Патриотизм – слово известное каждому человеку, но точное определение, которого практически никто не знает в современном мире. Что скрывается за словом патриотизм, и какова роль данного понятия в жизни современного человека?
По сути, само понятие «Патриотизм» имеет весьма простое определение. Это любовь к своей стране, к своему государству и способность подчинить свои частные интересы, интересам Отечества. На словах это очень красиво, но далеко не каждый человек, называющий себя патриотом, является таковым.
Развитие патриотизма на уроках истории
Рупором современного патриотизма становится учитель истории, который может, как пробудить интерес к прошлому страны, так и сделать это самое прошлое неважным и непонятным для детей.
Рассказы о подвигах ветеранов, о многочисленных битвах, в которых погибали наши соотечественники – все это воспитывает в ребенке патриотические настроения.
В современном мире популяризации иностранной культуры, все чаще дети забывают о том, как важно быть патриотом своей страны. Ребенок должен одновременно с уважением относиться к культурам и обычаям в разных странах, но при этом, в первую очередь, защищать интересы своей Родины. Ведь вне зависимости от политических катаклизмов и экономических неприятностей, судьба страны всегда зависит от ее граждан.
Можно ли сказать, что патриотизм окончательно исчез с радаров современного человека и забыт нынешним поколением? Конечно же, нет. Однако все чаще дети забывают о патриотических чувствах, и в этом есть вина и преподавателя.
Каким же образом можно воспитывать патриотизм в современных детях?
- Путем вызова чувства уважения к своей Родине через призму уроков истории;
- Путем вызова уважения к своему краю через призму уроков краеведения;
- С помощью рассказов о подвигах и свершениях русского народа;
- С помощью прочтения отрывков величайших произведений классиков о нашей Родине
Если говорить метафорично, дети — это пластилин, из которого преподаватель может слепить ответственного гражданина, способного защитить и любить свою страну.
Способов пробуждения патриотизма в детях огромное количество. Здесь ни в коем случае нельзя игнорировать краеведение, ведь Родина для многих людей начинается со своего города, района, двора. Дети должны испытывать чувство гордости за свою страну даже в тех ситуациях, когда государство постиг очередной кризис.
Русский народ знаменит именно тем, что вне зависимости от обстоятельств, всегда оставался сильным и поднимал на ноги страну. Именно такими необходимо воспитывать наших будущих граждан.
Разумеется, патриотическое и нравственное воспитание невероятно взаимосвязаны друг с другом. Культура поведения, взгляды на жизнь – все это должно формировать в неотрывной связи с патриотизмом.
Можно ли назвать патриотичным то, что ребенок не мусорит на улице, понимая, что загрязнение окружающей среды негативно сказывается на его городе, а значит и на всей стране в целом? Возможно, это также проявление патриотизма.
Очень важно, чтобы дети видели разницу и четкую границу между патриотизмом и национализмом. Любые проявления национализма в настроениях ребенка – это не самый лучший пример духовного и нравственного воспитания патриотизма. Гордость за свой народ ни в коем случае не должна переходить в ненависть по отношению к другим людям из-за их национальности.
Проявление уважения не только к окружающей среде, но и к гражданам своей страны – это также патриотизм. Ведь для того чтобы быть патриотом совершенно необязательно отправляться на поле брани и пытаться там доказать любовь к государству. Патриотизм – это то, что наполняет человека изнутри, его характер и взгляды на жизнь, сформированные как на уроках истории, так и дома.
Разумеется, у многих преподавателей нет сил и времени на то, чтобы воспитывать патриотизм в детях. Ограниченная программа не позволяет донести до школьников даже половину того, что хотелось бы рассказать учителю.
Именно поэтому так важно проводить внеурочные занятия по патриотизму и патриотическому воспитанию детей. Возможно, первые несколько занятий пройдут с трудом, но в дальнейшем, учитель обязательно заметит результаты своей деятельности, и поймет насколько качественную и важную работу он провел.
Патриотическое воспитание – это тема для дискуссий среди многих академиков и ученых. Один учитель не сможет обеспечить грамотное патриотическое воспитание всей страны. Для этого необходимо, чтобы каждый педагог, в первую очередь, был патриотом и наполнял этим огнем всех своих учеников.
Да сейчас много тех, кто якобы патриот. На 9 мая мы все наряжаемся, носим ленточки, а как дата пройдет, все забывают про стариков и их подвиг. Мало ввести обязательное обучение патриотизму в школе, этому и дома должны учить. Вот только новое поколение может не успеть с этим по отношению к ветеранам.
Избитые фразы, повторяющиеся год от года, со стандартными упреками, неизвестно кому. Патриотизм — это, прежде всего беззаветная любовь к Родине и готовность ради нее пожертвовать самым дорогим. Если это воспитано, то и другие, важные черты, присущие этому понятию, будут проявляться в делах патриота.
Мне нравится высказывание Сергея Жадана о патриотизме: «Родина требует любви всегда. Любовь вообще требует усилий и настойчивости, а любовь к Родине — особенно. Хотя бы в силу своей безнадежности.» Настоящий патриот — тот, кто делает Родину лучше: цветы в палисаднике выращивает, за порядком в подъезде следит, помогает одинокой старушке-соседке. А флажки, ленточки, всякие слова красивые — дело десятое…
Родина в широком смысле этого слова — это то самое место, где материализуется наше идеальное представление о счастье, которое было сформировано в детстве.