История греческой колонии Херсонес в Крыму


Значительно позднее, чем Ольвия,— в начале последней четверти V в. до п. э.,— возник Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. В отличие от других одноименных городов, его называли Херсонесом Таврическим, так как он был расположен по соседству с областью, занятой таврами (Таврикой).

Тавры, будучи ближайшими соседями Херсопеса, играли в его истории немалую роль. Сам Херсонес был основан па месте догреческого таврского поселения. В раннюю пору тавры, повидимому, составляли часть населения города, о чем говорят находки их погребений в херсоиесском некрополе.

Развалины античного Херсонеса занимают мыс, выдающийся в море в 3 км к западу от Севастополя, на западном берегу Карантипной бухты. Окрестности города были застроены усадьбами.

Херсонес являлся колонией Гераклеи Поитийской — большого дорийского города на южном берегу Черного моря. По отзывам древних писателей, Херсонес менее других колоний Северного Причерноморья в культурном отношении подвергся воздействию окружавших его местных элементов — тавров и скифов, тем не менее имеются данные о проживании их в Херсонесе. В Херсоиесе гораздо дольше сохранились основные элементы греческого уклада жизни, нежели, например, в городах Боспорского царства. Конечно, среди херсоыесских рабов, наряду с греками, не мало было также скифов и особенно тавров. О наличии последних свидетельствуют раскопки древнего некрополя на северном берегу, где было обнаружено значительное количество, по всей видимости погребений рабов. Культ покровительницы Херсонеса — богини Девы, возможно, был заимствован херсонесцами от тавров. Греки построили Деве храм на мысе Парфений (нынешний Херсоиесский мыс), где раньше, вероятно, было святилище тавров. В этом храме помещено было изображение богини. Построенные в IV в. до н. э. монументальные оборонительные стены свидетельствуют о враждебных отношениях Херсонеса с соседними племенами. В III в. дон. э. в юго-восточной части города были построены дополнительные степы, защищавшие портовую часть города, расположенную у Карантинной бухты.

В V в. город был еще небольшим, затем, к III в. до н. э., была расширена площадь города в пределах городских стен, неоднократно подвергавшаяся перестройкам; она занимала около 38 га и оставалась по размерам за все время существования города почти без изменений. Судя по остаткам, город в античную эпоху был распланирован с строго выдержанной геометрической правильностью; улицы, вымощенные плотно утрамбованным мелким камнем и щебнем, были прямыми, хотя, по обычаю древних городов, и неширокими — 4—6 м. В городе имелись водостоки, построенные из выдолбленных камней. Некоторые производства, например, большие керамические мастерские, были вынесены в целях предотвращения пожаров за городскую черту и расположены возле крепостных стен. В городе были большие красивые общественные здания, в том числе храмы; площади украшались статуями божеств и граждан, оказавших городу те или иные услуги.

В отличие от Ольвии и боспорских городов, Херсонес не имел возможности вовлечь в сферу торговли широкий круг своих ближайших соседей — тавров. Наибольшего расцвета как в экономической, так и в политической областях Херсонес доcтиг в IV—III вв. до п. э. В это время он овладел западным побережьем Крыма. Экономическая жизнь Херсонеса основывалась преимущественно на торговле продуктами собственного сельского хозяйства и предметами своего ремесла. Херсонес широко использовал в сельскохозяйственных и промышленных целях ближайшие к нему районы: приморскую полосу западного побережья Крыма ив особенности непосредственно примыкавшую к Херсонесу территорию Гераклейского полуострова, который назывался «Малым Херсонесом».

В приморской полосе Херсонесу принадлежал ряд поселений, из которых главными были Керкинитида (нынешняя Евпатория) и Прекрасная гавань (нынешний поселок Черноморское). Эта территория, считавшаяся государственной землею, была разбита на участки, сдававшиеся в аренду или на откуп херсонесским гражданам. Так как ближайшая к Херсонесу сельскохозяйственная округа не могла дать столько хлеба, чтобы удовлетворить потребности города и внешней торговли, херсонесцам пришлось строго регулировать хлебную торговлю. Один из параграфов «Херсонесской присяги», о которой речь будет впереди, гласит: «Хлеб, свозимый с равнины, я не буду ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо иное место, но только в Херсонес». Это требование, налагаемое присягой на херсонесских граждан, имело целью упорядочить хлебное дело, сосредоточить распоряжение хлебом исключительно в руках Херсонесского государства.

На западной оконечности Гераклейского полуострова, у Казачьей бухты, располагались многочисленные сельскохозяйственные усадьбы. Территория, на которой находились усадьбы, была защищена двойной линией крепких стен с башнями. Усадьбы состояли из жилых помещений, окруженных хозяйственными постройками; там были найдены остатки посуды, орудий сельскохозяйственного производства, виноделия и пр. Земля, окружавшая эти усадьбы, была разделена на прямоугольные участки широкими дорогами, ограниченными с обеих сторон сложенными из бута стенами. Почва на этих участках была тщательно обработана под виноградники или сады. На остальном пространстве Гераклейского полуострова также сохранились остатки протекавшей здесь в древности оживленной хозяйственной жизни. Об этом говорят следы дорог, остатки каменных оград, башен с колодцами и цистернами и пр. Но здесь каждая сельскохозяйственная усадьба была своего рода маленькой крепостью. В случае опасности обитатели усадьбы могли временно укрыться в башне, составлявшей неотъемлемую принадлежность усадьбы. Такая организация усадеб обусловливалась близким соседством воинственных таваров. Было приложено много труда, чтобы искусственно оросить почву и предохранить ее от смыва. В случае серьезных военных событий херсонесцы укрывались за стенами города, которые были построены с соблюдением всех основных правил фортификационного искусства древности. Толщина стен Херсонеса достигала 3,8 м, высота — 8—10 м, а высота башен была еще большая. В стенах имелись ворота, обороняемые башнями и передовой стеной, и вылазные калитки. На стену вела широкая лестница. Каждый гражданин Xepcoнеса обязан был защищать город. Наемного войска Херсонес не со­держал.

Виноделие, занимавшее одно из первых мест в производстве Херсонеса, требовало значительного коли чества керамической тары для хранения вина и его перевозки. В Херсонесе и в его окрестностях были найдены остатки гончарных мастерских. Раскопки в северо-восточной части города привели к открытию керамической мастерской III в. до н. э. Остатки другого крупного керамического предприятия были найдены за пределами города, около оборонительных стен. Производство, выпускавшее простые амфоры чернолаковую столовую посуду, терракоты, обслуживалось несколькими обярегательными печами.

Обнаружены в Херсонесе следы и других производств, обслуживавших сельское хозяйство и частный быт. К ним относится ткацкое ремесло, ювелирное дело, обработка кости и др. Наряду с предметами местной промышленности в Херсонесе были распространены и привозные изделия; сюда ввозились постоянно как обиходные, так и высокохудожественные керамические изделия, вещи из драгоценных металлов и пр. Ввоз этот шел как из собственно Греции, так и из Малой Азии и с островов.

Одним из наиболее замечательных образцов художественных ювелирных изделий, привезенных в Херсонес, вероятнее всего, из Афин, являются золотые ювелирные изделия, в том числе замечательные серьги, найденные в склепе под оборонительной стеной города в погребении, относящемся к концу IV в. до н. э. В склепе была погребена семья строителя стен или лица, значительно способствовавшего их сооружению.

По своему государственному устройству Херсонес был, как и Ольвия, типичным демократическим рабовладельческим городом-государством. Верховная власть принадлежала народному собранию и совету, состав последнего менялся ежемесячно. Из правящих органов главным была коллегия архонтов с председателем коллегии («первым архонтом») во главе, а также коллегия «блюстителей законов», орган, контролирующий соблюдение» херсонесской конституции. Государственными финансами ведали особые должностные лица. Херсонес чеканил свою монету (серебряную и медную). Военная власть была в руках стратега. Рыночной площадью ведали агоракомы, городским хозяйством и порядком — астимомы. Во главе религиозных дел стояло особое лицо — «царь». Нам известей и ряд других должностных лиц в Херсонесе (продик — прокурор, казначей, гимнасиархи — начальники гимнасий, эпимелеты и т. д.).

К началу III в. до н. э. относится замечательный херсонесский документ — надпись, содержащая присягу, которую, повидимому, должны были приносить все херсонесские граждане. Вот наиболее характерные параграфы этой присяги: «Я буду единомышлен,— клянется херсонесский гражданин,— о спасении и свободе государства и граждан, не предам Херсонеса, Керкинитиды и Прекрасной гавани и прочих укрепленных пунктов и из остальной территории, которою Херсонес управляет или управлял, ничего никому, ни эллину, ни варвару, но буду оберегать все это для херсонесского народа. Я не буду ниспровергать демократического строя и не дозволю этого предающему и ниспровергаю­щему и не утаю этого, но доведу до сведения государственных должностных лиц. Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан. Я не буду давать или принимать дары (т. е. подкуп) во вред государству и гражданам. Я не буду замышлять никаких несправедливых дел против кого-либо из граждан, не отпавших от демократии, не дозволю этого и не утаю, но доведу до сведения демиургов [должностных лиц] и на суде подам голос по законам. Я не буду составлять заговора ни против херсонесе кой общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа. Если я узнаю о каком-либо заговоре, существующем или зарождающемся, я доведу об этом до сведения должностных лиц», Херсонесская присяга является неоценимым памятником для изученния истории города.

Особенно следует подчеркнуть, что в ней отражена острая классовая борьба. По-видимому, сам документ появился в результате неудачной попытки верхушки рабовладельцев установить тиранию или власть немногих.

Главной богиней Херсонеса была Дева, которая в херсонесских документах называется «постоянной заступницей» Херсонеса, его «царицей». Годами ее «царствования» датируются херсонесские документы римского времени, изображение Девы и монограмма ее имени помещаются на монетах. Упоминается храм Девы, ее жертвенник, стоявший на акрополе, где находился и жертвенник божества, олицетворявшего самый город и называвшегося его именем Херсонес. С культом Девы были связаны в Херсонесе многочисленные легенды о ее «чудесах» и «знамениях». Местный историк Сириек (III в. до н. э.) описал в своем труде все эти проявления чудодейственной силы богини. Среди других культов особой популярностью пользовался в Херсонесе культ Геракла, при несенный колонистами из их метрополии Гераклеи, где он почитался как покровитель города.

В конце III и II в. до н. э. Херсонес подвергался нападениям скифов, создавших крупное государственное объединение в Крыму. Фрагмент херсонесского декрета последних десятилетий III в. до н. э. содержит известие о нападении на Херсонес «варваров» во время празднования в честь Диониса. Повидимому, город не раз подвергался осаде, что подтверждается обнаруженным в оборонительной стене Херсонеса проломом, позднее заложенным. В борьбе против скифов Херсонес прибегает к помощи сарматов, о чем повествует полулегендарный рассказ греческого писателя Полнена (VIII, 56) о сарматской царице Амаге, которая с целью оказания помощи херсонесцам с небольшим отрядом совершила внезапный набег на скифского царя и убила его, а сыну его приказала не трогать соседних греков.

Позднее сарматы уже не оказывали городу помощи, а затем помогали скифским царям Скилуру и Палаку.

Не надеясь собственными силами отразить напор скифов, херсонесцы попытались найти поддержку на стороне. В 179 г. до п. э. был заключен договор между Херсонесом и понтийским царем Фарнаком, по которому последний обязывался помогать Херсонесу в случае нападения варваров.

ознаменован серьезными политическими осложнениями в связи с борьбой против скифов. Потеря политической самостоятельности и войны в оконце II в. до н. э. сильно подорвали экономику Херсонеса.

5/5 - (1 голос)


: 4 комментария
  1. Sandra

    Гуляя по сохранившимся до нашего времени руинам Херсонеса Таврического, который является сейчас городом музеем под открытым небом, даже не верится, что многие тысячи лет назад здесь бурлила активная политическая, экономическая и общественная жизнь. Это, пожалуй, один из немногих древнегреческих городов, который, благодаря раскопкам, можно посмотреть «в живую». А самое известное место Херсонеса, базилика, вообще известна каждому школьнику. На учебниках по истории 5 класса, на обложке изображена именно она.

    1. Археолог

      На учебниках изображена триумфальная арка из Пальмиры.
      а кроме Херсонеса Вы можете «в живую» посмотреть Горгиппию, Фанагорию, Нимфей, Пантикапей, Феодосию, Танаис, Тиритаку, Ольвию и многие другие.

  2. Анна Прохорова

    Да, «в живую» остатки греческих городов можно посмотреть много где, но в Херсонесе обломки древней керамики прямо под ногами хрустят. Мне говорили, я не верила. А потом доехала туда, глядь, а так оно и есть. Понавезла оттуда домой всякой красоты в большом количестве. И на абсолютно законных основаниях, без всякого «черного копания»

  3. ##FIO##

    Если учесть тот факт, что покровительнице Херсонеса Таврического богине Деве приносились в жертву пленники, захваченные во время пиратских набегов (это доказали археологические раскопки жертвенника), то можно понять, какой «весёленький» предок был у современного города-героя Севастополя. Недаром византийский император Константин Багрянородный писал, что у жителей Херсонеса нет ни совести, ни чести и от них можно ожидать всего, чего угодно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *