Традиционная культура Московского государства


Традиционализм – основа культурного развития Российского государства в XVI веке. Базовые понятия культурного развития – патриархальность, самодержавие, православие. Наследование традиций древности было характерно для России больше, чем для других стран Европы.

Стоит отметить, что традиционализм был выгоден и полезен для абсолютизма власти. Выделяется ряд особенностей развития традиционной культуры в России – он сложился позже, но оказался сильнее, чем в Западной Европе.

XVI век стал временем проникновения в Россию влияний Запада, что привело к формированию новых традиций, идей. Государство, которое длительное время находилось под татаро-монгольским игом, стало восприимчивым для новых веяний. Органическое развитие российской культуры дало трещину. Правители опасались, что новации могут пошатнуть основы государства. Таким образом, возникает реакция против попыток бороться с традиционализмом.

В европейских странах появился механизм, который позволял бороться с традиционализмом. В России, под влиянием церкви и абсолютизма, этот процесс усложнился.

Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер.

Источник развития

Ограничитель развития

Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры “верхов” и “низов”. Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования.

Изменение традиций представлялось разрушительным для государства.

Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры.

Традиционная культура сложилась позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы.

 

Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики

 

Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей.

 

Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Наряду с идеалом “справного мужика” в русской культуре постоянно присутствовал идеал “нищего духом”, юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду. Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный.

В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным.

 

Потребность в самоуважении также удовлетворялась на основе ценностей коллективизма за счет причисления себя к какой-либо общности людей. Выделение такой общности происходило при помощи ее противопоставления другой общности по принципу “мы — они”. При этом собственная общность оказывалась носителем нравственного идеала, избранным кругом праведных людей, а “они” — людьми безнравственными и проклятыми.

 

Наши предки  подчас кичились своим невежеством в науках, придавая первостепенное значение приобретению мудрости, самопознанию как обретению божественного света в собственной душе. В центре размышлений всегда стояли моральные проблемы, а не проблемы устройства мира, как на Западе. Предметом поисков был духовно-нравственный идеал.

 

Преследования инакомыслящих. Они подвергались бичеваниям и сожжениям, хотя против этого возражали заволжские старцы. Поэтому понятие “наука” до XVII в. ассоциировалось в России лишь с военным делом. Преследовалась самостоятельность мышления. Главным предметом знания оставались навыки покаяния и спасения души

 

Сохранять преемственность культуры помогал канон — неизменный, считавшийся божественным образец, которому должен был следовать всякий автор. Особенно строго он соблюдался в иконописи и архитектуре, в житиях святых. Церковь стремилась упорядочить круг чтения верующих. Митрополит Макарий объединил все рекомендовавшиеся к чтению книги в единый список, “Четьи Минеи”, т. е. чтение на каждый день, причем книги переписывались, в них вносились “исправления” в интересах государства и церкви.

Вместе с тем жесткая система традиционной культуры оставляла достаточно места для творчества. В XIV—XVI вв. прославились зодчие Барма и Постник, Федор Конь, строившие храмы и оборонительные сооружения в Москве и других городах, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Федор Крестьянин. Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа, основой дальнейшего развития его национальной культуры.

Традиционная православная культура препятствовала развитию в России скульптуры, театра и инструментальной музыки. Эти искусства считались языческими. Деревянная скульптура и музыкальные инструменты собирались и сжигались.

 

Связь традиционной культуры и патриархальной семьи

Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак. Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем.

Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето нередко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы. Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор податей и повинностей.

Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной. Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего беспрекословным подчинением мужу, “жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены”. Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей.




  1. Ирина

    Традиционная православная культура действительно сдерживала развитие многих направлений, таких как театр, народное пение. Преследовались церковью скоморохи и бродячие артисты. В XVI в. церковь, когда-то бывшая средоточием духовности и центром распространения грамотности, начинает играть совершенно другую роль: роль ограничителя.

  2. Юлия Носова

    Еще одно доказательство, что Церковь лишь угнетает рост государства. Наука, искусство, все это загнивает и не получает развития. В результате получилось, что Россия позже других стран пришла к современным технологиям. А подчинение мужу полное вызывает ужас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.