Армения позже других закавказских народов вошла в состав России, хотя дружественные связи армянского народа с русским и тяготение к объединению с Россией восходят к давним временам. В течение почти всего первого тридцатилетия XIX в. Армения стонала под гнётом поработивших её отсталых стран — Персии и Турции. Основная её часть являлась персидской провинцией и представляла яркий пример того, к какому упадку и унижению могли привести закавказский народ персидские хищники. Сотни армянских селений вовсе опустели, представляя собой пример «мёртвых деревень»,— армянское население разбежалось, спасаясь от невыносимых феодальных повинностей и бесчисленных поборов. Среди огромного количества налогов на армян существовал даже особый налог за «снос зубов» персидского сборщика податей, изволившего питаться за счёт армянского крестьянина в его же хижине. Армянское население, древней религией которого было христианство, испытывало тягчайший национальный и религиозный гнёт жестоких ассимиляторов.
Во время русско-персидской войны 1826—1828 гг. армянское население с восторгом встречало русскую армию и оказывало ей всемерную помощь.
Включение Армении в состав России имело всестороннее прогрессивное значение для армянского народа.
Прекратился невиданно тяжёлый гнёт персидских поработителей, грозивший полным уничтожением армянскому народу Была ликвидирована феодальная раздроблённость Армении — создана централизованная административная система. Льготные торговые тарифы способствовали транзитной торговле, значительно развилась армянская торговая буржуазия. В деревне началось разложение феодальных отношений. Национально-колониальная политика царизма угнетала Армению. Крестьянские волнения, направленные против местных феодалов и против царских чиновников, имели место в Севанском районе в 1837—1838 гг. и в ряде других районов Армении в 40-е годы.
После включения Армении в состав России армянский народ вступил в тесное общение с русским народом, разделил с ним общую судьбу. Лучшие люди Армении воспитывались в учебных заведениях России, передовые люди России оказали положительное воздействие на культуру армянского народа.
Армения — страна древнейшей культуры. Богатейшее народное творчество отражено в армянском фольклоре. В первой половине XIX в. крупнейшим культурным явлением было творчество Абовяна.
Великий писатель Армении X. Абовян (1805—1848 гг.) был основоположником новой армянской литературы. После освобождения Россией земель Армении и армянского народа из-под многовекового гнёта шахской Персии Абовян основал первое чисто светское училище в Армении и как просветитель I сделал большой вклад в область педагогики. Широко известен его исторический роман «Раны Армении». Реалистически ярко обрисовав тяжёлое положение армянского народа под гнётом Персии, Абовян описал в романе время русско-персидской войны (1826—1828 гг.), в ходе которой Восточная Армения была присоединена к России.
Главный герой романа — Агаси открыл собой целую плеяду типов возвышенных патриотов, выведенных в новой армянской литературе. Роман Абовяна был написан живым народным армянским языком и утвердил этот язык в литературе.
Продолжателем дела Абовяна был поэт Р. Патканян, уже в 1854 г. создавший своё патриотическое стихотворение «Слёзы Аракса», ставшее популярной песней и неоднократно переводившееся на русский язык. Однако позднее некоторое воздействие армянского буржуазного национализма отрицательно сказалось на творчестве Патканяна.
Взялась читать статью, т.к. интересуюсь историческими предпосылками образования 15 социалистических республик. Спасибо за информацию о творчестве Абовяна и Патканяна; к своему стыду, не слышала раньше об этих литераторах.
Однако текст вызвал у меня несколько вопросов. Первый из них: «Когда конкретно произошло присоединение Армении?» Решила почитать по этой теме и обнаружила, что ещё до русско-персидской войны восточная часть Армении уже была в составе Грузинской губернии, относящейся к России. А вот в 1828 году в результате Туркманчайского мира была образована Армянская область, в которую вошли остальные территории. Думаю, что стоит внести в статью информацию о том, что Армения входила в состав России постепенно. Второй вопрос про национально-колониальную политику царизма, которая угнетала Армян – это уже про русских царей?