Культура России в 18 — 19 веках


1. Петровские реформы 1700 — 1725 гг. способствовали приближению русской культуры к Западу:

  • с 1 января 1700 г. Россия перешла на новый, общеевропейский календарь, прежнее летоисчисление (от сотворения мира) было прекращено (7208 год стал 1700-м);
  • вместо древнеславянских названий месяцев «по погоде» (сичень, лютый, серпень и т. д.) были введены европейские (соответственно, январь, февраль, август и т. д.);
  • среди элиты изменилась форма одежды и внешнего вида — был подорван обычай носить бороды (получила распространение традиция бриться), на смену русской национальной пришла европейская одежда и парики;
  • резко снизилась влияние православного христианства, которое было Петром максимально отдалено от государства;
  • культура начала носить в основном светский характер.

Западноевропейский стиль распространился и в архитектуре, и в градостроении (как при Петре I, так и при Екатерине II):

  • изменилась система строительства городов — на смену монголо-татарской «кочевой» системе строить города радиальными кольцами с площадью в центре пришла европейская — строить города по плану, квадратами при строго перпендикулярных и симметричных улицах (так был построен Санкт-Петербург);
  • византийский («тяжелый», монументальный) стопы сменяется «легким»европейским — итальянско-французским (барокко);
  • возводятся выдающиеся памятники архитектуры — Зимний дворец и Петергоф (архитектор В. Растрелли), Петропавловская крепость и ряд центральных зданий Санкт-Петербурга (Д. Трезини), цельный памятник Петру I (Фальконе). Развиваются наука и образование.
  • в 1724 г. создается Академия наук;
  • в 1755 г. — Московский университет.

2. XIX в. становится временем невиданного расцвета русской литературы. Русская литература становится одной из самых авторитетных литератур в мире. Свои гениальные произведения написали: А.С. Пушкин; М.Ю. Лермонтов; Н.В. Гоголь; Л.Н. Толстой; Ф.М. Достоевский; А.П. Чехов и др. Бурно развиваются иные сферы культуры:

  • музыка (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, «Могучая кучка» — Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и др.);
  • живопись (К.П. Брюллов, А.А Иванов, П.А. Федотов; «художники-передвижники» — В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы и др.);
  • архитектура (Александровская колонна Монферана, Большой Кремлевский дворец (К.А. Тон), и др.).

По своему культурному наследию XIX в. стал самым плодотворным во всей истории России и вывел русскую культуру на одно из самых высоких мест в мире.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...

: 3 комментария
  1. Олеся

    Мой любимый автор этой эпохи — Жуковский. Пусть в современных школах его произведения изучают не так фанатично, как творчество Пушкина, не восхищаться глубиной мысли и силой его слова просто невозможно. Кстати, и сам Пушкин вдохновлялся творчеством Жуковского, считая его мастером литературной мысли.

  2. Ирина

    Немного не согласна с мнением автора статьи: нельзя сказать, что с наибольшей силой талант Пушкина проявился в лирических стихах. Наш гений великолепно владел прозой. Достаточно прочитать «Пиковую даму» или «Барышню-крестьянку», да и просто — письма Пушкина к жене и друзьям, чтобы понять: среди 33 букв русского алфавита он чувствовал себя как рыба в воде.

  3. Ирина

    Интересно, что «Борис Годунов», впервые представленный на суд русской публики, был оценен довольно холодно. Пушкин же ставил это свое произведение много выше «Руслана и Людмилы», за которое его когда-то носили на руках. Видимо, великое действительно видится на расстоянии — «Годунова» оценили по-настоящему через много лет…

  4. Ирина

    Хотелось бы присоединиться к мнению Олеси относительно Жуковского. Это был человек величайшего таланта, да к тому же еще прекрасный педагог: недаром император доверил ему воспитание своих детей. К сожалению, Жуковский невольно сыграл не самую красивую роль в трагедии лучшего своего друга Пушкина, но ведь даже великие люди иногда ошибаются.

  5. Амирлан

    Не очень люблю произведения Достоевского — они мрачные, со своим стилем написания, тяжело воспринимаются и читаются, местами слишком однообразные. Толстой — другое дело, более крупный охват событий, лёгкий стиль написания, нету мрачности и пессимизма.

  6. Sandra

    Честно сказать, роман Достоевского «Бедные люди» еле осилила, а «Преступление и наказание» читалось очень тяжело. Но вот «Идиота» прочитала на одном дыхании. Очень симпатизировала главному герою.

  7. Sandra

    С творчеством Н.В.Гоголя каждый из нас знакомится еще в школе, так как его произведения входят в обязательную программу. Но вот больше всего мне запомнилась постановка «Шинели» в детском кукольном театре. Мне кажется, изучение классики нашей литературы в таком формате гораздо лучше и образнее воспринимается и запоминается надолго.

  8. RMAU

    Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации.

  9. Алексей Шанский

    Неплохо было бы и в этой статье упомянуть о влиянии А.С. Пушкина на развитие отечественной литературы. Ведь в 30-е годы XIX столетия «светило русской поэзии» еще «светило»… Как раз за год до гибели им был основан «Современник» — журнал, в котором публиковались не только произведения самого основателя издания, но и таких мастеров словесности, как Гоголь, Тютчев, Языков, Жуковский и многие другие.

  10. Aoidos

    Жуковский сделал перевод «Одиссеи», который до сих пор считают классическим. Еще он перевел II песнь «Энеиды», которая была опубликована как «Разрушение Трои». Ну, и переводы баллад Шиллера, Вальтера Скотта, Бюргера и других.

  11. Юлия Носова

    Было создано великое множество красивейших работ архитектуры и живописи. Ими я до сих пор восхищаюсь и ценю это наследие. Нужно сохранять такое достояние, а не разрушать. Посмотрите на наши памятники и здания. Все уничтожают и портят…

  12. Юлия Носова

    Такие направления и новые сюжетные линии, отход от любовной лирики и разоблачение власти можно назвать революцией. Да, это литературная революция. Писатели не шли с плакатами, они их создавали в своих произведениях. И без кровопролития. Такие книги изменили россиян в хорошую сторону.

  13. Politruk

    Зигзаг элитарной культуры в Российской империи причудливо изогнулся от безудержного подражания западным образцам в XVII веке. Уже в первой половине XIX века четко обозначился поворот к истокам русской национальной культуры.

  14. Маргарита

    Без сомнения, М.И. Глинка стал основоположником классической музыки в России. И примечательно то, что этот композитор, являясь музыкальным новатором, стал востребованным и признанным своими современниками.

  15. Каллимах

    Любопытно, куда отнести Ивана Франко. Разносторонний автор, много сделавший для украинской литературы и имевший признание при жизни. Но жил на территории Галиции, которая принадлежала Австро-Венгрии.

  16. Ирина

    Льва Толстого одного вообще можно считать целой литературной эпохой. Он стал выразителем исканий и сомнений образованного человека своего времени. Толстой ставил над собой множество нравственных опытов и в конце концов ради отстаивания своих взглядов принес в жертву счастливую семейную жизнь.

  17. Сергей

    Как ни странно, но в России влияние западной культуры трансформировалось и прогнулось под местными особенностями. Истинная сущность смогла все равно прорасти через любое иностранное заимствование. Сегодня любой вид искусства как 18 века, так и 19 столетия — истинные шедевры не только российского масштаба, но и мирового уровня.

  18. МуМу

    Отличительная особенность российской культуры в имперскую эпоху заключается в том, что она развивалась в общеевропейском русле. И взаимодействие это было огромно. Вот можно ли представить, чтобы сейчас представители российской элиты разговаривали в быту на английском? А при Александре I такое было: российские дворяне общались между собой на французском, восхищались Наполеоном и одновременно с ним воевали.

  19. Адель

    Конечно, отличное знание французского языка для дворянина XIX века считалось обязательным, но при этом русский язык представители элиты знали гораздо хуже. Однако Александр III принял решение кардинально изменить ситуацию. В период его правления при Дворе сложилось «двуязычие». Подданные разговаривали с императором исключительно по-русски, а с императрицей – по-французски.

  20. Анна Прохорова

    Я считаю, говоря о русской культуре 18 века, нельзя не упомянуть возникновение в Ярославле первого профессионального театра, и вообще расцвет театрального искусства при Елизавете Петровне. Все-таки, театр одна из важных составляющих нашей культуры сегодня.

  21. Марина

    Что-то не припомню, кто обязал дворян выражаться по-французски? Конечно, французский язык красивый, я бы сказала, благородный по звучанию. Но к этому времени начинает оформляться и русский литературный язык. В конечном итоге, и на русском языке люди образованные стали выражаться изысканно.

  22. Женя

    Достоевский тяжелее чем Толстой это да но он не мрачный он просто настоящий в романе преступление и наказание он задаёт главный вопрос кто я тварь дрожащая или право имею? и на протяжении романа он описывает мучение совести, совести убийцы. А в романе идиот он вписывает доброго человека чтоб показать что на фоне князя Мышкина они не святые тот самый Ганя или Настасья Филиповна или Рогожин. Они использовали доброту князя. Но Толстой тоже не плох мне нравится его Исповедь и О жизни. Да и романы в целом не плохи Анна Каренина, Воскресенье. Да Достоевский задерживается в романах например убийство старухи он описал на 23 станицы но без этого не как переживание волнение как будто ты сам этот персонаж. Ну и у Толстого очень затянутая Исповедь но тоже полезная конечно можно было сразу написать в чём истина но он решил описать Достоевский сразу показал что истина в мучениях. Ну вообще по мне лучше Достоевский.

  23. Лошкарь мордовский

    Все-таки литература первой половины 19 века тяжеловата. Ни Карамзин, ни Грибоедов, ни Батюшков с Рылеевым не имеют привычного для нынешней литературы размера и ритма. Только Пушкин и Гоголь — один в поэзии, другой в прозе «прорубили» путь для потомков.

  24. Лошкарь мордовский

    Вот поспорил бы с тезисом, что Гоголь изображает «уродов». Критика — да. Жесткая критика -да. Обличение (в форме жесткого троллинга). Всё это бесспорно присутствует в его сатире. Но… тот же Городничий — продувная бестия, плут… но не показан он мошенников и вором. Нет у Гоголя радищевской истерики; он критикует с изрядной долей насмешки, иронии и даже симпатии. Типа «ну что поделаешь, такой вот у нас Антошка».

  25. Лошкарь мордовский

    Чокан Валиханов интереснейшая, противоречивая личность. С одной стороны бунтовщик (борец за свободу), с другой стороны ревностный исполнитель царской воли (предатель интересов борьбы угнетенного народа). Похоже, он и сам не смог разобраться в своей позиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.