Культура Древней Руси в XIII-XIV вв.


Культурное, историческое и политическое объединение Древней Руси произошло в IX в. Развиваются ремесла, осваиваются новые техники обработки земли, постройки зданий. Непрерывный процесс культурного развития прекращается в XII в. (монголо-татарское завоевание Руси) и возобновляется только ближе к концу века XIII (частичное освобождение от ига).

Культурное развитие в XIII в.

Вплоть до начала XIV в. ни о каком значительном развитии культуры на Руси говорить не приходилось. Лучшие ремесленники, зодчие, живописцы были угнаны в Золотую Орду, секреты многих ремесел были утрачены. Но в это время развивается устное народное творчество (появляются песни, былины и сказания), продолжают писать летописи, возникает новое направление в летописании – житие (Житие Святого Александра Невского, Сергия Радонежского). В XIII грамотными были священники и некоторые горожане. Писали на берестяных грамотах (обнаружены в Новгороде), выделанной коже, пергаменте.

В конце XIII в. наблюдается глубокое культурное падение и обнищание Северо-Восточных русских земель – селения пустеют, горожане голодают, культурная жизнь сосредотачивается в основном вокруг монастырей. На юге и западе Руси, наоборот, наблюдается подъем. Так в Галицко-Волынском княжестве значительных успехов добились в развитии рукописного книжного дела. Мастера создавали прекрасные книги в роскошных переплетах с миниатюрами. Развивается летописание и зодчество. В одном только Галиче археологи нашли не менее тридцати построек из камня. В летописях прославляют подвиги русских князей.

Культура Руси в XIV в.

В XIV в. центром Древней Руси становится Москва. Постепенное объединение русских земель вокруг Москвы при Иване Калите и его приемниках становится толчком для развития русской культуры. Постепенно восстанавливаются города, увеличивается количество каменных построек, грамотных людей, мастеров, изменяется манера письма и создания литературных и живописных произведений.

Летописание и литература

Ценнейшим литературным источником, дошедшим до наших дней, считается повесть «Задонщина». Она написана под влиянием Куликовской битвы, прославляет подвиг Дмитрия Донского и сопровождавших его князей. Автор ее неизвестен. Интересным историческим и литературным памятником является сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву.

В XIV в. продолжают составлять летописи, все чаще в них появляется указание на необходимость держаться вместе, сохранять единство Руси. Центром летописания по-прежнему являются монастыри. Книги все еще переписываются от руки, но в конце XIV в. на смену дорогому пергаменту приходит более дешевая бумага. Это делает летописи более доступными. В домах князей и богатых бояр появляются собственные библиотеки.

Живопись

Манера создания картин и фресок была перенята русскими мастерами от мастеров Византийских, поэтому долгое время русская живопись не содержала самобытных, присущих русскому духу элементов. Со стен храмов на православных взирали мрачные, осуждающие каждый их поступок лики святых. Значительные изменения в этом направлении искусства произошли с появлением Андрея Рублева. Написанные им фрески обладают удивительной живостью, лица святых простые и одновременно одухотворенные, они близки по духу русскому человеку. Лучшим произведением живописца считается «Троица», написанная для украшения иконостаса Троице-Сергиева монастыря. В картине живо передана любовь к человеку, стремление передать его подлинные черты и чувства. Андреем Рублевым были расписаны стены Благовещенского и Успенского соборов.

Выдающимся живописцем был Феофан Грек. Его самые известные работы — «Успение Богоматери», «Умиление». Они созданы в небогатой цветовой гамме, но отличаются особой яркостью и экспрессивностью.

Зодчество

Известнейшими творениями русских зодчих XIV в. считаются Успенский собор (Москва), Благовещенский собор (Псков) и Грановитая палата. Большинство каменных построек оставались небольшими по размеру. Для строительства использовали белый тесанный камень. Особого мастерства в использовании камня для строительства простых зданий не требовалось, но для сооружения грандиозных храмовых комплексов нужны были опытные мастера. Для обучения собственных зодчих князья приглашали заграничных архитекторов.

Крестьянская изба, быт простого народа

Крестьяне жили в простой деревянной избе, топившейся по-черному. Изба состояла из одной комнаты (горница), в которой располагалась кухня, спальное место, печь, являвшаяся еще и спальным местом. Вечером избу освещали свечи или лучины. Днем свет проникал через маленькие окна. Их затягивали бычьими пузырями или куском вымоченного в масле холста. Зимой в избе жили еще и животные – поросята, телята, гуси. Пол устилали домотканые дорожки. Посуда в доме чаще всего была деревянной или глиняной.

Крестьяне и бедные горожане одежду шили себе сами. Материалом служил домотканый холст. Зимнюю одежду шили из овчины и грубого сукна. Обувь плели из лыка, зимой носили валенки. В семье все подчинялись старшему в роду – деду, отцу, мужу.

Бояре и князья жили в хоромах из нескольких горниц, отапливаемых с помощью печи, имевшей дымоход. Одежда их была теплее и богаче, украшена камнями и драгоценностями.

Культура Древней Руси в 13-14 вв. не отличалась особым разнообразием, но повсеместно появлялись новые ремесла, развивалось летописание, простые люди обучались грамоте. Это все создало предпосылки для дальнейшего всплеска культурного развития в 15-16 вв, когда начинают печатать книги и строить величественные соборы.

3.9/5 - (19 голосов)


: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *