Духовная культура


Термин духовная культура включает типы сознания общества и то, какой след эти понятия оставляют в виде памятников культуры. Люди, стремящиеся реализовать свои цели в жизни, создают незаменимые ценности, материального и нематериального значения, получая при этом наслаждение. Но к духовности относится стремление достичь только ценностей нематериальных.

Что определяет духовную жизнь людей

Сфера жизни внутри общества не обходится без производства духовных ценностей, и распределения этих ценностей, удовлетворяющих человеческие потребности. Это называется духовной жизнью. Она не является плотской потребностью, а только отражает внутренний мир с нравственными стремлениями и интеллектуальными действиями. Человечество взаимодействует с миром, который его окружает и его частями, которые состоят из знаний, веры, чувств и переживаний. А также из потребностей, стремлений, убеждений и достижения целей.

Эти составляющие создают, усваивают, сохраняют и распространяют, считая культурными ценностями, осознавая собственный долг, ответственность и достоинство.

Духовная культура: место в общественной жизни

Различается: культура материальная, связанная с природой, создающая удобства. Духовная культура создана «возделывать» мир внутри, в душе человека. Удовлетворение духовных потребностей происходит с созданием продуктов, принадлежащих духовному направлению:

  • это идеи и образы;
  • ценности с теориями;
  • общественные связи;
  • уровни развития общества.

Истории известно много случаев с более высокой оценкой обществом материальных ценностей, чем стоят духовные. Вместо небесных законов действуют те, которые создали люди, чтобы удовлетворять материальные потребности. Если технические достижения, улучшающие жизненные условия, вытеснят культурные ценности, последует самоуничтожение общества.

Известные названия термина

К культуре духовной, составной части культуры общей, причисляют нравы с обычаями, появление языковых различий, верований и продуктов искусства. Такое понимание культуры существовало в XIX веке в Германии.

Английские и французские эволюционисты также это поддерживали. В работе Тейлора упоминается деление культуры на материальную и умственную части.

Российские философы и социальные аналитики считают термин за основу начала зарождения общества. Добавляются новые термины «сфера духа», «духовное обновление». Позже добавили «духовный процесс» с «духовными благами» и «духовным производством».

История возникновения термина

Определения «культуры» трактуются разными авторами с отличиями. Впервые оно появилось на латыни, произносилось «култура», что означает возделываю, обрабатываю землю. Со временем значение становилось шире. Теперь – это относят к единым ценностям и нормам, которые накопили люди. Различия в «культуре материальной» и «культуре духовной» появились в XIX веке.

Истоки зарождения культуры – в первобытных племенах, с их запретами и перениманием младшими полезных действий у старших.

В эпоху Просвещения термин ставили в противоположность природе – исходному, но не совершенному состоянию. С помощью культуры природу совершенствовали, одновременно считая эти действия пороком. Во времена Средних веков, используя ритуальные действия, человек одухотворялся, поэтому вместо «культуры» чаще употребляли слово «культ».

С XVIII — XIX века в Германии и России вместо термина, обозначающего «культуру» начали вводить термин «цивилизация», имеющего связь с произведением материальных благ. XX век добавил социальные понятия, принятые обществом для строительства отношений с природными явлениями, в обществе и друг с другом.

Признаки

Духовная культура характерными чертами:

  • постоянным стремлением совершенствоваться, и внесением улучшений в окружающий мир;
  • ориентируется на идеальные пропорции;
  • соблюдает глубокие нравственные традиции;
  • обладает выбором свободы в творчестве;
  • бескорыстна и не утилитарна.

Причём отдельно взятое общество отличается собственными признаками: мифологической системой, эпосом и философскими концепциями. Эта культура долговечнее, ярче и богаче, чем жизнь среди материальных благ. Даже если погибнет один шедевр, люди будут помнить о нём, и рассказывать молодому поколению. Это живой движущийся организм, вовремя реагирующий на то, что происходит в обществе.

Причины

Изучением и причинами происхождения культуры занимается антропосоциокультурогенез. Эти причины нужно искать среди первобытных людей, которые появились почти 3,5 млн. лет тому назад.

Потребности в зарождении культуры:

  1. Появление первых людей на территории Африки.
  2. Постепенное расселение на других землях, отчего появились и закрепились расовые отличия и культурные различия.
  3. Осваивание новой пищи и незнакомых природных явлений.
  4. Труд, как приспособление к новым условиям, потребовал изготовление орудий труда, понадобилась и домашняя утварь.
  5. Накапливаются полезные знания.
  6. Развитие досуга, общения, возникновение обрядов, игр и обычаев, регулирование брачно — семейных отношений.

Одновременно развивается речевое общение, homo sapiens учится считать, изображать, заниматься ритмичными коллективными действами, творчеством. Зарождение культуры дало начало развитию практической магии с мифологией, первоначальным формам религии. Поэтому причинами появления культурных традиций можно назвать социальную необходимость.

Виды и типы с разновидностями

Духовная культура включает философию с наукой, религию с искусством. Сюда же входят мораль с этикой, право с политикой и другие составляющие. К разновидностям причисляют:

  • продукты искусства;
  • продукты для связи между общественным сознанием, состоящие из теории, знаний и научных концепций;
  • продукты общественно — психологического явления, включающие общественные мнения, идеалы, ценности и социальные нормы.

Типология определяется:

  • религиозными направлениями;
  • региональными и национальными;
  • принадлежностью к сельским или городским культурам, экономической, политической или педагогической культуре, экологической или другого направления.

Кроме того тип зависит от мастерства и аудитории, учитывая неразрывную связь с материальными продуктами (орудиями труда, книгами, музыкальными записями).

В качестве примеров

В позднем палеолите человек, не находя объяснения непонятным явлениям, стал приписывать их сверхъестественным силам. Вместо религии в то время верили в магию, амулеты, талисманы. Человек поклонялся тотему в виде зверя, предмету или природному явлению, делая из этого культ.

В железный век верили языческим богам – покровителям главных природных сил: Богу грома, Богу Солнца и другим.

В медный и бронзовый век появились музыкальные инструменты, которые использовали в обрядовых действах. Начинается расцвет изобразительного искусства.

Позже духовная культура пополнилась:

  • нормами морали;
  • религией с верой в Бога;
  • философией;
  • наукой и идеологией – комплекс из различных убеждений, с добавлением собственных идей и взглядов.

Если точнее, духовная культура объединяет музыку с песнями, сказками, молитвами и религиозными обрядами. А также с танцами, философскими идеями и другим, придуманным человечеством. Материальную культуру составляют произведения, которые изготовили руки человека, прикладывая физические действия с применением знаний.

Сопутствующие понятия

Нравственные духовные ценности – доброта, творчество, дружба, любовь, свобода. С помощью таких ценностей устанавливается родственная близость среди людей, и происходит оценивание конкретных житейских ситуаций, поступков других людей и собственного поведения.

Социальные духовные ценности – достижения, к которым стремятся. Быть в курсе научных знаний, разбираться в религии, знать правовые законы, интересоваться культурой и искусством. С помощью этих ценностей люди живут в едином социуме, общаются, уважая чужие права, законы и справедливость.

Абсолютные духовные ценности неизменны, они едины для всех людей. Речь идёт о гуманизме, добре, труде, здоровье, любви к Родине.

Кем и когда был введен термин, последствия возникновения

Термин «духовная культура»принадлежит немецкому философу, лингвисту и государственному деятелю XIX века. Это Вильгельм фон Гумбольдт. Пользуясь данными собственной историко — философской идеи, Гумбольдт определил. Создание Всемирной истории обязано духовным силам творчества человека. В результате появляются продукты культуры духовной.

Работы выдающегося английского учёного, исследовавшего зарождение очагов культуры среди первобытных людей, Эдварда Бернетта Тайлора, отмечают состав культуры из 2-х частей – умственной и материальной.

Определение духовной культуры по Тайлору: это содержание внутреннего мира отдельных людей, которые создают (творят) умственные продукты, не подключая руки, а пользуясь исключительно разумом. Также это произведения, включающие духовные ценности, результаты науки, с добавлением законов и обычаев. Продукты духовного производства воплощают в памятники искусства, литературы, архитектуры и принадлежащие другим видам творчества людей.

Период завершения или исчезновения

Происходит постепенное обесценивание термина, обозначающего «духовную культуру» На главное место для человечества выходит значение техники. Люди самостоятельно строят собственный мир, и хотят управлять явлениями природы, не замечая губительных для Земли последствий. Если раньше культуру связывали с цивилизацией, то теперь, с помощью созданной техники, человечество убивает биологические начала. Подчиняя природу, объясняет это необходимостью для улучшения качества жизни людей. Видят не красоту природы, а её полезность с технической точки зрения.

Пока ещё значение духовной культуры и духовности понимается по определениям советского периода, но опуская политико — идеологическую определенность. Чаще упоминается не духовная культура, а производство, говоря только о человеческих достижениях или высокой нравственности. Зарубежные трактовки связывают термин духовной культуры и духовности с религией. При этом утрачиваются исследования объективно — научных результатов всех областей культуры.

Актуальность современности

Широко применять термин продолжают учёные и философы, подтверждая их востребованность. Но трактовки разными авторами разнятся, потому что нет единого смыслового понимания. Хотя чаще встречаются определения с точки зрения науки и самостроительства человека как личности. Тем самым признаются высшие социальные и моральные проявления в обществе, отображая конструктивные начала познавательно — аналитических современных исканий.

Со стороны аналитиков должны появиться новые познавательные научные ориентиры, методы, по-новому сформулированные проблемы и гипотезы. Цивилизованному развитому обществу, для существования, необходимо наличие духовной культуры. Но её развитие сдерживается ростом производства продуктов материальной культуры.

Противоположность

Духовность людей определяется одухотворённостью, высокой нравственностью, идеалами и поддержанием религиозных догм.

У бездуховного человека нет признаков высокой нравственности, отсутствуют гражданские, культурные качества и эстетические потребности. Такой человек следует только биологическим инстинктам.

Термин в России

Духовность в 60–70-х гг. связывали с идейностью и верованием людей в коммунистические идеалы. Теперь эти понятия распространяются массово, что не всегда приемлемо. Первое – слишком сложное для понимания определение. Второе – различия в смыслах определений у разных авторов. Третье – поверхностная трактовка.

Значение духовности для человека

Высокоразвитых духовно людей отличает развитый вкус и воспитание, а также восприятие нравственных и моральных норм. Это образованные и эрудированные личности. Они интересуются не только собственной профессиональной сферой, но и тем, что происходит вокруг, расширяя накопленные знания.


Использованная литература и дополнительные материалы по теме:

  1. А. К. Уледов «О духовной жизни общества». М., 1980 г.
  2. А. Мень «О культуре и духовном восхождении». М., 1992 г.
  3. Е. П. Белозёрцев. Историко-культурный феномен. Образование, 2004 г.
  4. Л. В. Камедина. «О духовных смыслах русской словесной культуры», 2014 г.
  5. Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский. Учебник «Обществознание» для 10 класса. Москва. Издательство «Просвещение», 2014 г.
  6. О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Легион. Ростов-на-Дону, 2017.
  7. С.В. Веретенникова. Учебное пособие по основам духовной культуры. «Педагогическое образование», 2019 г.
5/5 - (1 голос)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *