Сходства и различия реформ Петра I и Екатерины II


В исторической литературе принято считать главными преобразователями России времен империи Петра и Екатерину. Примечательно, что даже именуют обоих сходным образом – добавляя к имени «Великий (ая)». Попробуем разобраться, что общего можно обнаружить в реформах, проведенных этими выдающимися государственными деятелями, и чем они отличались.

Задачи, стоявшие перед Петром и Екатериной

Сфера реформирования

Петр I

Екатерина II

Задачи, которые стояли перед Россией

  1. Вывод страны из числа отсталых государств, развитие экономики, устранений последствий Смуты и разрухи.
  2. Приобретение новых территорий, получение выхода к морям.
  3. Укрепление единства страны путем усиления самодержавия.
  1. Укрепление внутреннего порядка в государстве.
  2. Усиление мощи и силы Российской империи.
  3. Борьба с истощением экономики.
  4. Просвещение русского народа

(Задачи сформулировала сама Екатерина после вступления на престол).

Таким образом, основной целью и Петра, и Екатерины было усиление мощи Российской империи. Нужно было превратить Россию в государство, которое вошло бы в один ряд с самыми развитыми странами Европы. А это требовало упорядочения механизма управления государственной машиной, создания хорошо организованного на всех уровнях аппарата власти, вершиной которого был самодержавный монарх.

Сравнительная характеристика реформ Петра и Екатерины

Сфера реформирования

Петр I

Екатерина II

Преобразования органов верховной власти

Прекращение деятельности Боярской Думы как отжившего свой век органа управления. Создание Сената. Его функции: законодательные, административные. судебные. Неофициальный глава Сената – генерал-прокурор. Постоянный состав членов, иерархичность – создание бюрократического аппарата.

Преобразование Сената. Деление его на 6 департаментов, каждый из которых ведал определенной областью государственных дел: медициной, транспортом, судом и т.д. Потеря Сенатом законодательной инициативы и превращение его в орган контроля. Законодательная инициатива – целиком в ведении Екатерины и ее кабинета.

Территориальное деление государства

Губернии (8, а впоследствии – 10) и провинции, низшая единица – уезд. Во главе каждой провинции стоял воевода. Единая цепочка власти.

Реформа городов: введение по западному образцу гильдий, цехов и магистратов. Упорядочение отнесения населения к какой-либо группе, чему способствовало и введение паспортной системы.

Создание двухзвенной системы: наместничество, уезд. Переименование крупных сел в города. Глава нескольких наместничеств – один генерал-губернатор (усиление централизации власти).

Города теперь управляются городничими, имеющими все полномочия. Дарование особых выгод городам.

«Перекраивание» территории государства привело к увеличению численности бюрократического аппарата.

Экономика

Поощрение частного предпринимательства. Привилегии на поиск полезных ископаемых. Льготы промышленникам. Послабления для внешней торговли.

Экстенсивное развитие экономики – расширение пахотных площадей, увеличение количества мануфактур. Появление первых кредитных учреждений (банка и ссудной кассы). Увеличение сбыта – но предметами сбыта были главным образом сырье и полуфабрикаты. Появление бумажных ассигнаций.

Скептическое отношение Екатерины к механизации производства на западе.

Дворянство

Появление новой прослойки в обществе – служилого дворянства, получившего ряд привилегий. «Табель о рангах» — принцип личной выслуги.

Закрепление льгот за дворянами. Дарование им особых вольностей вне зависимости от личных заслуг. Дворянство становится опорой трона.

Крестьяне

Слияние холопов и крепостных в одно сословие. Введение подушной подати – прикрепление плательщика подати к тяглу.

Ухудшение положения крепостных крестьян и фактически полное превращение их в рабов.

Духовенство, религиозная политика

Уничтожение автономии церкви.

Окончательное подчинение церкви государству. Секуляризация церковных земель.

Свобода вероисповедания для подданных.

Образование, медицина, развитие наук

Открытие школ и установление обязанности для дворян получать образование. Появление системы профессионального образования. Навигацкая, приказная, цифирные школы. Создание Академии наук. Привлечение иностранных специалистов и преподавателей.

Активное открытие повсеместно школ и училищ. Прорыв в отношении женского образования: открытие Смольного института благородных девиц. Основание Российской Академии. Дальнейшее развитие Академии наук.

Петр и Екатерина: итоги царствований

И Петр, и Екатерина в своих реформах преследовали общую цель: усиление мощи России. Но если Петр Великий был настоящим новатором, который сумел буквально рывком вытащить Российскую империю из отсталости и косности, уничтожить последствия разрухи и слабости центральной власти, то Екатерина главным образом просто продолжала его политику. При внимательном изучении можно наблюдать укрепление в ее царствование тенденций, зародившихся при Петре: увеличение привилегий дворянства, полное закабаление крестьян, подчинение церкви государству, развитие внешней торговли. С целью решения многих задач, стоявших перед страной, оба правителя привлекали иностранцев, создавая для них благоприятные условия. По большей части можно утверждать, что Петр своих целей добился. В период правления Екатерины развитие государства шло более медленными темпами, и немалую роль в этом сыграла система фаворитизма, стоившая казне крупных сумм денег: так, современники подсчитали, что на подарки фаворитам было истрачена сумма, в несколько раз превышавшая годовые расходы страны. Кроме того, если Петр добивался введения всех своих реформ в жизнь, то при Екатерине многие воплощались лишь формально, и она этим удовлетворялась.

Но в целом дополнительный титул «Великий (ая)» достался обоим императорам по заслугам: в периоды их царствований Российская империя значительно менялась в лучшую сторону и укреплялась, заставляя считаться с собой западноевропейские государства.




  1. Вадим

    Петр развивал промышленность и экономику, а Екатерина укрепляла императорскую власть и положение дворян. Однако при этом уважают их примерно одинаково. Кто-нибудь объяснит этот парадокс?

    1. DDA90

      Нельзя говорить так категорично, что Петр был за промышленность, а за Екатерина за дворян. При Екатерине II Российская империя имела огромный авторитет на международной арене. Екатерина наделила привилегиями не только дворян, но и городских жителей. Более того, существует мнение, что у императрицы был проект «Жалованной грамоты крестьянству» — документ, предназначенный дать привилегии, права и свободы крестьянам. Но императрицы не рискнула издать его.

  2. svstar1989

    Мне кажется, разница в направлениях их деятельности обусловлена разным положением как внутри страны, так и во внешней политике в момент прихода к власти каждого из них. Ну и, конечно же, много зависит от личности самого правителя и его взглядов на первоочередность тех или иных процессов.

  3. belonog-2016

    Я думаю, что такие различия в правлении связаны с разделением по гендерному признаку. Все-таки, Петр Первый — сильный мужчина, и его силы направлены на укрепление роли государства в мире, налаживание внешнеэкономических связей, приобретение новых территорий и защиту старых. Екатерина же, в свою очередь, заботилась о мире и спокойствии внутри страны, поддержании внутренней экономике и повышение культурного уровня.

  4. Rjvbccfh

    Сходство вижу в том, что оба желали предстать перед Западом «цивилизованными государями», но негодными методами, а различия в задачах, решаемых государством в периоды их правления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.