинцева, Г. В. Александрова, многие из которых получили мировое признание. Театральное, оперное и балетное искусство блистало именами выдающихся режиссеров и актеров, певцов и артистов балета. Артисты театра и кино были любимыми и уважаемыми людьми в обществе, кумирами молодежи. Однако жесткая идеологическая направленность в литературе и искусстве, проводимая зачастую слабо подготовленными чиновниками, ограничивала свободу творчества. В борьбе с религией и «наследием царизма» разрушались памятники архитектуры: храм Христа Спасителя, Сухарева башня и множество других по всей России.

Впечатляющие успехи индустриализации, постепенное улучшение условий жизни, отсутствие безработицы и возможность социального и культурного роста вселяли в советских людей уверенность в будущее. Конституция 1936 г. давала простор социальному развитию. 12 июня 1936 г. проект новой Конституции опубликован для всенародного обсуждения. По официальным данным, в нем участвовало более 40 млн человек, внесших 170 тыс. предложений. Конституция принята 5 декабря 1936 г. на VIII съезде Советов СССР. В ней избирательными правами пользовались все граж­дане СССР, независимо от социального происхождения, расширялись общедемократические права граждан. Конституция отразила факт утверждения социализма в.СССР и законодательно закрепила за всеми гражданами права на труд, на отдых, на бесплатное образование, на материальное обеспечение старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на бесплатное медицинское обслуживание. В статье 126 говорилось, что ВКП(б) представляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Конституционную комиссию возглавлял Сталин. В историю СССР эта Конституция вошла как «Сталинская».

В то время это была самая прогрессивная конституция в мире, она стала важным шагом в развитии советского общества и получила всеобщее признание в мировом сообществе. Посольство США в Москве в день опубликования проекта Конституции в прессе отправило в Вашингтон изложение ее важнейших положений с примечанием, что она «создает впечатление наиболее либерально окрашенного документа». Известный писатель-гуманист Ромен Роллан считал, что новая Конституция — «это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества, — свободы, равенства и братства». Принятие Конституции вызвало воодушевление советского народа на дальнейший труд в строительстве социалистического общества. Не все ее положения получили реальное воплощение, но они указывали перспективу будущего, что отражалось в оптимизме общественного сознания. Развитие всех национальностей на равной социальной основе сближало нации и национальности в единую социальную общность — советский народ. Мироощущение поколения 30-х гг., особенно молодежи, перед которой действительно открывались все пути социального и культурного роста, было в целом жизнерадостным, несмотря на трудности жизни и репрессии. Молодость страны выражалась и в молодости руководства, и в молодости социальной структуры, и в молодости мироощущения.

Рассмотренные процессы социального и культурного развития советского общества в 30-е гг. позволяют сделать заключение, что наступил новый, советский этап в развитии российской цивилизации, начавшийся после 1917 г.

1) Ликвидирован социально-культурный разлом российского общества на европеизированную культуру высших слоев и патриархальную трудящихся масс. Сложились основы общенародной советской культуры, впитавшей богатства русской культуры прошлого, мировые культурные ценности и национальные ценности российских народов.

2) Религиозная православная составляющая российской цивилизации в основном трансформирована в социально-идеологическую, социалистическую (коммунистическую) с сохранением традиционных нравственных ценностей, таких, как общинность, соборность, духовность, совестливость, державность. Религиозное мировоззрение вытеснялось атеистическим.

3) Развиваются и взаимно обогащаются национальные культуры в многонациональном советском обществе, реально сближаются нации в единую социально-культурную общность — советский народ. Культурной основой этого сближения была русская культура как наиболее развитая и массовая.

4) Сохраняется традиционная государственность, трансформированная на новой социальной основе в сочетании геополитических интересов России с интернациональными классовыми целями поддержки борьбы народов мира против капитализма.

5) Нравственным стержнем общества стал принцип: личное благосостояние каждого достигается не за счет других, а вместе со всеми в коллективном труде. В этом принципе слились традицион­ные нравственные ценности и духовная основа новой общественно-экономической формации — коллективизм общественного производства и распределение по труду, а не по собственности. Складывающаяся в советском обществе партийно-государственная элита, вышедшая в основном из трудовых слоев населения, соблюдала этот принцип, отдавая свои силы и способности укреплению и развитию народного государства. Лозунг «Народ и партия едины» в то время отражал социальную и политическую реальность и нравственную атмосферу общества.

В целом, советская цивилизация, сохраняя преемственность многовековой российской цивилизации, включала достижения советского общества на всех этапах его развития в XX в.

* * *

Существуют различные точки зрения и оценки советского общества этого периода. Современники считали, что в СССР был «построен социализм в основном». Противники социализма сейчас дают разные названия советскому обществу, наиболее часто, но научно несостоятельно употребляют термин «тоталитарное общество». При этом никто не отрицает его коренного отличия от капитализма.

Опираясь на исторический опыт, конкретный социальный ана­лиз и закономерности исторического процесса, можно утверждать, что к концу 30-х гг. сформировалось трудовое, социально-однородное, учитывая отсутствие частной собственности на орудия и средства производства, национально сплоченное советское общество — общество раннего социализма. Конкретно-исторические и цивилизационные особенности его возникновения и формирования придали ему своеобразные черты, которые выражаются понятием «российский государственный социализм». Как и в прошлых формациях, ранняя стадия социализма включала прогрессивные основы нового социально-экономического строя, но и неизбежно сохраняла черты прошлой формации — военно-государственного капитализма и бюрократической самодержавной политической системы. Со всеми противоречиями и недостатками конкретно-исторической формы российский военно-государственный социализм 30-х гг. показал свою жизненную силу и соответствие интересам человека труда.

Едва завершив первоочередные задачи, СССР оказался перед смертельной угрозой новой капиталистической интервенции и выдержал труднейшее историческое испытание. Поколению людей, прошедших через Первую мировую и Гражданскую войны, через огромное напряжение и лишения в годы первых пятилеток, предстояла еще борьба с фашистским нашествием. Вместе с ним в войну вступило и новое поколение, выросшее в межвоенный период, воспитанное на идеях социализма и советского патриотизма. Эти два поколения советского народа вынесли тяжелейшую борьбу с захватчиками и добились победы, определившей дальнейший путь советского общества и всего человечества.




  1. Амирлан

    Характерная черта советской культуры — цензура. Сколько правды от народа скрывали они с ней — Солженицын, Кузнецов и ещё десятки писатель были вынужданная эмигрировать во избежании преследований за правду о советской власти в своих книгах. Многие из них так и не вернулись даже после распада СССР — сколько талантливых писателей потеряла Россия!

  2. svstar1989

    Очень противоречивое время. Сколько раз задумывался, так и не мог даже для себя сделать окончательный вывод о советском прошлом. Большое количество положительных событий и вещей перемежается с трагедиями и несправедливостями, которые делались собственными руками.

  3. Елена Владимировна

    Данное время идеально показано в произведениях Зощенко или Булгакова. Так как они описывали происходящее и творившееся в стране и обш=ществе, никакой учебник не опишет.

  4. Вероника

    Культура тех времен была подчинена двум прессам: хвала власти и строю, цензура. Первое — полный перегиб и гипертрофирование, а вот цензуры сегодня ой как не хватает. И все-таки даже в таких сложных условиях умудрялись творческие люди создавать шедевры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.