Культурное развитие


Культурный уровень коренного населения Сибири, задавленного колониальным гнётом царизма, продолжал оставаться очень низким. Господствовала почти поголовная неграмотность. Как исключение следует отметить деятельность первого бурятского учёного Дорджи Банзарова: получив высшее образование в Казани, в 1846 г. он защитил диссертацию «Чёрная вера или шаманство у монголов»; работа эта и сейчас не утратила научного значения. Банзаров специализировался затем на изучении монгольских и маньчжурских рукописей. Но, не получая ни от кого поддержки, назначенный на мелкую административную должность в Иркутской губернии, этот талантливый учёный постепенно отошёл от науки и вернулся к патриархальной степной жизни своих соплеменников. В 1855 г., всего 32 лет от роду, Банзаров умер.

Важнейшими событиями культурной жизни Сибири в первой половине XIX в. были экспедиции, путешествия и исследования, касавшиеся как окраин её, так и внутренних областей. Из больших морских экспедиций, связанных с изучением северных и восточных берегов Сибири, а также американских владений России, следует отметить первую русскую кругосветную экспедицию Крузенштерна и Лисянского (1803—1806 гг.), плавания Головнина в северной части Тихого океана (1807— 1809 гг ), открытие и исследование Новосибирских островов экспедицией Геденштрома (1809—1811 гг.), экспедицию Коцебу (1815—1818 гг.), исследование северного побережья Сибири капитаном Литке (впоследствии президент Академии наук) в 1821—1824 гг., Врангелем и Ф. Ф. Матюшкиным в 1820—1824 гг. Из экспедиций, посвященных изучению внутренних областей Сибири, наибольшее значение имело путешествие Миддендорфа в 1843—1844 гг., давшее большой и разносторонний материал по целому ряду районов северной и восточной части Сибири — от Таймыра до низовьев Амура. Крупное, хотя и более узкое, значение получили также лингвистические исследования Кастрена 1838—1849 гг., изучившего впервые целый ряд языков народов Сибири — монгольских, тунгусских, угро-финских.

Крупную культурную роль в Сибири играли политические ссыльные. Во второй четверти XIX в. в разных городах Западной и Восточной Сибири отбывали долголетнюю ссылку декабристы. Пребывание их в Сибири не прошло бесследно для культурного развития края. Некоторые из декабристов (В. Раевский, Якушкин, Завалишин и др.) занимались в Сибири педагогической деятельностью; Оболенский и братья Бестужевы организовали школу при Петровском каземате. Декабристы помогали населению в улучшении сельскохозяйственного и ремесленного производства, заводили образцовые рациональные земледельческие хозяйства (Кюхельбекер, М. Муравьёв), содействовали распространению среди бурят ремёсел (братья Бестужевы). Другие оказывали населению медицинскую помощь (доктор Вольф, Кюхельбекер, Шаховской и др.). Ссыльные декабристы организовали в некоторых городах образовательные кружки, читали новую литературу и пр. Всё это содействовало культурному развитию населения Сибири.

Таким образом, коренным вопросом общественного развития народов России на этом этапе был вопрос об уничтожении крепостничества и самодержавия. Это было общей задачей как великого русского народа, шедшего во главе борьбы, так и всех других народов России. От того, будет ли уничтожена феодальная собственность на землю и крепостное право, утвердится ли капитализм, осуществится ли демократизация общественного и политического строя и каким образом будут разрешены эти задачи,— от всего этого зависело будущее всех народов России.

Оцените статью!

Не нашли нужного вам материала статьи? Не проблема, мы подготовим его для вас бесплатно. Оставьте свою заявку!



: 1 комментарий
  1. Амалия

    В свое время довольно большую роль в культурном развитии российской глубинки сыграли наполеоновские военнопленные 1812 года. Они зачастую становились учителями, воспитателями в дворянских семьях. Правда, в Сибири их влияние было незначительным, поскольку в основном военнопленные содержались в приволжских областях, менее удаленных, но бывали и исключения. Для Сибири большое значение имели ссыльные декабристы, многие из которых были высокообразованными людьми, да и сами идеалы декабристов призывали нести просвещение в народ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *