Память о боевой славе русского крейсера «Варяг»


Variag

27 января (9 февраля) 1904 года российский крейсер «Варяг», сопровождаемый канонерской лодкой «Кореец», принял неравный бой с шестью крейсерами и тремя миноносцами японской эскадры. После боя экипажи русских кораблей приняли решение уничтожить свои суда. «Варяг» был затоплен, а «Кореец» – взорван. Оставшиеся в живых русские моряки перешли на суда нейтральных держав и были доставлены в порты Российской империи весной 1904 года. История «Варяга» была с восторгом воспринята в России и на Западе.

Встреча моряков и военные почести

Нападение на «Варяг» в водах нейтрального государства и без объявления войны вызвала мощную реакцию в российской прессе. К весне 1904 года, когда экипажи «Варяга» и «Корейца» вернулись в Россию, тысячи людей знали о битве в бухте Чемульпо из прессы. Торжественная встреча матросов и офицеров прошла дважды: сначала в Одессе, куда моряков доставили английские и французские корабли, а затем в Петербурге. В столице моряки прошли парадным маршем от Николаевского вокзала до Зимнего дворца, где их приветствовал сам император.

По прибытии в Одессу каждый офицер «Варяга» и «Корейца» получил орден Св. Георгия, а каждый матрос был награждён Георгиевским крестом. В Петербурге все члены экипажа получили от императора столовые приборы и наградные часы. 5 июня 1904 года Николай II также учредил медаль «За бой „Варяга“ и „Корейца“», которой были награждены матросы и унтер-офицеры, участвовавшие в битве. До возвращения в Россию каждый участник боя у Чемульпо дал обязательство не участвовать в войне против Японии. Их обещания подтвердил Николай II. После торжественной встречи в Петербурге моряки «Варяга» и «Корейца» продолжили службу на Балтийском флоте.

«Песнь о „Варяге“»

Всего через две недели после боя у «Чемульпо», 25 февраля (н.ст.) 1904 года мюнхенский журнал «Югенд» опубликовал стихотворение «Der Warjag» австрийского поэта Рудольфа Генриха Грейнца. В апреле того же года появился русский перевод, выполненный Евгенией Студенской. Вскорости эти стихи были положены на музыку Алексея Турищева. «Песнь о „Варяге“» впервые была исполнена на званом приёме для моряков «Варяга» в Петербурге 16 (29) апреля 1904 года. Со временем в музыку Турищева были внесены некоторые изменения, но в большинстве источников он по-прежнему указывается как единственный автор. Песня Студенской и Турищева, известная под разными названиями, чаще всего упоминается под заголовком, взятым из её третьей строки: «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“».

«Песнь о „Варяге“» быстро стала известна на флоте. Она стала неофициальным гимном русских моряков. В годы Первой мировой войны авторство австрийца Грейнца стали замалчивать, а из песни выбросили третий куплет, в котором японцы были названы «желтоглазыми чертями». Причина этого изменения очевидна: за десять лет австрийцы стали врагами русского флота, а японцы – союзниками.

В отличие от большинства маршей царской России, «Песнь о „Варяге“» не была забыта в советское время. До сих пор её исполняют на торжественных и траурных мероприятиях.

Корабли, названные в честь «Варяга»

В русском флоте существует традиция передавать имя проплавленного корабля новому судну. В ХIХ веке такой чести удостоились бриг «Меркурий» и линкор «Азов». В ХХ веке несколько крейсеров унаследовали имя «Варяга».

Первый «Варяг» был поднят со дна японцами, возвращён в боеспособное состояние и принят в состав японских ВМС под названием «Соя». Во время Первой мировой войны крейсер был возвращён России, а после Октябрьской революции был арестован английским правительством и перепродан на металлолом. В 1925 году он затонул во время неудачной буксировки в Исландском море. Новые «Варяги» появились в советском флоте в послевоенное время.

В 1962 году в «Варяг» был переименован многоцелевой крейсер «Сообразительный». Этот крейсер входил в состав Тихоокеанского флота и участвовал в ряде операций в акватории Индийского океана. В 1990 году «Варяг» был списан и позднее утилизирован.

Другой крейсер получил имя «Варяг» в 1996 году. Он был построен для Черноморского флота, а в 1990 году переведён в Тихоокеанский флот под названием «Червона Украина». В 1996 году этот ракетный крейсер стал флагманом флота и одновременно был переименован в «Варяг». Он продолжает службу в российском флоте по сей день (2015 год).

Один из «Варягов» так и не стал на вооружение российского флота. В 1990 году спущенный на воду, но недостроенный авианесущий крейсер «Рига» был переименован в «Варяг». Строительство, проходившее в украинском городе Николаеве, было заморожено вскоре после распада СССР. В 1998 году он был продан в КНР для переоборудования в плавучее казино, но по прибытии в Китай был достроен и принят на вооружение в 2012 году под названием «Ляонин». По иронии судьбы этот бывший «Варяг» приписан в порту Далянь, в непосредственной близости от бывшего порта приписки прославленного «Варяга», которым командовал капитан Руднев.

Оцените статью!

Не нашли нужного вам материала статьи? Не проблема, мы подготовим его для вас бесплатно. Оставьте свою заявку!



: 2 комментария
  1. Трепов

    Подвиг «Варяга» не вызывает сомнений, есть вопросы прежде всего к флотскому командованию, оказавшемуся не на высоте положения. Войну предполагали решением вопроса но были преступно к ней не готовы и как всегда, героизмом расплатились моряки.

  2. Ольга

    Японцы заперли «Варяг» и «Кореец» в Чемульпо, потребовали покинуть порт, угрожая расстрелом на рейде. Командир В.Ф.Руднев решил идти на прорыв в море. Силы были не равными: крейсер расстрелян.
    Николай II наградил Всеволода Федоровича орденом Св.Георгия, а император Японии Орденом Восходящего солнца в знак восхищения героизмом русских моряков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *