Уголовный контекст правосудия по Русской Правде


В начале становления русской государственности возник запрос на унифицированное уголовное и гражданское судопроизводство в контексте развития процессуальных правоотношений. Юридический артефакт «Русская Правда» не только исторический памятник, но и важный нормативный кодекс, руководство для судебных процессов в период издания и на несколько последующих веков. Русская Правда стала основой для судебных и уставных грамот, Судебников и даже для отдельных статей Соборного Уложения.

Правонарушения и возмездие по Русской Правде

Сборник правовых нормативных актов Древней Руси не возник на пустом месте. Источниками для составления кодекса были церковные уставы, обычаи, договоры и законодательная воля киевских князей. В анналах истории существует убеждение о полноте и справедливости норм Русской Правды для частной жизни и правовой практики Древней Руси. Большое внимание в документе уделено сфере уголовного права в части:

  1. Своеобразного понятийного определения преступлений, как того, что наносит личный или имущественный ущерб реальному человеку (терминологически — «обида»).

  2. Систематизации преступных деяний на две стороны: личную и имущественную, с допущением бессудной расправы, разницы прав субъектов и объектов деяния и смягчающих обстоятельств.

  3. Определения понятия соучастия, как равной ответственности подельников, без распределения между ними функций.

  4. Выявления двух основных родовых объектов преступления: личность и имущество, в свою очередь, включающих в себя самые разнообразные виды правонарушений.

  5. Описания довольно простой и относительно мягкой системы наказаний: штрафы (виры), членовредительство и лишь в особых случаях поток и разграбление. Отмечалась конкуренция между потерпевшим лицом и государством в части применения кровной мести.

Гармонично вписывается в общий строй уголовного права Русской Правды церковная судебная практика, являвшаяся неотделимой частью всей правовой системой Киевской Руси, которую смело можно называть церковно-юридической.

Судопроизводство

В Древней Руси суд творил сам князь, в чьих руках находилась власть. Судебное разбирательство велось по прихоти и произволу высшего административного лица. С появлением Русской Правды роль князя, как высшей судебной инстанции была закреплена в ряде норм юридического документа. Судебные решения князей в ряде случаев становились прецедентом и фиксировались как нормы права. В последующем князь вел процессы по очень важным делам, судил высшую знать и разбирал жалобы на местные суды.

Местные функции судопроизводства исполняли волостели и посадники, при участии выборных и вече. Кроме княжеских судов общей юрисдикции существовали:

  1. Церковный суд ведал не только делами о нарушениях церковных уставов и канонов, но и расследовал дела о самовольных расторжениях брака, изнасилованиями, имущественными спорами супругов, церковным воровством и подобными правонарушениями.

  2. Боярский суд, распространявшийся на зависимое от боярина население, в них боярин, подобно князю в основном судил сам, а часть дел перепоручал решать помощникам.

Так как, уголовные и гражданские дела не выделялись в отдельное судопроизводство, то процессуальный порядок рассмотрения дел был для них одинаков.

Ход судебного процесса

Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.

Судебная тяжба делилась на три фазы:

  1. Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.

  2. Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».

  3. Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.

Доказательная база Русской Правды строилась:

  • из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
  • из «поличных» — вещественных доказательств;
  • из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
  • из присяги.

В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.

Русская правда — зачин правовой системы Отечества

Главная мысль Русской Правды заключена в стремлении общества освободиться от родоплеменных рудиментов регулирования межличностных и имущественных отношений. Юридический кодекс включал в себя решение жизненных проблем и обеспечивал баланс между государством и общиной на принципах традиционной справедливости.

Сама Правда осознается как справедливость, а ее реализация возлагалась на общину и иные самоуправляемые коллективы. Русская Правда подняла древнерусское общество на более высокую ступень развития и повлияла на дальнейшее развитие русского государства и права.




  1. Лиза

    Впервые такие методы упоминаются ещё в законах Хамурапи в 1750-х годах до нашей эры. По существованию такого вида наказания, как ордалии, видно, насколько зависима была Киевская Русь того времени от церкви, раз даже последним способом доказать свою правоту становилось испытание Божьим Судом. Если человек выживает, значит Бог сохранил ему жизнь, следовательно, всё в руках Божьих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.