Русь была окружена многими неславянскими народами. Ее влияние распространялось на народы Прибалтики (литовцев, латышей и эстонцев), Финляндии и Карелии, некоторые народы Севера (ненцев, коми, юргу), Поволжья (мордву, мари, часть болгар, чувашей и удмуртов), Северного Кавказа (осетин и черкесов), а также на народы Северного Причерноморья (тюркские кочевые племенные союзы половцев, у зов) и Молдавии. Русь поддерживала связи с Закавказьем (населением Грузии, Армении, Азербайджана) и
Средней Азией. Уровень общественного развития этих народов был различен: у некоторых из них существовал еще первобытнообщинный строй, а у других — уже сложившийся феодальный способ производства.
Народы Прибалтики в XI — XII вв. переживали время становления феодальных отношений. Государств у них еще не было. Крестьяне жили сельскими общинами, значительные группы которых составляли полуфсодальные-полупатриархальные объединения во главе с представителями землевладельческой знати — «лучшими», «старейшими» людьми. Такие объединения были в Литве (Аукштайтия, Жсмайтия, Делтува и др.), в Латвии (Латгалия, Земгалия, Корсь и др.), в Эстонии (Ляанемаа, Харыомаа, Саккала и др.).
Население Прибалтики занималось замлсделием, скотоводством и ремеслом, вело торговлю с соседями. В Прибалтике придерживалось дохристианских верований. Замечательными памятниками культуры этого времени являются эстонский эпос «Калевилоэг», литовские и латвийские исторические песни и сказки.
Древние связи прибалтийских земель с Русью были прерваны в начале XIII в. вторжением немецких и датских феодалов. Используя противоречия среди правителей, крестоносцы захватили эстонские и латвийские земли. Иначе сложилась история Литвы. Здесь на основе более высокого экономического развития возник сперва союз князей разных земель (1219 г.), а затем сложилось раннефеодальное государство с великим князем во главе. Первым литовским князем был Мпидовг (1230 — 1264). Великое княжество Литовское с помощью Руси сумело отстоять свою независимость, отбив наступление немецких феодалов.
В Карельской земле, которая входила в состав владений Новгородской Руси, господствовало земледелие при наличии развитых промыслов (охоты и рыболовства), ремесла и торговли. С развитием феодальных отношений в 70-х годах XIII в. Карельская земля была выделена в самостоятельную административную область Новгородской Республики. Среди карел стало широко распространяться христианство. Культура и быт карельского народа получили яркое отражение в выдающемся памятнике народного карело-финского эпоса — «Калевале». С середины XII в. Шведские феодалы стали нападать на Карелию с целью ее захвата и порабощения. Карелы вместе с русскими отбили натиск шведских захватчиков и нанесли им тяжелые ответные удары.
Новгородской республике был подвластен народ коми, живший на Вычегде. Коми занимались охотой и рыбным промыслом, но знали также земледелие и ремесло. У них началось разложение патриархально-общинного строя, появилась общинная знать — старцы.
В условиях родового строя жили на берегах Белого моря ненцы («самоеды»), а по склонам Северного Урала — югра. Видная роль в истории народов Поволжья, Прикамья и Приуралья принадлежала раннефеодальному государству волжских болгар. У них было развитое земледелие, а в крупных городах — Болгаре, Су варе и Биляре существовали разнообразные ремесла. В Болгаре проживали и русские ремесленники. В этот город съезжались купцы из Руси, Средней Азии, Закавказья, Ирана и других стран. Болгарские купцы торговали хлебом с Владимиро-Суздальской землей.
Среди народов Поволжья, подвластных Владимиро-Суздальскому княжеству, начало формирования классовых отношений наблюдалось лишь у мордвы, занимавшейся земледелием и бортничеством. Здесь выделялись «князья» отдельных областей. У других пародов — мари, чувашей, удмуртов еще господствовал первобытнообщинный строй. Башкиры — кочевники Приуралья только начали объединяться в союзы племен, во главе которых стояли старейшины (аксакалы). Большую роль здесь играли еще народные собрания.
У земледельческих и скотоводческих народов Северного Кавказа — аланов (осетин) и адыгейцев, существовали непрочные племенные союзы. Отдельные племенные вожди враждовали друг с другом. В пастбищно-скотоводческих обществах Дагестана имелись патриархально-феодальные объединения, возглавлявшиеся местными правителями: нусалами (в Аварии), шамхалами (в Кумукии), уцмиями (в Кайтаге). Часть из них находилась в зависимости от Грузии.
Население Крыма, состоявшее из аланов, греков, армян и русских, продолжало поддерживать политические, торговые и культурные связи с Русью, несмотря на притязание Византии на господство в приморских городах — Херсонесе (Корсунн), Судаке (Суроже) и Керчи (Корчеве). Связи пародов Северного Кавказа и Крыма с Русью были ослаблены вторжением Северное Причерноморье половцев (середина XI в.).
На территории Молдавии, подвластной галицко-волынским князьям, жили славяне и романизированное население, позднее сложившееся в молдавскую народность Г Здесь имелись города: Малый Галич, Бырлад, Текуч и др.
Ряд народов, входивших в состав Древнерусского государства, продолжал развитие в рамках русских феодальных княжеств и областей. Литовская, латвийская, эстонская и карельская народности формировались в условиях тесного общения с русским народом.
Подвластные Руси неславянские земли несли бремя эксплуатации. Русские князья и бояре обогащались за счет угнетенных народов, получая с них дань — серебро, меха, воск и другие ценности. Но вместе с тем неславянские народы развивались в условиях экономического, политического и культурного взаимодействия с Русью. На землях этих народов строились города, селились русские крестьяне и ремесленники, появлялись купцы. Местное население сближалось с русским трудовым людом и усваивало от него более высокую культуру, втягивалось в рыночные связи и знакомилось с городским бытом и письменностью.
В Центральной Азии сложилось объединение киргизских племен, охватывавшее земли от Алтайских гор до Байкала и Саянского хребта, а также земли тувинские и минусинские. Киргизы занимались скотоводством, но знали земледелие и ремесла и вели торговлю с Китаем. К середине XII в. киргизы попали в зависимость от кара-китаев (киданей), которые из Северного Китая продвинулись до Алтая и овладели Енисеем и Южным Семиречьем. Тяжелое для местного населения господство каракитаев было подорвано выступлением в конце XII в. монголо-язычных племен найманов, которые продвинулись от Алтая до Иртыша и Восточного Туркестана. Большая часть найманов впоследствии постепенно ассимилировалась в среде различных племен и народностей (киргизских, алтайских, тюрко-язычных племен нынешнего Казахстана), полностью утратив свой язык. Позднее все эти земли попали под власть монгольских ханов.
Некоторые народы Дальнего Востока, в частности, население Уссурийского края, где обитали предки нанайцев (гольдов), бассейна реки Хой (племя удягай — позднее удэгейцы), низовьев Амура (гиляки — нивхи), занимались преимущественно охотой и жили в условиях первобытнообщинного строя. В середине XII в. они попали под власть объединения племен чжурчженей, которые заняли владения киданей и создали государство Цзинь. В его состав входила большая часть Маньчжурии, Северного Китая и Монголии. Просуществовало это государство до начала монгольских завоеваний.
Некоторые народы Северо-восточной Сибири и Дальнего Востока находились на уровне культуры каменного века, селились в полу подземных жилищах, занимались рыболовством, охотой и, где позволяли условия, промыслом морского зверя. Из домашних животных они разводили только собак. Таков был образ жизни предков айнов и гиляков (нивхов) на Сахалине, ительменов и коряков — на Камчатке, юкагиров — на Колыме, в низовьях Лены и Хатанги. В особенно суровых природных условиях протекала жизнь обитателей Арктики (предков эскимосов и приморских чукчей). Охотой и рыболовством существовали обские племена — манси (вогулы) и ханты (остяки), а на севере Западной Сибири — .ненцы. К востоку от Еиисея и восточносибирской тайге обитали охотничные племена оленеводов — эвенков. В Прибайкалье жили предки якутов; они разводили рогатый скот и лошадей. Социально-экономический строй этих народов оставался более или менее неизменным вплоть до того времени, когда они оказались под воздействием русской культуры.
Осваивая северные территории, славяне старались действовать мирным путем, в отличие от тех же норманнов. Органично вливаясь в культуру северных народностей, они привносили в их быт новые технологии, новые материалы и продукты.
«У земледельческих и скотоводческих народов Северного Кавказа — аланов (осетин) и адыгейцев, существовали непрочные племенные союзы. Отдельные племенные вожди враждовали друг с другом.» — такое положение вещей было не только на Северном Кавказе. Такая ситуация наблюдалась и по всей территории России. Именно поэтому так долго продолжалось нашествие татаро — монгольское ига. Каждый мало-мальский «вождь» самостоятельно пытался защитить свои земли, соглашаясь на сомнительные союзы или дань, не думая о свободе всего народа. Таким образом и произошло и смешение культур и генофонда — кто-то мирно договорился за дань, кто-то решил вопрос силой, кто-то вообще сдался.