Включение восточной Армении в состав России. Культура Армении


Армения позже других закавказских народов вошла в состав России, хотя дружественные связи армянского народа с русским и тяготение к объединению с Россией восходят к давним временам. В течение почти всего первого тридцатилетия XIX в. Армения стонала под гнётом поработивших её отсталых стран — Персии и Турции. Основная её часть являлась персидской провинцией и представляла яркий пример того, к какому упадку и унижению могли привести закавказский народ персидские хищники. Сотни армянских селений вовсе опустели, представляя собой пример «мёртвых деревень»,— армянское население разбежалось, спасаясь от невыносимых феодальных повинностей и бесчисленных поборов. Среди огромного количества налогов на армян существовал даже особый налог за «снос зубов» персидского сборщика податей, изволившего питаться за счёт армянского крестьянина в его же хижине. Армянское население, древней религией которого было христианство, испытывало тягчайший национальный и религиозный гнёт жестоких ассимиляторов.

Во время русско-персидской войны 1826—1828 гг. армянское население с восторгом встречало русскую армию и оказывало ей всемерную помощь.

Включение Армении в состав России имело всестороннее прогрессивное значение для армянского народа.

Прекратился невиданно тяжёлый гнёт персидских поработителей, грозивший полным уничтожением армянскому народу Была ликвидирована феодальная раздроблённость Армении — создана централизованная административная система. Льготные торговые тарифы способствовали транзитной торговле, значительно развилась армянская торговая буржуазия. В деревне началось разложение феодальных отношений. Национально-колониальная политика царизма угнетала Армению. Крестьянские волнения, направленные против местных феодалов и против царских чиновников, имели место в Севанском районе в 1837—1838 гг. и в ряде других районов Армении в 40-е годы.

После включения Армении в состав России армянский народ вступил в тесное общение с русским народом, разделил с ним общую судьбу. Лучшие люди Армении воспитывались в учебных заведениях России, передовые люди России оказали положительное воздействие на культуру армянского народа.

Армения — страна древнейшей культуры. Богатейшее народное творчество отражено в армянском фольклоре. В первой половине XIX в. крупнейшим культурным явлением было творчество Абовяна.

Великий писатель Армении X. Абовян (1805—1848 гг.) был основоположником новой армянской литературы. После освобождения Россией земель Армении и армянского народа из-под многовекового гнёта шахской Персии Абовян основал первое чисто светское училище в Армении и как просветитель I сделал большой вклад в область педагогики. Широко известен его исторический роман «Раны Армении». Реалистически ярко обрисовав тяжёлое положение армянского народа под гнётом Персии, Абовян описал в романе время русско-персидской войны (1826—1828 гг.), в ходе которой Восточная Армения была присоединена к России.

Главный герой романа — Агаси открыл собой целую плеяду типов возвышенных патриотов, выведенных в новой армянской литературе. Роман Абовяна был написан живым народным армянским языком и утвердил этот язык в литературе.

Продолжателем дела Абовяна был поэт Р. Патканян, уже в 1854 г. создавший своё патриотическое стихотворение «Слёзы Аракса», ставшее популярной песней и неоднократно переводившееся на русский язык. Однако позднее некоторое воздействие армянского буржуазного национализма отрицательно сказалось на творчестве Патканяна.

Оцените статью!


: 1 комментарий
  1. Tasyonka

    Взялась читать статью, т.к. интересуюсь историческими предпосылками образования 15 социалистических республик. Спасибо за информацию о творчестве Абовяна и Патканяна; к своему стыду, не слышала раньше об этих литераторах.
    Однако текст вызвал у меня несколько вопросов. Первый из них: «Когда конкретно произошло присоединение Армении?» Решила почитать по этой теме и обнаружила, что ещё до русско-персидской войны восточная часть Армении уже была в составе Грузинской губернии, относящейся к России. А вот в 1828 году в результате Туркманчайского мира была образована Армянская область, в которую вошли остальные территории. Думаю, что стоит внести в статью информацию о том, что Армения входила в состав России постепенно. Второй вопрос про национально-колониальную политику царизма, которая угнетала Армян – это уже про русских царей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *