Культура XIII—XV веков


Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII—XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV—XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Литература

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод — Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов — своеобразной всемирной истории.

В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466—1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове).

Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней.

В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков.

Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».

3.5/5 - (13 голосов)


: 14 комментариев
  1. Олеся

    Очень интересный период культурного развития страны. Именно в середине XIV века начали складываться основы русской иконописи и летописи. У многих людей знания о культуре данного периода ограничиваются лишь именем Андрея Рублева, но на самом деле, это было очень насыщенное время. Мне кажется, если бы в статье присутствовало разделение на подразделы, материал усваивался бы гораздо лучше.

  2. Ирина

    Хорошая статья. Мне кажется, можно было бы уделить чуть больше внимания Сергию Радонежскому — человеку, сыгравшему огромную роль в формировании русской духовности. Он пользовался огромным влиянием среди простого народа и среди представителей власти. Его духовный подвиг может многому научить и нас, живущих в 21 столетии.

  3. Lana

    Полезная информация, особенно интересны личность и творчество Андрея Рублева. Поражает как этот человек, не имея специального образования и современного нам оборудования творил столь чудесные картины.

  4. Марта

    Нужно отметить, что именно в 13 веке появилось первое художественное произведение (установленное). А к 15 веку начали писать произведения посвященные не только историческим событиям (Слово о полку Игореве) и православной церкви (жития святых), но и так называемые дневники путешественника (Хождение за три моря Афанасия Никитина). То есть, можно сказать, что литература сделала большой скачок.

  5. Aoidos

    «Троица» Андрея Рублева положила начало новой традиции изображения этого сюжета. Прежние иконописцы изображали его несколько иначе. «Задонщина», созданная в ту эпоху тоже очень интересна. Еще в XIII-XIV веках на древнерусский перевели «Сказание об Индийском царстве». Там про пресвитера Иоанна.

  6. Aoidos

    архитектором Аристоте Фиораванти

    Возможно, Аристотелем Фиораванти? Интереснейшая личность. Начинал еще в Италии. Потом в Московском государстве кроме архитектуры занимался фортификацией и артиллерией, участвовал в походах Ивана III.

    Кстати, «Сказание о Мамаевом побоище» излагает каноническую версию поединка Пересвета и Челубея. В «Задонщине» Пересвет и Ослябя есть, но о поединке монаха с Челубеем речь не идет.

  7. svstar1989

    Татаро-монгольское нашествие серьезно отбросило развитие нашей культуры. Сложно даже представить себе, на каком уровне могла быть эта сфера без провала в десятки лет.

  8. Танюшка

    О литературе: в оригинале название звучит как «Хожение за три моря» с ударением на «о»

  9. Валерий Филатов

    Феофан Грек и Андрей Рублёв — величайшие мастера живописи, они, безусловно, внесли огромный вклад в развитие культуры нашего народа. Приятно осознавать, что мы и сейчас можем любоваться их творениями.

  10. Алекс

    Люди всегда искали пути выхода своих мыслей и желаний посредством искусства. Мы должны гордиться тем наследием, которым наградили нас наши предки. Не смотря на трудности, постоянные войны и сложные условия жизни, настоящие таланты продолжали создавать шедевры, которыми до сих пор восхищаются по всему миру.

  11. Сергей Борисович

    Хм, почему делается акцент, что именно на единой древнерусской народности складывались другие народности, к примеру, белорусы и украинцы? Культурные достижения, к примеру, Полоцкого княжества в данный период, значительно богаче, чем то, что описывается в статье. А все потому, что не дошли до тех земель монголы. А кто из великих полководцев не допустил распространения татаро-монголов на северные земли?

  12. Эдуард

    Лицезрея творения Рублева (иначе никак не назовешь), даже у 100% атеиста закрадется мысль пусть и на секунду о реальности существования Бога. Потому что настолько одухотворенные полотна у художника. Естественно, что все наше — это трансформация византийского наследия, но таких икон как в русских храмах нет больше нигде в мире. На тебя сморят лики, а не лица.

  13. nika97

    Хочется немного добавить про Феофана Грека. Прежде всего, после приезда из Византии он работал в Новгороде, где начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Его работы во многом повлияли на развитие новгородского искусства. Затем он прибыл в Москву, где отличился в росписи храмов, частных домов, написании икон и в книжной графике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *