Основные тенденции в культуре России XVIII–XIX веков
Одна из самых важных тенденций в культуре России ещё конца XVII века – расширение связей с Западом. Как подчёркивал Кожинов конец XVII и весь XVIII – эпоха «русского Возрождения», когда у русских одновременно развивалось и национальное самосознание, и приобщение к общемировой культуре. Зато культура России XIX века, «золотого века», по мнению А. Горелова, представляет собой уже духовный синтез Запада и Востока. Сближение с восточными традициями на основе византийских христианских основ и соединение с западным Возрождением породило культуру России XIX века.
Культура России XVIII века
Предыстория или кратко о начале «русского Возрождения»
В Россию Возрождение проникло уже ближе к концу XVII. Считается, что начало русского Возрождения находится в Украине и Беларуси, где деятели культуры были куда больше подвержены западному влиянию. Таким образом, Россия тогда лишь попала под единый общеевропейский процесс, однако с реформами Петра он проходит куда стремительнее.
Заслуга Петра Великого прежде всего в том, что он дал идеям русского ренессанса реализоваться на практике, ведь до этого это движение существовало лишь в узких кругах и только на словах. Впоследствии русский ренессанс породил смену летосчисления от Рождества Христова и изменения в моде и ношении бороды.
Литература, театр и философия России XVIII века
Прежде чем говорить о литературе века XVIII, надо сделать несколько шагов назад и вернуться в век XVII. Как известно, долгое время литературным языком в России был старославянский, однако уже в середине XVII века, начиная с сочинений Аввакума, можно наблюдать оформление русского литературного языка. И в XVIII веке Ломоносов высказал концепцию трёх стилей – низкого, среднего и высокого.
Ещё одна новая тенденция – преобразование народных жанров в авторские. К примеру, народная сатира преобразовалась под пером Фонвизина. В XVIII веке в русском повествовательном жанре появляется сентиментализм.
Как известно, благодаря реформе Петра Великого 1702 года в России впервые появился публичный театр в Москве, а после и в Петербурге, где уже ставили пьесы Сумарокова.
Особое развитие в XVIII получила русская философия. Григорий Саввич Сковорода, бродячий проповедник, уже тогда говорил о том, что Бога нужно искать в себе.
Живопись, скульптура и архитектура России XVIII века
В 1757 году в Санкт-Петербурге создаётся Академия художеств. Именно там развивались классицизм, романтизм и сентиментализм в живописи, скульптуре и архитектуре.
Живописцы, в основном, писали портреты придворных, аристократов, правителей, а также натюрморты и пейзажи. Михаил Шибанов задал первые мотивы работ будущих передвижников.
Скульптура XVIII века использовалась и в стиле барокко для украшения зданий, так и в стиле классицизма, где ей отводилось особое место. Одним из наиболее значимых скульпторов является Этьен Морис Фальконе с ученицей Мари Анн Коло, которые создали «Медного всадника».
В XVIII веке во время строительства Петербурга развивается особый архитектурный стиль – петровское барокко. Во второй половине XVIII века в архитектуре стали проявляться классицизм и романтический стиль с элементами готики. Таврический дворец и здание Академии Художеств – примеры классицизма, Гатчинский дворец – пример романтического стиля.
Наука и образование XVIII века
При Петре Великом впервые открыли Морскую академию, навигационную и медицинскую школу, Императорскую Академию наук и многое другое.
В 1755 благодаря Ломоносову при Елизавете Петровне открывается Московский государственный университет.
Самые главные деятели культуры России XVIII века в таблице
Деятель | Кем был? | Достижения |
---|---|---|
Василий Тредиаковский (1703–1769) | Филолог, поэт, переводчик | Разделил нормы литературного русского на три вида. |
Михаил Ломоносов (1711–1765) | Учёный, писатель, поэт, энциклопедист | Открытие МГУ. |
Денис Фонвизин (1745–1792) | Писатель, сатирик | Начал авторскую сатиру. |
Николай Карамзин (1766–1826) | Писатель, историк | Начал писать произведения в стиле сентиментализма, пример – «Бедная Лиза». |
Михаил Шибанов (?–1789) | Художник | Заложил основу для творчества будущих передвижников. |
Этьен Фальконе (1716–1791) | Скульптор | Создание «Медного всадника». |
Франческо Растрелли (1700–1771) | Архитектор | Постройка Зимнего дворца и Смольного собора. |
Культура России XIX века
Предпосылки «Золотого века» культуру России
XIX век России – век историзма, когда Россия и русские начали оценивать свою культуру и самих себя, как великий народ. Главными предпосылками образования такой культурной вершины является прежде всего духовный синтез православных, византийский норм и правил с восточными традициями и западным влиянием.
Литература, театр и философия XIX века
Русская литература XIX не может обойтись без Александра Сергеевича Пушкина. Его творчество можно назвать классической литературой, идеалом национальной культуры. Гармония и соразмерность – вот те меры, которые задал Пушкин своим творчеством и которыми измеряли тогда всю литературу.
Нельзя не обратить внимание на то, что русская философия чаще всего заложена не в трактатах и научных трудах, а в художественной литературе. До середины XVIII русская философия основывалась на православии и целостности, пока не произошел раскол на западников и славянофилов.
А во время философских споров театр содрогнулся от комедий. Благодаря Гоголю, Островскому и Грибоедову на сценах русского театра появился реализм.
Живопись, скульптура и архитектура XIX века
XIX век в истории русского искусства знаменит художниками-передвижниками. Их произведения тесно переплетались с русской литературой, направлений живописи было три: реализм, романтизм и классицизм.
В архитектуре XIX начал развиваться ампир. Примером такого стиля является Триумфальная арка на Петергофской дороге Захарова.
Московский ампир развивался отдельно. Разрушенный Храм Христа Спасителя являлся творением Витберга и примером московского ампира.
Наука и образование XIX века
Менделеев Дмитрий Иванович – создатель периодической системы химических элементов. Ещё один выдающийся учёный – математик Лобачевский создал «собственную геометрию», отличную от Евклидового пространства.
Самые главные деятели культуры XIX в таблице
Деятель | Кем был? | Достижения |
---|---|---|
Александр Пушкин (1799–1837) | Писатель, поэт | Усовершенствование литературного языка, начало русской классической литературы. |
Михаил Лермонтов (1814–1841) | Писатель, поэт | Продолжение байронизма и романтизма в литературе. |
Николай Гоголь (1809–1852) | Писатель | Начало реализма в русской литературе. |
Илья Репин (1844–1930) | Художник | Основатель русского реализма в живописи. |
Виктор Васнецов (1848–1926) | Художник | Продвигал историческую и фольклорную живопись. |
Дмитрий Менделеев (1834–1907) | Учёный | Создал периодическую таблицу химических элементов. |
Николай Лобачевский (1792–1856) | Математик | Являлся одним из создателей неевклидовой геометрии. |
Карл Росси (1775–1849) | Архитектор | Построил Екатерининскую церковь, Павловский дворец. |
Историческое значение развития культуры XVIII-XIX веков
Русская культура начиная с конца XVIII века претерпела существенные изменения. Заложенная ранее византийская и христианская подпитка совместно с восточными традициями при смешении с западным общеевропейским развитием дал мощный заряд всей будущей культуре России. В самый пик своего развития она породила таких людей, которых сейчас знают почти везде.
Вывод
Культура России XVIII-XIX пройдя общеевропейский путь культурного развития в XVIII, вполне себе типичный для остальных стран, благодаря тесной связи с Востоком, наследованию византийской и античной культуры породила самобытный феномен, который пусть не выражается в создании особых жанров, но отчётливо виден и в уже существующих направлениях.
Список использованной литературы:
- Горелов А.А. «История русской культуры» – М: Юрайт, 2013.
Мой любимый автор этой эпохи — Жуковский. Пусть в современных школах его произведения изучают не так фанатично, как творчество Пушкина, не восхищаться глубиной мысли и силой его слова просто невозможно. Кстати, и сам Пушкин вдохновлялся творчеством Жуковского, считая его мастером литературной мысли.
Мне очень нравятся рассказы Лермонтова и Пушкина
Немного не согласна с мнением автора статьи: нельзя сказать, что с наибольшей силой талант Пушкина проявился в лирических стихах. Наш гений великолепно владел прозой. Достаточно прочитать «Пиковую даму» или «Барышню-крестьянку», да и просто — письма Пушкина к жене и друзьям, чтобы понять: среди 33 букв русского алфавита он чувствовал себя как рыба в воде.
согласна
Интересно, что «Борис Годунов», впервые представленный на суд русской публики, был оценен довольно холодно. Пушкин же ставил это свое произведение много выше «Руслана и Людмилы», за которое его когда-то носили на руках. Видимо, великое действительно видится на расстоянии — «Годунова» оценили по-настоящему через много лет…
Хотелось бы присоединиться к мнению Олеси относительно Жуковского. Это был человек величайшего таланта, да к тому же еще прекрасный педагог: недаром император доверил ему воспитание своих детей. К сожалению, Жуковский невольно сыграл не самую красивую роль в трагедии лучшего своего друга Пушкина, но ведь даже великие люди иногда ошибаются.
Не очень люблю произведения Достоевского — они мрачные, со своим стилем написания, тяжело воспринимаются и читаются, местами слишком однообразные. Толстой — другое дело, более крупный охват событий, лёгкий стиль написания, нету мрачности и пессимизма.
Честно сказать, роман Достоевского «Бедные люди» еле осилила, а «Преступление и наказание» читалось очень тяжело. Но вот «Идиота» прочитала на одном дыхании. Очень симпатизировала главному герою.
С творчеством Н.В.Гоголя каждый из нас знакомится еще в школе, так как его произведения входят в обязательную программу. Но вот больше всего мне запомнилась постановка «Шинели» в детском кукольном театре. Мне кажется, изучение классики нашей литературы в таком формате гораздо лучше и образнее воспринимается и запоминается надолго.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации.
Неплохо было бы и в этой статье упомянуть о влиянии А.С. Пушкина на развитие отечественной литературы. Ведь в 30-е годы XIX столетия «светило русской поэзии» еще «светило»… Как раз за год до гибели им был основан «Современник» — журнал, в котором публиковались не только произведения самого основателя издания, но и таких мастеров словесности, как Гоголь, Тютчев, Языков, Жуковский и многие другие.
Жуковский сделал перевод «Одиссеи», который до сих пор считают классическим. Еще он перевел II песнь «Энеиды», которая была опубликована как «Разрушение Трои». Ну, и переводы баллад Шиллера, Вальтера Скотта, Бюргера и других.
Было создано великое множество красивейших работ архитектуры и живописи. Ими я до сих пор восхищаюсь и ценю это наследие. Нужно сохранять такое достояние, а не разрушать. Посмотрите на наши памятники и здания. Все уничтожают и портят…
Такие направления и новые сюжетные линии, отход от любовной лирики и разоблачение власти можно назвать революцией. Да, это литературная революция. Писатели не шли с плакатами, они их создавали в своих произведениях. И без кровопролития. Такие книги изменили россиян в хорошую сторону.
Зигзаг элитарной культуры в Российской империи причудливо изогнулся от безудержного подражания западным образцам в XVII веке. Уже в первой половине XIX века четко обозначился поворот к истокам русской национальной культуры.
Без сомнения, М.И. Глинка стал основоположником классической музыки в России. И примечательно то, что этот композитор, являясь музыкальным новатором, стал востребованным и признанным своими современниками.
Любопытно, куда отнести Ивана Франко. Разносторонний автор, много сделавший для украинской литературы и имевший признание при жизни. Но жил на территории Галиции, которая принадлежала Австро-Венгрии.
Льва Толстого одного вообще можно считать целой литературной эпохой. Он стал выразителем исканий и сомнений образованного человека своего времени. Толстой ставил над собой множество нравственных опытов и в конце концов ради отстаивания своих взглядов принес в жертву счастливую семейную жизнь.
Как ни странно, но в России влияние западной культуры трансформировалось и прогнулось под местными особенностями. Истинная сущность смогла все равно прорасти через любое иностранное заимствование. Сегодня любой вид искусства как 18 века, так и 19 столетия — истинные шедевры не только российского масштаба, но и мирового уровня.
Отличительная особенность российской культуры в имперскую эпоху заключается в том, что она развивалась в общеевропейском русле. И взаимодействие это было огромно. Вот можно ли представить, чтобы сейчас представители российской элиты разговаривали в быту на английском? А при Александре I такое было: российские дворяне общались между собой на французском, восхищались Наполеоном и одновременно с ним воевали.
Конечно, отличное знание французского языка для дворянина XIX века считалось обязательным, но при этом русский язык представители элиты знали гораздо хуже. Однако Александр III принял решение кардинально изменить ситуацию. В период его правления при Дворе сложилось «двуязычие». Подданные разговаривали с императором исключительно по-русски, а с императрицей – по-французски.
Я считаю, говоря о русской культуре 18 века, нельзя не упомянуть возникновение в Ярославле первого профессионального театра, и вообще расцвет театрального искусства при Елизавете Петровне. Все-таки, театр одна из важных составляющих нашей культуры сегодня.
Что-то не припомню, кто обязал дворян выражаться по-французски? Конечно, французский язык красивый, я бы сказала, благородный по звучанию. Но к этому времени начинает оформляться и русский литературный язык. В конечном итоге, и на русском языке люди образованные стали выражаться изысканно.
Интерестно…
Достоевский тяжелее чем Толстой это да но он не мрачный он просто настоящий в романе преступление и наказание он задаёт главный вопрос кто я тварь дрожащая или право имею? и на протяжении романа он описывает мучение совести, совести убийцы. А в романе идиот он вписывает доброго человека чтоб показать что на фоне князя Мышкина они не святые тот самый Ганя или Настасья Филиповна или Рогожин. Они использовали доброту князя. Но Толстой тоже не плох мне нравится его Исповедь и О жизни. Да и романы в целом не плохи Анна Каренина, Воскресенье. Да Достоевский задерживается в романах например убийство старухи он описал на 23 станицы но без этого не как переживание волнение как будто ты сам этот персонаж. Ну и у Толстого очень затянутая Исповедь но тоже полезная конечно можно было сразу написать в чём истина но он решил описать Достоевский сразу показал что истина в мучениях. Ну вообще по мне лучше Достоевский.
Все-таки литература первой половины 19 века тяжеловата. Ни Карамзин, ни Грибоедов, ни Батюшков с Рылеевым не имеют привычного для нынешней литературы размера и ритма. Только Пушкин и Гоголь — один в поэзии, другой в прозе «прорубили» путь для потомков.
Вот поспорил бы с тезисом, что Гоголь изображает «уродов». Критика — да. Жесткая критика -да. Обличение (в форме жесткого троллинга). Всё это бесспорно присутствует в его сатире. Но… тот же Городничий — продувная бестия, плут… но не показан он мошенников и вором. Нет у Гоголя радищевской истерики; он критикует с изрядной долей насмешки, иронии и даже симпатии. Типа «ну что поделаешь, такой вот у нас Антошка».
Чокан Валиханов интереснейшая, противоречивая личность. С одной стороны бунтовщик (борец за свободу), с другой стороны ревностный исполнитель царской воли (предатель интересов борьбы угнетенного народа). Похоже, он и сам не смог разобраться в своей позиции.