Басмачество и Гражданская война


Басмачество – партизанское, военно-политическое движение, которое зародилось в Средней Азии после революционных событий 1917 года. Буквально слово «басмач» означает «налетчик», «бандит», «разбойник».

Вопрос появления басмачества вызывает дискуссии в среде историков. Центральная идея советской историографии: басмачи – бандиты, которые не имели ни идеи, ни аппарата власти. В середине ХХ века появилась противоположная идея, что басмачи были борцами за независимость и самоопределение родных земель, которые смогли сформировать серьезное антибольшевицкое движение сопротивления. К проблеме целей, происхождения и задач басмачества никто не подходит беспристрастно – помимо фактов, мы имеем множество мифов, созданных во времена расцвета движения басмачей и после их исчезновения.

Чаще всего, участники движения называли себя моджахедами – борцами против неверных, не мусульман.

Современные исследователи приводят множество фактов, согласно которым сами участники движения считали прозвище «басмачи» оскорбительным и неправильным по отношению к ним. Во времена Гражданской войны прозвище стало гордостью – оно означало воина и борца за справедливость, его носили как титул.

На современном этапе лидеры басмаческого движения считаются героями, а местное население хранит о них память. Один из наиболее известных исследователей движения С.Муллоджанов отмечает, что до сих пор в учебниках нет единого мнения по поводу значения басмачества в истории.

Значение басмачей в Гражданской войне так же неоднозначно: одни считают «налетчиков» представителями «третьей силы», другие называют их полноправной стороной конфликта.

Единственная идея, в которой историки пришли к единому мнению – басмачество сыграло большую роль в истории Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и России. К. Абдуллаев отмечает, что именно басмачи не дали большевикам распространить идею мировой революции на Восток. На современном этапе развития исторической науки басмачей считают символом единения народа в борьбе за право на самоопределение. Интерес к теме этого движения возрос за последние 20 лет.

История басмачества начинается в 1918 году, когда непризнанное государство Туркестанская автономия пало. Другое название – Кокадская автономия. Государственное образование существовало несколько месяцев – с ноября 1917 года по февраль 1918 и охватывало территории современного Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Кокадская автономия была разгромлена Красной Армией со значительными разрушениями и количеством жертв. Правители самопровозглашенного государства отказались признать власть Советов – в ответ был прислан карательный отряд под руководством К.Осипова. После ликвидации Кокадской автономии была образована еще одна советская республика – Туркестан.

Главными идеями басмачества были:

  • Пантюркизм – течение, пропагандирующее необходимость объединение тюркских народов на основе религии, языка, культуры. Зародилось течение в противодействие господству России в середине XIX века.

  • Панисламизм – культурное и религиозное течение, в основе которого лежат идеи единения мусульман под главенством халифа.

Активнее всего басмачи действовали в районе Ферганской долины, Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах. Действовали басмачи отдельными соединениями, количество которых колебалось от нескольких десятков и сотен до тысяч человек.

Главные методы действия басмачей – партизанские рейды. Отряды располагали в труднодоступных районах – на таких территориях басмачи были практически непобедимы. База в горных районах была надежным местом, из которого басмачи могли совершать набеги на силы большевиков. Отряды нападали в густонаселенных районах, пользуясь эффектом неожиданности. Открытых столкновений избегали, предпочитая нападать с тыла на небольшие отряды врага. Кроме того, басмачи разрушали укрепления отрядов большевиков и выгоняли их из захваченных городов. Политика большевиков относительно захваченных территорий стимулировала отряды басмачей действовать активнее.

Этапы развития движения басмачей во время Гражданской войны и после ее окончания:

  1. 1918 год – формируются базовые центры движения. Наиболее активно движение сопротивления развивалось в Фергане.

  2. С 1919 по 1920 год – движение стало масштабным, действовало по всей территории Средней Азии.

  3. С 1921 по 1922 год – главные центры басмаческого движения были разбиты Красной Армией.

  4. До 1926 года главные отряды повержены на территории всей Средней Азии. До конца 20-х годов движение практически не проявляло активности.

  5. Начало 30-х годов – коллективизация, которая вызвала новый виток волнений. Движение басмачей возобновило свои действия. Согласно советской историографии в 1932 году отряды были окончательно разбиты. Современные историки настаивают, что басмачество действовало до начала 40-х годов.

В ходе Гражданской войны басмачи неоднократно вступали в борьбу с Красной Армией, но вынуждены были подписывать соглашения о мире. известнейшими лидерами отрядов басмачей были:

  • Джунаид-хан – действовал на территории Хорезма.
  • Мадамин-бек – лидер басмачей в Фергане. Командовал одним из наиболее численных отрядов – около 30000 человек.
  • Муэтдин-бек – один из предводителей басмачества в Фергане в начале 20-х годов.
  • Ибрагим-бек – руководитель басмаческого движения в Таджикистане, Узбекистане.

Среди причин поражения басмачей:

  • Методы действия басмачей не были приспособлены к войне против масштабной Красной Армии.
  • Высокий уровень разрозненности отрядов, отсутствие единого центра и лидера.
  • Отсутствие союзников.
  • Басмачество базировалось лишь на религии и социальной верхушке населения.
4.3/5 - (3 голоса)


: 3 комментария
  1. Tasyonka

    Статья заставила задуматься о том, как по-разному могут быть рассмотрены исторические события, достаточно расставить те или иные акценты, и дети прочитают в учебниках уже не о «бандитах», а о «героях». И ещё, меня осенило, ведь это именно те самые басмачи из «Белого солнца пустыни», Абдула и его банда.

    1. Евгений

      Мне никогда не нравился Федор, потому что он не дал сжечь тех женщин.

  2. Филофей

    Как и украинский национал-бандитизм, басмачество возросло на почве безвластия 1917 года, были еще свежи в памяти события 1916 года, когда в Средней Азии поднялось восстание против России. Англичане, безусловно, поддержали антирусские выступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *